В бумагах, сопровождающих всю эту историю, постоянно мель-кают три серии выпущенных РИКБ «Сахакредитбанк» в адрес «Акбрута» векселей: с В-1 по В-25, с В-21А по В-25А и с SKB С-1 по SKB С-40. Каждый на сумму 100 млн. долларов. Дата выпуска — 06.08.96, дата оплаты — 06.08.01. Впрочем, и в драфтовом, и в основном договоре предусматривалось их автоматическое продление. А к гаран-тиям правительства на эти векселя был оформлен даже специальный купон на сырьё, действительный аж по июнь 2005 года, на два миллиарда долларов. К слову, годовой объём реализации «Алроса» со-ставляет всего-то 1,7 млрд. долларов, да и то большая часть этой реализации свя-зана договорами с «Де Бирс».
От имени правительства Республики Саха (Якутия) векселя, гарантии и прочие финансовые документы по этому поводу подписаны председателем правительства Юрием Кайдышевым и министром финансов Владимиром Птицыным.
«Вы что, как финансист не видели, что Сахакредитбанк по своему балансу не имеет права выпускать бумаги на такие суммы?» — поинтересовалась я при встрече теперь уже с экс-министром Владимиром Птицыным.
«Ну... Время-то было такое. Что мы знали о ценных бумагах? Не было ни законов, ни фондового рынка, ни рыночных механизмов регулирования. К тому же острая нехватка квалифицированных кадров».
Вот с последним не могу не согласиться. Иные из документов, фигурирующие в этой истории с многомиллиардными суммами, выглядят порой так, будто их сляпали за ночь «на коленке». Наверное, и вправду шибко быстро делали.
И что мне мог сказать Птицын по поводу того, почему он эти бумаги подписывал? Ничего. Принесли — подписал. Правда, надо сказать, что он, пожалуй, был единственным из якутских чиновников, который, похоже, ещё пытался как-то противостоять столь вольному правительственному обращению с государственными финансами. За что ещё в мае 1997 года схлопотал выговор «за неоднократное невыполнение указаний председателя правительства Республики Саха (Якутия)» и предупреждён о неполном служебном соответствии. Правда, менее чем через неделю этот выговор сняли, опасаясь реакции инвесторов (и, наверное, держателей векселей). Ну уж а когда указом президента от 7 октября этого года сам Птицын был отправлен в отставку, так вообще, похоже, он почувствовал себя счастливым. Возглавляя якутский Минфин, отметил экс-министр в одном из интервью, вообще «невозможно проводить независимую финансовую политику», поскольку все принципиальные вопросы согласуются с президентом и председателем правительства. Отметим этот факт.
По утверждению Птицына, он, догадываясь о сомнительном характере сделки с векселями, попытался не давать им ходу, придерживая в рабочем сейфе особо важные документы, касающиеся их обеспечения. Ну да, действительно, гарантийные обязательства по векселям, и, похоже, неслучайно оформлены из рук вон плохо. Кое-где не хватает необходимых подписей. Или печатей. Или регистрационного номера.
Но если честно, то более всего такой порядок оформления бумаг похож на попытку противопоставить хитрости «еврейской» (проходимца Александра Акбрута) хитрости «якутской». То есть га-рантии не оформлены, а векселя без них вроде как недействительны.
Как же! Векселя к тому времени уже упорхнули за пределы республики и были, похоже, уже несколько раз в той или иной форме перепроданы. И Птицын об этом был прекрасно осведомлён. Так, кроме уже упомянутого «Акбрута» среди держателей векселей засветилась швейцарская компания «Астор файненс», которая в свою очередь удачно сбагрила их ирландской «Централе трейдинг лимитед». Та по договору переуступки переправила их австрийской «Сосьете полярис корпорейшн». И это только те фирмы, которые напрямую прослеживаются в официальных документах.
Руководитель швейцарской фирмы «Бельвю Ассошиэйтс СА» Марина Громова рассказала в телефонном разговоре, что её фирма два года бомбила Сахакредитбанк и правительство Якутии письмами с просьбой подтвердить попавший в их распоряжение вексель, однако ответа так и не дождались. Именно с этим векселем при предъявлении его в адвокатскую контору якобы и попался её муж Адель Громов. На самом деле всё было законно.
