«Ставрополье снова оказалось в центре громкого конфликта, которому спешат придать «межэтнический» оттенок. На прошлой неделе адвокат Иван Воронцов опубликовал на страничке в соцсети «Одноклассники» письмо своего клиента – многодетной матери из Ставрополя Татьяны Черновой. Женщина пишет, что дом, где уже два года живет ее семья, купил некий «кавказский авторитет по имени Аслан». И далее в том же духе: «Наш край оккупируют... муж один, а эти кавказцы все здоровые и приезжают по пять машин за раз». Жалобных писем на просторах Интернета ежедневно появляются сотни. Но именно это, с нажимом на национальный аспект, вызвало необычайно бурную реакцию, породив гигантское количество комментариев и ссылок. Многократно перепечатали письмо Татьяны Черновой и националистические интернет-ресурсы, которые с ходу ухватились именно за упоминание «кавказского авторитета». Заинтересовалась этой ситуацией и «Открытая» - пишет обозреватель издания Антон Чаблин, в журналистском расследовании. Репортёры выяснили, что трагическая история семьи Черновых, которую лишают единственного жилища, – лишь одна из страниц многолетней эпопеи захвата огромного земельного участка, некогда принадлежавшего Всесоюзному НИИ кукурузы.
Причем главные антигерои этой истории – не какие-то «залетные» авторитеты, а местные чиновники, за бесценок распродающие общенародное достояние. А у коррупционеров, как известно, национальности нет. Кандидаты рейдерских наук
В советские годы Ставрополье считалось одной из цитаделей аграрной науки СССР. Здесь было несколько крупнейших научно-исследовательских институтов, одним из которых был Всесоюзный НИИ кукурузы. Он расположен в Пятигорске, и почти с момента основания его бессменно возглавляет академик Россельхозакадемии Владимир Сотченко.
Институт имел несколько филиалов по всей стране, а также опытно-селекционную станцию в окрестностях Ставрополя (она располагала опытными полями общей площадью почти 5,4 тысячи гектаров в Шпаковском и Грачевском районах).
После развала СССР на фоне тотального безденежья начался развал академической науки: молодежь, не видя перспектив, уходила в бизнес, началась распродажа пришлым «инвесторам» сельскохозяйственных земель и помещений. В одночасье советское интеллектуальное богатство, копившееся десятилетиями, было обращено в золотую пыльцу на липких ручонках. За последнее десятилетие в крае были разорены Ставропольский институт комплексного использования молочного сырья (НИИКиМ), Ставропольский институт гидротехники и мелиорации (СтавНИИГиМ), Ставропольский научно-исследовательский и проектно-изыскательский институт по землеустройству (СтавропольНИИгипрозем), опытно-селекционные хозяйства «Михайловское», «Темнолесское» и «Ставрополец» (Шпаковский район), «Семеновод» (Новоалександровский район) и «Русское» (Курский район). Список «научных потерь» можно продолжать еще долго…
Печальную судьбу других опхозов и НИИ повторила и упомянутая селекционная станция в окрестностях Ставрополя: из 5,4 тысячи гектаров сельхозземель ныне у нее не осталось ни единого клочка. А затем и сама станция прекратила существование, будучи прошлой весной присоединенной к Ставропольскому НИИ сельского хозяйства (СНИИСХ).
«Нарезали», как колбасу
Вот лишь несколько эпизодов развала крупнейшего научного учреждения Ставрополя. В конце 2004 года президиум Россельхозакадемии (его возглавляет президент академии Геннадий Романенко) «добровольно» отказался от огромного участка площадью 47,3 гектара на улице Березовой Ставрополя, где некогда располагались опытные поля.
Эта земля была принята в муниципальную казну Ставрополя, а в феврале 2005 года постановлением вице-мэра Андрея Уткина передана в трехлетнюю аренду частной фирме «ЮгАгроТехСервис Плюс» (ранее компания занималась ремонтом тракторов в Туркменском районе) под строительство коттеджей для очередников – ветеранов войн, многодетных семей, детей-сирот...
