Еще 1 января 2000 года эксклюзивным продавцом рекламных возможностей на каналах ОРТ и РТР стала компания "Медиа сервис "Видео Интернешнл" - дочерняя структура агентства "Видео Интернешнл". В столице Сибири сбором рекламы должен был стать филиал агентства - "Видео Интернешнл'С" ("ВИ'C"). Однако фактически "ВИ'С" приступил к сбору рекламы на РТР и ГТРК "Новосибирск" только с 1 февраля 2002 года. По словам председателя ГТРК Якова Лондона, "мы долго удерживали ситуацию под контролем, но были вынуждены подчиниться решению ВГТРК".
По данным исследования "Доли новосибирских телекомпаний в телесмотрении", проведенного Gallup Media в декабре 2001 года, 8-й канал, на котором вещают РТР и ГТРК "Новосибирск", занимает 19% рынка. При этом на РТР приходится 12%, а на ГТРК "Новосибирск" - 7%.
Генерального директора РИА "Видео Интернешнл'С" Анатолия Горнштейна также удивляет медлительность, с которой шел процесс передачи прав на сбор рекламы. "То, что это не было сделано до февраля 2002 года, - результат противодействий со стороны чиновничьих кругов, - рассказал "КС" господин Горнштейн. - Но с чьей именно стороны было это противодействие, мне сказать трудно".
Впрочем, в "ВИ'С" не испытывают эйфории в связи с получением прав на сбор рекламы на ГТРК "Новосибирск". "Не знаю, совпадение это или нет, но с февраля ГТРК существенно изменило условия для рекламных агентов, - заявил Анатолий Горнштейн. - В итоге размер агентских уменьшился в несколько раз".
В результате "тихой революции" на ГТРК "Новосибирск" "ВИ'С" теперь контролирует сборы практически на всех телеканалах Новосибирска, кроме НТН-12, где рекламное время продает рекламная группа "Большая река".
Директор этой компании Юрий Гревцов сообщил "КС", что проникновение "ВИ'С" на ГТРК можно рассматривать как захват. "Рынок давно недоволен сложившейся ситуацией: хотя называть "ВИ'С" монополистом нельзя по решению суда, лучшее определение этого агентства - "почти монополист", - считает господин Гревцов (ПолитСибРу: На сегодняшний день, по распространяемой самим "ВИ'С" информации (данные замеров Gallup Media), агентство контролирует около 75% телевизионной аудитории Новосибирска).
Напомним, что в 2000 году антимонопольное управление записало "ВИ'C" в число монополистов, однако агентству удалось оспорить это решение в арбитражном суде. Тогда юристы агентства смогли доказать, что оно является посредником между телекомпаниями и рекламодателями. Таким образом, агентство не является субъектом рынка рекламных услуг и не может быть монополистом.
Причина этого решения, по мнению начальника отдела анализа товарных рынков Новосибирского антимонопольного управления Сергея Чирихина, в несовершенстве нормативной базы, "так как договор на размещение рекламы заключается от имени РИА "Видео Интернешнл'С". По мнению других участников рынка, "посреднические" функции "Видео Интернешнл'С" - всего лишь уловка. По данным Юрия Гревцова, "тарифную политику определяют не телекомпании, а "ВИ'С".
ПолитСибРу:
Антимонопольное управление, по нашим сведениям, намерено добиваться признания "ВИ'С" монополистом. По словам одного из руководителей, факт давно имеет место, его требуется оформить юридически.
|