В косвенных же ссылках мелькают и другие компании, американские и европейские, которые тоже могут в своё время предъявить свои права на обещанные Якутией активы. Загадкой остаётся, чем же (или какой долей в этих активах) были в своё время оплачены всё-таки вернувшиеся в республику 30 векселей?
И первым этим обстоятельством обеспокоился, похоже, только сменивший Птицына на посту министра (и зампреда правительства) Сергей Яныгин, именем которого сейчас почему-то в народе и называется вся эта невероятная афера. Может быть, из-за разыгранного «задержания». А может быть, и потому, что именно он первым попытался провести расследование всей этой истории.
Реакция руководства Сахакредитбанка, в сейфах которого вроде бы и должны были храниться оригиналы векселей, была также из разряда очевидного и невероятного.
В особом, «строго конфиденциаль-ном» послании в адрес зампреда Республики Саха (Якутия) С.В. Яныгина президент банка Анатолий Николаев пишет о том, что комиссия, разбиравшаяся в данном вопросе, предлагает на обсуждение следующие варианты выхода из создавшегося положения.
A) Официально предложить нерезидентам, держателям векселей, вернуть их для ликвидации в связи с тем, что они до сих пор не обеспечены зарубежными ин-вестициями.
Б) Предложить держателям вернуть назад векселя и взамен предложить Договорные банковские гарантии с авалем правительства PC (Я).
B) Выкупить векселя у держателей по минимальной договорной цене.
Г) Истребовать возврата векселей у держателей в судебном порядке как полученные путём мошенничества и злоупотребления доверием.
Как видно, предложенные варианты — один краше другого, и на понятие «кидняка» западных держателей векселей не тянет только тот, где всё-таки предлагается их хоть как-то выкупить.
Удивительное совпадение, наверное, но мне при расследовании этого дела просто надоело слушать, в какую ещё дополнительную историю влипал едва ли не каждый, кто на том или ином уровне принимал участие в этой истории.
Так, Птицына попросили за служебное несоответствие. Руководство Сахакредитбанка, как раз именно те, на период работы которых пришлось оформление этих самых векселей, (главбух Степан Аммосов, президент банка Афанасий Степанов и вице-президент Михайлов), в ходе комплексной проверки были уличены в целом ряде служебных шалостей, приведших к пропаже чужих денег.
Разбиравшийся с обстоятельствами дела начальник отдела кредитов и валютного регулирования Министерства финансов Республики Саха (Якутия) Сергей Михайлович Семёнов для консультаций с ним оказался недоступен по причине того, что сел в декабре прошлого года по ст. 159 (3) УК РФ (мошенничество, совершённое в крупных размерах).
Прямо как сговорились.
И уж совсем удивительной оказалась позиция руководителей правоохранительных структур республики, которых многочисленные чиновничьи послания (а кому охота отвечать), прямо как котят слепых, тыкали носом в творящиеся безобразия. Дело, заведённое по этому поводу в республиканском МВД, «не сумел» обнаружить даже один из его бывших руководителей Геннадий Корнилов.
Интересно, а не потому ли, что в период нахождения и расследования этого дела ещё в республиканских органах из некоторых его папок бесследно пропал ряд важнейших документов?
А нынешнего прокурора республики Николая Полятинского, который в силу своих обязанностей не обнаружить всего этого просто не имел возможности, хочется просто пожалеть. На кого он только, похоже, не пробовал сваливать ответственность за разборку в этом малоприятном деле! Например, на бывшего министра финансов России Михаила Задорнова, которого он, перечислив в письме от 03.02.99 за №16-678-98 все перипетии вексельной истории, прямо вопрошает: есть в этом состав преступления? Нанесён ли государству ущерб? Интересно, а зачем ты тогда прокурор?
Вот в таком духе — что это не в ком-петенции Минфина России решать такие вопросы — выдержан ответ прокурору заместителя министра Олега Вьюгина. Но один пассаж из этого довольно сдержанного послания выдаёт-таки истин-ные чувства руководства российского Минфина. «По нашему мнению, факт вы-пуска и обращения за границей векселей, авалированных Министерством финансов Республики Саха (Якутия) на общую сумму 7 (семь) миллиардов долларов США, создаёт угрозу экономике страны и государственным интересам».
Вот так.
|