Затем этот участок очень долго путешествовал между разными бизнесменами, но «социальное» жилье строить здесь так и не начали. Наконец, три года назад вице-мэр Игорь Бестужий своим постановлением предоставил этот участок компании «Трикс», возглавляемой Андреем Локтевым.
Сейчас Бестужий отстранен от должности, его судят по обвинению в получении взяток при распоряжении муниципальными землями. Локтев же является президентом Фонда перспективного развития Лермонтова, и прошлым летом был задержан сотрудниками МВД при попытке получения взятки в размере 5,5 млн. рублей за «содействие» в выделении земельного участка под строительство торговой базы.
Два года назад гордума Ставрополя заинтересовалась судьбой принадлежавшего Россельхозакадемии земельного участка («Открытая» подробно писала об этом в статье «Разудалый передел», №13 от 4 апреля 2012 г.). Депутатская комиссия, которую возглавлял вице-спикер Виктор Надеин, предложила администрации города изъять этот земельный участок как неэффективно используемый, а затем выставить на торги. Что и было сделано.
Между тем, к тому времени на этой земле уже было построено несколько частных домов. Всего же посреди поля «нарезано» более трехсот отдельных участков, каждый стоимостью примерно полмиллиона рублей. Вот и считайте, какую сумму на этой многоходовой афере потеряло государство.
Академики или пройдохи?
После всех манипуляций уже в 2006 году у опытно-селекционной станции осталось 115 гектаров, которые были разделены краевым управлением Росимущества (его возглавляла Ирина Карлова) на четыре участка в разных частях города. Один из них, площадью 46,2 гектара, примыкал к Чапаевскому проезду. Он оказался смежным с наделом, о котором мы говорили выше, предоставленным Дмитрием Кузьминым под строительство коттеджей.
Земля эта не возделывалась, находясь в необычайном запустении. И поныне, проезжая по улице, можно увидеть огромные ряды заброшенных и разбитых теплиц. Пять лет назад Октябрьская прокуратура Ставрополя провела здесь проверку и установила, что участок самовольно заняла компания «Рокада-строй» (которая к тому времени стала владельцем 47-гектарного участка на Березовой и собиралась здесь строить коттеджи).
«Рокада», недолго думая, самовольно возвела на «академическом» участке растворно-бетонный узел и несколько складов, здесь проложили дорогу (съезд с Чапаевского проезда) к стройплощадке на Березовой, готовились начать укладку коммуникаций. Краевое управление Росимущества обратилось с иском к «Рокаде», требуя снести незаконные постройки. И суд выиграло. Ну а дальнейшая судьба и нынешний собственник этой земли, увы, неизвестны.
Еще один участок, принадлежавший опытно-селекционной станции, площадью 36,9 гектара (он примыкает к улице Северный обход) также долгие годы не возделывался. Полтора года назад этот участок по согласию Россельхозакадемии был безвозмездно передан федеральному Фонду содействия жилищному строительству (фонд РЖС).
Правление фонда одобрило его «комплексное освоение в целях жилищного строительства». Проще говоря, здесь будут строить коттеджи. Вероятно, уже в нынешнем году участок будет выставлен на торги.
Увы, застроить территории разоренных НИИ и опхозов для государства куда проще, нежели возродить их. Сколько бы власти ни трубили о возрождении отечественной науки.
Царица полей
А теперь что касается самого «лакомого» участка, оставшегося от почившей в бозе селекционной станции. Он имеет площадь в 20,9 гектара, и расположен в районе улицы Селекционной, в полях, где прежде проходила Туапсин-ская железная дорога.
Прелесть этого участка для инвесторов в том, что по его периметру некогда строилось многоэтажное жилье для сотрудников НИИ кукурузы, так что здесь уже проведены все инженерные коммуникации. В отличие от хлябей в полях на Чапаевке или на Северном обходе, куда нужно еще тянуть газо– и водопроводы.
