На Берлин!
Николай Вернер весьма живо напоминает Остапа Бендера. Но, в отличие от последнего, наш герой якобы смог переправить через границу около двух миллионов долларов. Так, по крайней мере, утверждают издатели немецких русскоязычных газет, в среду которых он и попал.
Немецкие похождения красноярского "комбинатора" начались с того, что он решил приобрести себе сразу две местных русских газеты, финансовое положение которых было наиболее шатким - "Восточный Экспресс" и "Европа-Центр".
По словам госпожи Коско - бывшей хозяйки "Восточного Экспресса", - когда адвокат Вернера зачитывал паспортные данные своего клиента, выяснилось, что паспорт у Николая Васильевича вовсе не немецкий (как было принято считать), а израильский. А ранее муссировались слухи о его якобы американском гражданстве.
Купив, как уже было сказано, две газеты, Николай Васильевич, не долго думая, объединил их в одну - "Европа-Экспресс". И поставил дело на широкую ногу.
Сразу был снят шикарный офис в престижном районе - в здании "Европа-Центр", что недалеко от главного железнодорожного вокзала западной части Берлина "Zoologische Garten". Оборудовав офис по последнему слову дизайна и техники и набрав огромный штат, владелец новоиспеченной издательской корпорации "Werner-Media" с места в карьер ринулся в бой.
Несмотря на то, что выходцев из постсоветского пространства в Германии довольно много - более 2,5 миллионов, на розничной продаже русскоязычных газет там больших денег не сделаешь. Количество точек, где их можно купить, ограничено. Да и те находятся в основном в крупных населенных пунктах. То есть в Германии за русскими газетами еще надо побегать. Поэтому основной упор делается на подписку. Разумеется, и на рекламу.
И здесь идет весьма жесткая конкуренция, потому что большинство русских в Германии не относятся к обеспеченной части населения. Больше одной газеты почти никто не выписывает, да и одну-то в состояние выписать немногие. Сказывается и то, что, в отличие от США или Израиля, в Германии подавляющее большинство бывших советских граждан - это русские немцы из казахстанских и сибирских деревень. Многие из них и в Союзе газет не читали, что уж говорить о Германии. Положение усугубляется еще и тем, что большая часть русских журналистов, живущих в Германии, приехала туда довольно давно, причем многие еще в советские времена. И вся технология производства рентабельных изданий, которые не требуют дополнительного финансирования, прошла мимо них. Да и суконный язык "Правды" образца начала 80-х - не редкость в местных изданиях.
Почти по Гоголю
Нетрудно догадаться, что новый человек, кое-что слышавший о современных газетных технологиях, да еще и с большими деньгами, в газетном мире "русской Германии" не мог не вызвать озабоченности. Но простой озабоченности среди конкурентов Николаю Вернеру было мало. Он начал пускать пыль в глаза, ну прямо, как гоголевский Хлестаков.
В дополнение к "крутому" офису завел себе "крутую" машину - "Jaguar". А в дополнение к "Ягуару" - троих охранников. Эдаких "братков" в белых спортивных костюмах с надписью "Россия". Надо заметить, что в Берлине едва ли найдется с десяток человек, разъезжающих с охраной. Среди них бундесканцлер Шредер, министр иностранных дел Йошка Фишер и... Коля Вернер, собственной персоной.
Высококачественная бумага и цветная печать с первых же номеров "Европы-Экспресс" должна была убедить конкурентов, что Вернер шутить не собирается. Кроме того, в своей редакторской колонке он принялся регулярно поливать грязью все местные русскоязычные СМИ, и в первую очередь - ведущий берлинский еженедельник "Русский Берлин - Русская Германия". В одном из номеров, к примеру, была помещена карикатура, на которой был изображен человек, весьма похожий на Бориса Фельдмана - главного редактора "РГ-РБ". Рядом стоял мусорный ящик, из которого торчала газета с аналогичной аббревиатурой.
