Киевский мэр Александр Омельченко отстоял кресло главы столичной государственной администрации. Леонид Кучма отменил свой указ об отправке Омельченко в отпуск на время ведения предвыборной агитации. Однако цена, которую Омельченко заплатил за эту победу, очень велика - по всей видимости, хозяину Киева пришлось отказаться от своего всеукраинского избирательного проекта "Единство".
Противостояние между Кучмой и Омельченко началось в минувший понедельник, когда Омельченко отказался выполнить указ президента и освободить пост главы киевской городской госадминистрации (КГГА) до выборов в Верховную Раду (31 марта). За неделю кулуарных усушек-утрусок отношение президента к предвыборному "отстранению" киевского градоначальника изменилось на 180 градусов - от "указы президента должны выполняться" до "разрешаю Омельченко держать свою руку на пульсе столицы".
Каким образом взбунтовавшемуся столичному мэру удалось без видимых последствий сохранить свой пост главы госадминистрации - не вполне понятно. Объяснение президента Кучмы выглядит маловразумительным. Комментируя свои действия, он заявил во вторник: "Вчера еще раз встретился с Александром Александровичем и пришел к выводу, что в данной ситуации так будет лучше". "И думаю, что Александр Александрович понимает, что шашкой на коне в это время ничего не сделаешь. Работать надо, а не заниматься политикой, такой политикой, от которой никто не получает удовольствия или другого позитива", - отметил президент.
В последнем пассаже насчет политики, от которой никто (читай - президент) не получает удовольствия, скорее всего скрывается ответ на причины смены гнева на милость. Дело в том, что одной из главных причин конфликта стало стремление президентской команды отстранить избирательный блок киевского мэра "Единство" от рычагов использования административного ресурса в столице и передать карт-бланш на голоса киевского избирателя президентскому блоку власти "За единую Украину".
Поэтому, отмечают местные политологи, тайной статьей "пакта Кучма-Омельченко", по всей видимости, стал обмен парламентских перспектив киевского мэра на голоса избирателей. Это утверждение можно будет проверить уже в ближайшем будущем: если тотальная активность блока Омельченко в Киеве резко пойдет на спад, то это будет подтверждением реальности "великого обмена".
Хотя скорее всего в результате этого конфликта нет победителей. Президент вынужден был капитулировать в борьбе за исполнение своего же указа. Омельченко проиграл потому, что реальным хозяином столицы, как и всей страны, оказался президент Кучма. Более того, как предполагает политолог Владимир Фесенко, Омельченко теперь из самостоятельного политического игрока превращается в средство стратегической борьбы президента с амбициозным лидером "Нашей Украины" Виктором Ющенко. Электорат Ющенко и Омельченко частично пересекается, и киевского мэра могут использовать для оттягивания голосов у самого популярного украинского политика.
Ставленники Омельченко на киевских мажоритарных округах также проиграли - они могут попрощаться с мечтами пробраться в парламент под патронатом киевского мэра. Их места уже занимают дублеры из блока "За единую Украину".
И, наконец, избиратели-киевляне вряд ли остались в выигрыше. Как сообщил депутат Борис Беспалый, районные администрации Киева уже превратились в избирательные штабы. Они оказывают полномасштабную поддержку отдельным кандидатам и "прессуют" неугодных. Теперь эту отлаженную киевским мэром машину останется просто перенаправить в свою поддержку блоку "За Единую Украину" и использовать для получения "нужных процентов" в Киеве.
|