Именно на этом участке и располагалась собственно станция: были лабораторные корпуса, склады, проходили выставки, то есть кипела научная жизнь. Однако в начале «нулевых» учреждение стало хиреть, комом копились долги.
И вот в 2005 году по одной из таких долговых историй на торги было выставлено имущество станции – семь уже порядком обветшалых зданий общей площадью более 2500 кв.м: семено– и зернохранилища, лаборатория, склады, бокс и навес для хранения масел.
Служба судебных приставов наложила на имущество арест, и в октябре 2005 года Российский фонд федерального имущества (РФФИ) продал его на торгах за 700 тысяч рублей компании «Став-стар». Причем проданы строения были без земельных участков: земля находится в федеральной казне, и по закону не подлежала отчуждению.
Например, от лаборатории площадью 186 метров остались только дырявые стены, и обошлась она «инвестору» всего в четыре тысячи целковых. Но компании пришлось потратиться на суды: спустя год после покупки она обратилась с иском к краевому управлению Росрегистрации, которое «забыло» зарегистрировать переход права собственности на строения станции.
Схема давно известная: когда имеется решение суда о признании права собственности, почти нереально отобрать эти строения у «инвестора». Видимо, эти ветхие постройки «Став-стару» были о-очень нужны... А вот лишние вопросы – наоборот.
Про эту строительную фирму вообще стоит рассказать особо. Она была учреждена в июле 2004 года в Ставрополе тремя партнерами – ресторатором Натальей Бобровой, директором государственного спиртзавода «Ставрополец» Вячеславом Кесаевым и карачаевским бизнесменом Хаджи Голаевым.
Двое последних тесно связаны деловыми связями с одним из крупнейших в крае бизнесменов и землевладельцев Асланом Каракотовым, который и считался истинным владельцем «Став-стара».
И вот очень скоро стало понятно, зачем партнерам Каракотова нужна была такая хитрая «земельная» схема: застройщики предъявили претензии на весь огромный участок.
Многоэтажная афера
После вступления в силу Земельного кодекса России все юрлица были обязаны либо переоформить право постоянного бессрочного пользования на свои земли на право аренды, либо выкупить участки в собственность. Разумеется, логичным было бы, если бы Россельхозакадемия оформила свои земли в Ставрополе в собственность.
Но почему-то участок на Селекционной НИИ кукурузы решил арендовать, на что опять-таки было легко получено разрешение президиума Россельхозакадемии. В апреле 2007 года была проведена кадастровая оценка участка, исходя из которой определили его арендную стоимость, после чего НИИ кукурузы заключил договор аренды с Росимуществом.
А спустя две недели институт неожиданно переуступает право аренды участка все тому же «Став-стару», который к тому времени выкупил на этой земле еще одно строение (трехэтажный лабораторный корпус), где разместил офис.
Стоимость аренды была определена в 2 млн. рублей в год. Но даже эти смехотворные деньги компания не платила, из-за чего в ноябре 2011 года Росимущество обратилось с иском в суд, требуя взыскать долг.
В свою очередь «Став-стар» подал встречный иск, требуя признать арендную плату завышенной. Пустячный в общем-то процесс длился полтора года, его даже попеременно вели двое судей – Алексей Говорун и Маргарита Кузьмина. По всему, дело злонамеренно затягивали.
В итоге была признана правота «Став-стара», и сумму долгов за аренду снизили с 2 миллионов... до 32 тысяч рублей. Которые богатейшая фирма, конечно, в бюджет быстро выплатила. А следом и выкупила участок...
Науку распродают за копейки
В 2007 году, когда по заказу краевого управления Росмущества и проводилась кадастровая оценка участка, он имел разрешенный вид использования «земли поселений». А это значит, что его кадастровая стоимость была максимальной, поскольку такие земли пригодны под самый рентабельный вид использования – многоэтажную застройку.