Главным обвинением, выдвинутым Вернером конкурентам, была "желтизна". Это уже верх цинизма, если вспомнить пресловутую красноярскую "Свободную Газету", издававшуюся под патронажем экс-вице-губернатора Красноярья. К слову, на самом деле в Германии в настоящее время выходит только один по-настоящему "желтый" русскоязычный таблоид - ежемесячник "Шанс", фактически являющийся официальным дайджестом "Комсомолки". Не будучи сам журналистом, Вернер понятия не имел о том, что такое журналистская солидарность, и не знал, что в газетном мире не принято открыто хаять другие издания. За что и поплатился, объединив против себя все остальные газеты - явление для Германии, кстати, исключительное.
Впрочем, когда первый вал страстей несколько улегся, многие поняли, что бояться Вернера не стоит. Несмотря на то, что в каждом номере он объявлял и объявляет до сих пор о росте числа подписчиков на 500 человек ежедневно, стало известно, что к середине декабря 2001 года их было не более 12 тысяч. Если считать, что наш "комбинатор" говорил правду, то выходит, что количество подписчиков в первых номерах было отрицательным. Да и рекламодатели почему-то до сих пор стоят в очередь к Вернеру. По сравнению с другими крупными изданиями, реклама в газете "Европа-Экспресс" занимает более чем скромную площадь.
Мыть или не мыть?
Может возникнуть вопрос, к чему мы уделяем такое большое внимание всем этим подсчетам и дрязгам среди русских газет Германии? А вот к чему. По прикидкам конкурентов, еженедельно газета "Европа-Экспресс" обходится Николаю Вернеру в 45-50 тысяч долларов. И тенденции к снижению расходов пока не наблюдается. Трудно поверить, что такой человек как Вернер станет так безрассудно транжирить свои "кровно заработанные" в России деньги. Не похоже это на него. Неужели ручеек финансирования с родины к Николаю Васильевичу продолжает течь? И ручеек, судя по всему, довольно полноводный. А это наводит на размышления об обычном отмывании денег. И по слухам, фигурой нашего героя уже заинтересовались в соответствующих ведомствах ФРГ.
Впрочем, один судебный иск Вернер должен уже в ближайшее время получить. От компании... "Warner Brothers". Дело в том, что эмблема "Werner Media", помещенная в логотипе газеты, с удивительной точностью повторяет эмблему знаменитой американской фирмы. Конечно, вряд ли представители "WB" читают немецкую русскоязычную прессу. Но, по-видимому, как всегда бывает в таких случаях, нашлись "добрые люди", которые подсказали и показали.
Хотя, это все семечки, по сравнению с теми неприятностями, которые грозят г-ну Вернеру в случае, если подозрения в отмывании денег сменятся у немецких властей уверенностью.
В городе Сочи темные ночи
Но Николай Васильевич не унывает. Ведь на него работает весьма хитромудрый юрист. Его фигура, кстати, тоже заслуживает нескольких слов. В конце 80-х Юрий Штамов работал в прокуратуре города Сочи. Что там с ним точно произошло, нам пока неизвестно, но выходцы из этого южного города о Штамове наслышаны и говорят, что история была вроде бы темная. Короче говоря, еще в советские времена экс-работник прокуратуры попал в Германию в качестве беженца - жертвы тоталитарного режима. Когда СССР развалился, в середине 90-х Штамов пытался возвратиться в Сочи на свое старое место работы. Не вышло. То ли мест не было, то ли память у коллег оказалась долгая - неизвестно. И вот, с приездом Вернера в Германию, Штамов пристал к его берегу. В Настоящее время он ведет все его дела, составляет иски, осуществляет все контакты с адвокатами и занимается денежными вопросами.
В самом деле, для того, чтобы открыть с таким размахом фирму в Германии, иметь только большие деньги мало. Необходимо также предоставить доказательства их легального происхождения. А вот с этим делом у Николая Вернера, видимо, туго? Так что, хороший юрист ему просто необходим.
И, в заключение, о реакции Вернера на все обвинения по поводу темного красноярского прошлого. Его знакомые в Берлине говорят, что Николай Васильевич эти обвинения напрочь отметает, утверждая, что в Красноярске он не просто ничего не заработал, а даже потерял. А что? Может, поверим парню?
Обсудить материал в форуме
|