Через недавно запущенную Балтийскую трубопроводную систему качают плохую нефть, решила финская компания Fortum - и в этом месяце в шесть раз сократила закупки сырья в конечном пункте БТС, порту Приморск.
БТС - любимое детище президента "Транснефти" Семена Вайнштока. Доставлять нефть по трубе в Приморск решили, чтобы создать альтернативу латвийскому порту Вентспилс. Первую очередь БТС мощностью 12 млн т в год и стоимостью $500 млн ввели в эксплуатацию в конце декабря. В этом году мощность системы планируется увеличить в полтора раза. Но для этого придется сначала ублажить недовольных покупателей нефти.
Fortum стала первым клиентом БТС: в конце прошлого года она приобрела 105 000 т нефти у трейдера "Нафта-Москва". Всего в январе этого года финская компания закупила в Приморске 300 000 т сырья - треть от всего поставленного через систему объема. Но, как сообщил "Ведомостям" вице-президент Fortum Киммо Райхкомо, уже в феврале его компания снизила объем закупок до 45 000 т нефти.
"Мы не слишком довольны качеством этой нефти, - говорит Райхкомо. - Самая главная наша претензия - высокое содержание серы, которое увеличивает стоимость переработки сырья на наших НПЗ в Финляндии". По словам вице-президента Fortum, компания предпочла покупать нефть в Вентспилсе. "Там содержание серы в нефти составляет 1,2% , а в Приморске - 1,4%. Для нас это существенная разница", - говорит Райхкомо.
Эксперты агентства Petroleum Argus объясняют низкое качество смеси в БТС притоком сырья из Удмуртии и Башкирии. По данным агентства, другие покупатели отгружаемой в Приморске нефти также были не слишком довольны качеством и требовали снижения цены на $0,2 за баррель по сравнению с вентспилской ценой. Кроме Fortum, нефть в Приморске покупают американская ExxonMobil, французская TotalFinaElf и швейцарский трейдер Glencore. Представители двух последних компаний отказались обсуждать их торговые операции, а в Exxon Mobil комментариев получить не удалось.
В "Транснефти" на претензии Fortum отвечают, что нефть, поставляемая через БТС, полностью соответствует российскому ГОСТу (и неважно, что в Финляндии о нем ничего не слышали). "Что касается содержания серы, то этот параметр никак не оговаривается ГОСТами, так что никаких претензий к нам быть не может", - говорит вице-президент транспортной компании Сергей Григорьев. А нефть, которую не купила Fortum, по словам Григорьева, все равно нашла покупателей. "Я не могу сказать, кто купил эти объемы в феврале, ведь мы видим не конечных покупателей, а трейдеров-посредников. Но БТС оба последних месяца была загружена под завязку, и вся нефть оказалась востребована", - говорит вице-президент "Транснефти".
Чтобы не возникало проблем с переработкой "тяжелой" нефти из России, клиенты в Западной Европе смешивают ее с более чистой североморской. Так что замминистра энергетики Владимир Станев считает, что "менее придирчивые покупатели всегда найдутся". "А если финнам не нравится нефть в Приморске, пусть покупают в другом месте", - говорит чиновник.
Впрочем, эксперт Petroleum Argus Дмитрий Мосиенко полагает, что уже в марте качество смеси в БТС должно улучшиться, ведь в систему начнет поступать более легкая казахская нефть. Видимо, на это же рассчитывает Fortum. "Мы надеемся со временем восстановить закупки через Приморск", - говорит Киммо Райхкомо. По его словам, уже на следующей неделе Fortum планирует приобрести в этом порту пробную партию нефти. "Мы посмотрим на качество и, если оно улучшилось, продолжим закупки", - говорит вице-президент финской компании.
|