И вдруг спустя два года вид использования неожиданно поменялся на «земли сельскохозяйственного назначения», при котором кадастровая стоимость минимальна. Вид использования поменяла краевая Кадастровая палата, которая в обоснование указала на некое постановление главы Ставрополя №2455 от 20 февраля 2009 года.
То есть росчерком пера кадастровая стоимость участка (а для земель, находящихся в госсобственности, исходя из нее, рассчитывается и арендная плата, и продажная цена) уменьшилась более чем в двести раз! И едва это произошло, в сентябре 2011 года «Став-стар» поспешил выкупить участок у государства.
Под договором купли-продажи стоят подписи руководителя краевого управления Росимущества Сергея Сушкова и директора фирмы Хаджи-Мурата Голаева. А теперь внимание! Выкупная цена участка (исходя из резко снизившейся кадастровой стоимости) составила... 170 тысяч рублей. Нет, я не ошибся – не миллионов, а тысяч! То есть огромная территория в черте города, потенциально годящаяся для коттеджной застройки, со всеми коммуникациями, ушла в частные руки за копейки.
«Стрелочника» нашли быстро
Итак, продажа состоялась. А сразу после этого «Став-стар» обратился с очередным иском к краевой Кадастровой палате, требуя признать незаконным изменение разрешенного вида использования. Зачем это было нужно «инвестору»? Дело в том, что земли, предназначенные для сельского хозяйства, застраивать запрещено – для этого нужно проводить публичные слушания, что долго и сложно.
А в суде выяснились поистине криминальные детали сделки. Оказывается, никакого постановления мэра Ставрополя №2455 в природе не существует! То есть кадастровая оценка участка, проданного «Став-стару», занижена незаконно. Впрочем, арбитражный судья Светлана Жирнова расценила это лишь как «техническую ошибку». Единственный нюанс – из-за этой «ошибки» государство потеряло гигантские деньги. Впрочем, «стрелочника» нашли почти мгновенно: им оказалась кадастровый инженер краевой Кадастровой палаты. В апреле прошлого года Октябрьский следственный отдел Следкома возбудил против нее уголовное дело по ч. 1 ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий»).
Ущерб, причиненный действиями молодой женщины, следствие оценило в 35,3 млн. рублей. Как бодро отчиталась пресс-служба прокуратуры, дело находится на личном контроле прокурора Промышленного района Геннадия Митрясова. Правда, минул уже год, а вестей из Следкома никаких. И понятно, почему. Ведь если суд признает вину кадастрового инженера, то это автоматически влечет ничтожность сделки купли-продажи, заключенной Сушковым и Голаевым. Значит, землю «Став-стару» придется вернуть. А затем повторно выкупать, но уже по рыночной цене. Нужно ли это «инвестору»?!
А ведь Сергей Сушков умудрился продать фирме «Став-стар» не просто участок в 21 гектар, на нем располагалось еще несколько объектов инфраструктуры (которые по закону являются неотчуждаемыми).
Во-первых, это сразу две дороги общего пользования. Одна из них идет через поле к дачному товариществу «Селекционер», а вторая – это часть улицы Селекционной, на которой расположены промышленные объекты.
Во-вторых, «Став-стару» отошли земельные участки, на которых расположены газораспределительная и трансформаторная подстанции.
И наконец, в-третьих, «Став-стар» вместе с землями Россельхозакадемии купил и земельный участок, на котором расположен дом семьи Черновых. Одна из «проданных» дорог является единственным подъездом к дому Черновых и одновременно пожарным выездом для мельничного комбината на улице Селекционной.
Деньги любят тишину
Черновы купили этот домишко два года назад у прежнего владельца за 600 тысяч рублей. Цена копеечная, потому что и дом невелик – три комнаты на 74,5 метра, вдалеке от города, через забор – мукомольный завод. Затеяли ремонт, надеясь, что обоснуются здесь надолго...
