На минувшей неделе Мосгорсуд вынес приговор в громком деле о массовых беспорядках на Болотной площади в столице. Координатор "Левого фронта" Сергей Удальцов и помощник депутата Госдумы Леонид Развозжаев приговорены к 4,5 годам колонии общего режима. Последнему, кроме того, назначен штраф - 150 тысяч рублей. Суд, если вкратце, установил: столкновения на Болотной площади спровоцировал Удальцов, призывая участников санкционированного марша к несанкционированной сидячей забастовке. Сидячая забастовка спровоцировала толчею, а затем давку, которая переросла в столкновения с полицией. Тогда же Развозжаев организовал прорыв оцепления полицейских. Все это привело к тому, что пострадали 73 сотрудника правоохранительных органов. "Их целью было создание условий для так называемой "логистической катастрофы" - когда единовременно на территории РФ в разных регионах могли случиться массовые беспорядки, что таким образом дестабилизировало бы обстановку", - пояснила пресс-секретарь Московского городского суда Ульяна Солопова.
Уголовное дело в отношении Сергея Удальцова, напомним, началось с документального фильма канала НТВ «Анатомия протеста-2». В фильме были продемонстрированы уникальные материалы встреч оппозиционеров со своими спонсорами из Грузии, где в ходе бесед обсуждались вопросы финансирования радикалов и планы по дестабилизации обстановки в России, вплоть до совершения террористических акций. Реакция оппозиционеров была традиционной. НТВ они заклеймили последними словами, а о документальных материалах стали рассуждать как о фальшивке, трицая свое присутствие в кадре. Впрочем, проведенная экспертиза и другие материалы, всплывшие в прессе, не только подтвердили сказанное в фильме, но и показали механизмы управления толпой и её лидерами из-за рубежа. Кроме того, Константин Лебедев, один из координаторов оппозиции, заключил сделку со следствием, дав детальные показания о подготовке «болота». Более того, Лебедев в интервью журналу «Коммерсант-Власть», заявил, о том, что не увидел смысла что-то опровергать, поскольку следствие располагало серьёзными материалами в отношении организаторов беспорядков. "Лебедев признал вину, в результате его сотрудничества со следствием установлены все организаторы, а также все имеющие значения обстоятельства, в том числе их дальнейшие планы и вопросы конспирации", - отмечалось в его приговоре.
Впрочем, фигуранты «болотного дела», угодившие на скамью подсудимых это лишь часть участников, попавших в поле зрения следствия. Однако есть в этом деле и другие люди, которые сыграв свою роль, остались свидетелями, а то и вовсе отстоялись в сторонке. Вот, например, Марк Фейгин, адвокат. Его фигура интересует СКР, поскольку установлено, что 6 мая, он со сцены на Болотной площади «сообщил митингующим о начале сидячей забастовки у кинотеатра “Ударник” и призывал граждан присоединиться к ней». Эти действия Фейгина были зафиксированы видеозаписью, которая имеется в распоряжении следствия - сообщал ранее Следственный Комитет РФ.
Если говорить просто, то сидячая забастовка, где сели в кучу оппозиционеры, образовала толчею, однако часть активистов «утекала» к сцене, дабы выйти из давки. Фейгин, по сути, своим призывом развернул в обратную сторону походящую к сцене толпу, развернул на другую толпу, которая двигалась к месту проведения митинга. Возможно, адвокат не понимал, что создает хаос. Однако почти в тоже время, когда толчея усилилась, депутат ГД Илья Пономарев кричал своим соратникам «мужики, тут тонко», пытаясь прорвать оцепление милицейского спецназа, которое пыталось регулировать людские потоки.
Вообще, роль и место парламентария Пономарева в силу депутатской неприкосновенности, похоже, пока толком не изучена. Он дал лишь свидетельские показания, о том, как спасал некую бабушку. Однако из показаний Лебедева известно, что при подготовке к преступлению, за которое Лебедев, Развоззжаев и Удальцов осуждены судом, использовался автомобиль при поездках к Гиви Торгамадзе. «Первый раз - в марте 2012 года. Приехали на машине депутата Ильи Пономарева, Леня на ней Удальцова везде возил» - рассказал Лебедев. Кроме машины Пономарева, в ходе следствия всплывала история с мобильным телефоном Удальцова. «Телефонный номер +7985-763-**-** попал в поле зрения сыщиков в рамках расследования уголовного дела против Сергея Удальцова и его помощников, обвиняемых в организации беспорядков в Москве. По информации следователей, телефон оппозиционера был закреплен за Управлением делами Государственной думы России. По данным газеты «Известия», Пономарев передал эту SIM-карту своему соратнику по «Левому фронту» Сергею Удальцову в июне 2008 года. Оппозиционер пользовался этим номером до последних дней, пока его не поместили под домашний арест». И не важно, сколько назвонил Удальцов по казенному номеру. Важно, что и машина, и телефон депутата Пономарева является техническим обеспечением тех, кто не только принял участие в демонстрации, завершившееся стычками с полицейскими силами, но и принял участие в операции, управляемой из-за рубежа. Намекать в этом месте на что-либо не имеет смысла, поскольку техническое обеспечение может быть квалифицировано как материально-техническая поддержка радикальной группировки, с использованием статуса депутата.
Однако Илья Пономарев, вероятно знающий куда больше, чем говорит в свидетельских показаниях, защищен парламентским статусом, а потому пока избежал более тщательного изучения своей роли во всей этой истории. Даже Ксения Собчак, далекая от «левых» активистов, накануне оказалась в курсе возможных неприятностей, чего уж говорить об Илье Яшине, который выпал из-под оделяла тусовщицы, когда следователи обнаружили его «по месту фактического проживания». Дальше всех, как известно, забрался Алексей Навальный. Он, давая показания суду по одному из эпизодов, «честно» рассказал, что сидячей забастовки, с которой якобы все началось, вообще не было. Организаторы шествия хотели показать идущим сзади участникам, что нужно остановиться, чтобы избежать давки. Однако люди продолжали напирать, и организаторы решили присесть на асфальт, чтобы показать, что двигаться дальше нельзя. Сам Навальный шел во главе колонны - отчитались оппозиционные сайты.
Однако если пересмотреть хронику с места «сидячей забастовки», снятую с разных точек, то фактические обстоятельства данного эпизода, явно противоречат тому, что заявил Навальный явно «забыл», как жестикулируя руками приглашал всех сесть на асфальт. Неужели честный парнишка, оппозиционер и борец с коррупцией Алексей Навальный дал суду ложные показания? Получается, что так. Почему он за это не привлечен к ответственности – не совсем понятно. Как непонятно и отсутствие в зале суда Бориса Немцова или Евгении Чириковой, которые также сидели в куче с Навальным и другими оппозиционерами, нервно веселясь. А Чирикова так и вовсе предложила объявить о забастовке со сцены.
Глядя на фигурантов получивших сроки, и на тех, кто проскочил по делу свидетелем, возникает ощущение несправедливости, в первую очередь, по отношению к тем, кто оказался на скамье подсудимых. Получается, что одни, не имеющие статуса депутатов и «звёзд прессы», расплатились своей свободной за тех, кто также принимал участие в том, что признано приговорами судов преступлением, но выпал из поля зрения следствия.
|