Могли бы они тогда помыслить, что их жизнь превратится в сущий ад стараниями «авторитета Аслана»?! В декабре 2012 года на подъезде к их дому появился грузовик, откуда рабочие стали выкидывать бетонные блоки прямо перед воротами мукомольного завода. Командовал работой представительный мужчина – как оказалось, это и был Аслан Каракотов. Жители вызвали наряд полиции. Со стороны Каракотова на место тоже примчались несколько автомобилей с крепкими молодцами. К счастью, до мордобития дело не дошло. Но, чтобы не провоцировать конфликт, застройщик бетонные блоки поспешил убрать.
Черновы тем временем стали бить во все колокола: писали жалобы в краевые и федеральные инстанции, нашли юриста (им согласился помочь Иван Воронцов, с которого мы и начали наш рассказ), пригласили съемочные группы местных телеканалов.
Кроме того, возмутились дачники из соседнего товарищества «Селекционер», к которому ведет перекрытая блоками дорога (она, правда, не единственная, но самая короткая). Дачники направили коллективное обращение на имя губернатора края Валерия Зеренкова, прокурора Юрия Турыгина и сити-менеджера Андрея Джатдоева.
Естественно, дельцы всерьез испугались такой «публичности»: недаром говорят, что деньги любят тишину. После того как сюжет о проданной земле НИИ кукурузы показали по краевому телевидению, Каракотов сотоварищи решили перепахать выкупленный участок. Впервые за десять лет, да еще и в середине декабря!
Видимо, хотели показать, будто эта земля используется по назначению. Хотя вскоре эта надобность у «Став-стара» отпала, ведь проявившая чудеса гибкости Кадастровая палата снова разрешила использовать землю под застройку, а не для сельского хозяйства.
Остросюжетный боевик
Ну а что же несчастные Черновы?! Чем больше вместе со своим юристом разбирались они в этой запутанной истории, тем страшнее становилось: с какой же махиной по «отмыванию» денег они волею судеб столкнулись! Ведь не зря Каракотов и компания приложили столько усилий, чтобы получить в собственность огромный земельный участок. А тут под ногами мешаются какие-то Черновы с тремя маленькими детьми...
Сами Черновы признаются, что живут в постоянном страхе за свою жизнь: вокруг их дома вечерами стали кружить молчаливые мужчины в надвинутых на глаза шапках. Потом кто-то отравил овчарку... В конце концов семья была вынуждена на время переселиться к своим знакомым в центр Ставрополя. Но ведь бесконечно долго у друзей не проживешь, да еще и с тремя детьми (младшей дочери нет и года).
А на прошлой неделе боевитые коллеги Каракотова снова пошли в лобовую атаку: пригнали на улицу Селекционную грузовик и уложили бетонный блок поперек дороги – почти на том же самом месте, где лежали прежние. Снова по тревоге поднялись местные телеканалы, которые приехали снимать это безобразие, пошла гулять волна по Интернету... Преграду снова убрали, но надолго ли?
Будь застройщик поумнее, давно бы предложил семье Черновых достойную компенсацию, переселил бы в хорошую квартиру в центре Ставрополя. Поиздержался ведь «Став-стар» на юристов, что для него «отступные» для невольных жертв его манипуляций?! Копейки!
Все-таки потенциальная выгода, которую можно получить с 21 гектара, покроет любые издержки с лихвой. Да и сам Чернов готов выкупить злосчастную дорогу к своему дому. Естественно, по той же цене, по которой эту землю Росимущество продало «Став-стару»: по 8 тысяч рублей за гектар.
О столь резонансной ситуации не может не знать и врио губернатора Владимир Владимиров: он внимательно следит за блогосферой, реагируя на все горячие новости. Губернатор уже много раз публично обещал навести порядок в распоряжении государственными землями на Ставрополье. И обязан немедленно вмешаться и в эту ситуацию, которая на наших глазах из рейдерского эпоса превращается в остросюжетный боевик» - полагает автор, прямо предлагая "правоохранителям вернуться к этой афере века, серьезно подкосившей АПК края."
|