Ужесточение ответственности за экстремизм
«Интерфакс» сообщает сегодня, что Президент России Владимир Путин подписал закон, ужесточающий ответственность за преступления экстремистской направленности. Новый закон вносит изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы России, сообщается на официальном интернет-портале правовой информации .
Уголовная ответственность теперь будет увеличена за преступления, предусмотренные статьями 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), 282.1 (организация экстремистского сообщества) и 282.2 (организация деятельности экстремистской организации).
Закон предусматривает увеличение штрафов, сроков лишения свободы, а также продолжительности срока принудительных работ .
За публичные призывы к экстремистской деятельности теперь грозит наказание в виде принудительных работ до четырех лет или штрафа в размере от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей.
Увеличивается и наказание за организацию экстремистского сообщества. Отныне за такую деятельность положено наказание в виде штрафа в размере от 200 тыс. до 500 тыс. рублей (ранее штрафы назначались до 200 тыс. рублей) либо в размере дохода осужденного за период от 18 месяцев до трех лет (в прошлой редакции статьи этот период ограничивался 18 месяцами).
За участие в деятельности экстремистского сообщества максимальное наказание теперь составит четыре года лишения свободы, прежде было два года.
В третьей части данной статьи штрафы установлены от 300 тыс. до 700 тыс. рублей (в прежней редакции штрафы составляли от 100 тыс. до 300 тыс. рублей), а максимальная санкция составит 7 лет лишения свободы (прежде было 6 лет заключения) с лишением права занимать определенные должности.
За организацию деятельности экстремистской организации, запрещенной судом (ч. 1 ст. 282.1) увеличены штрафы от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей (ранее санкция предусматривала до 200 тыс. рублей) или дохода осужденного за период от двух до трех лет. Максимальное наказание за данное преступление теперь составит до 6 лет лишения свободы (в прошлой редакции этот срок составлял до двух лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельность на срок до десяти лет или без такового.
За участие в такой организации (часть 2 ст. 282.2) теперь грозит наказание в виде штрафа в размере до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет. Максимальное наказание за это преступление может составить до 4 лет лишения свободы.
Право на досмотр на транспорте
Также президент России Владимир Путин подписал закон, устанавливающий уголовную ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности . Об этом также сообщается на официальном портале правовой информации.
Закон направлен на повышение безопасности на транспорте и предотвращение терактов. Отмечается, что в соответствии с документом на всех видах транспорта будет введен досмотр пассажиров и багажа. Отказавшихся от досмотра не пустят в поезд или самолет , пишет «Газета.ru» .
Отмечается, что документ вносит изменения в Уголовный кодекс и КоАП. Вводится ответственность за несоблюдение требований по обеспечению транспортной безопасности объекта, повлекшее за собой вред здоровью или гибель людей.
Согласно закону, за это грозит до восьми лет тюремного заключения .
Блокирование интернет-ресурсов
РИА Новости напоминают, что 1 февраля вступил в силу закон, согласно которому Роскомнадзор может блокировать распространение призывов к противоправным действиям, не дожидаясь решения суда . В тот же день ведомство заблокировало четыре сайта.
«По требованию заместителя генерального прокурора РФ Роскомнадзор обеспечил блокировку первых четырех интернет-ресурсов во исполнение федерального закона №398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», — говорится в сообщении на сайте Роскомнадзора.
Как отмечают в ведомстве, одна из страниц располагалась на ресурсе livejournal.com. Согласно новому закону, Роскомнадзор сможет блокировать распространение призывов к противоправным действиям, не дожидаясь решения суда, как это было ранее. Теперь достаточно будет запроса генпрокурора РФ или его заместителей .
После получения запроса Роскомназор будет обязан незамедлительно направить операторам связи требование об ограничении доступа к информационному ресурсу. Оператор должен сразу же блокировать доступ к ресурсу или экстремистской информации. Ресурс будет заблокирован до тех пор, пока владелец не удалит запрещенный контент.
Ранее также были внесены в Госдуму антитеррористические поправки, которые, в частности, включают в себя положения об ограничении допустимого размера онлайн-платежей и общем усилении контроля за пользователями интернета. За совершение, подготовку и финансирование теракта поправки, еще не подписанные Путиным, предусматривают пожизненное заключение, а пропаганда и оправдание терроризма будут считаться отягчающими обстоятельствами при рассмотрении дел о других преступлениях.
Работа над пакетом антитеррористических поправок, которые готовились уже давно, была ускорена после двух подряд терактов в Волгограде в конце декабря 2013 года. Кроме того, российские власти озаботились вопросом безопасность в связи с приближением Олимипиады в Сочи, которая стартует 7 февраля, напоминает Lenta.ru
Яровая увидела в интернете угрозу суверенитету и безопасности
Напомним в связи с этим, что в середине января глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая выразила мнение, что «интернет разрушает понятие границы, понятие суверенитет». Слова депутата приводит ИТАР-ТАСС.
«Современные коммуникации позволяют вторгаться в суверенные внутренние интересы и нарушать принципы национальной безопасности», — сказала Яровая, комментируя пакет антитеррористических поправок, внесенный в Госдуму 15 января. По мнению Яровой, дополнительные полномочия, которые получает ФСБ согласно поправкам, позволят спецслужбам более эффективно решать свои задачи.
Депутат добавила, что о блокировке ресурсов и провайдеров, которые откажутся предоставлять информацию спецслужбам, речь не идет. «Я исхожу из того, что крупные провайдеры дорожат своим авторитетом и репутацией. Мы все-таки живем в открытом мире, и репутация — самое дорогое. Есть примеры, допустим, зарубежных платежных систем, которые дискредитировали себя на международном уровне. Были международные процессы, и они закрыты», — сказала Яровая.
Глава комитета также отметила, что поправки приняты сетевым сообществом с пониманием. «Нас очень радует, что многие провайдеры заявили о том, что они будут сохранять информацию, и я понимаю почему. Потому что во всех других странах они уже давно исполняют это обязательство и, наверное, были сильно удивлены, почему на территории Российской Федерации такое законное требование на них не распространяется», — сказала она.
Концепция общественной безопасности
Еще 20 ноября 2013 года президент РФ Владимир Путин утвердил Концепцию общественной безопасности России. Согласно документу, опубликованному на сайте Кремля, «в стране сложилась непростая криминогенная обстановка, отличающаяся высоким уровнем преступности и появлением новых видов угроз криминального характера», напоминает ИТАР-ТАСС .
Состояние общественной безопасности в России в документе характеризуется как нестабильное . Несмотря на принимаемые государством и обществом усилия, направленные на борьбу с преступными и иными противоправными посягательствами, предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, необходимый уровень обеспечения общественной безопасности не достигнут.
Сведения о поправках, которые депутаты Госдумы планируют внести в антитеррористическое законодательство. Инфографика ИТАР-ТАСС
Основные законы по противодействию терроризму
В 1998 году в Российской Федерации был принят Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», который впервые в истории России установил правовые и организационные основы борьбы с терроризмом, вопросы координации и порядок взаимодействия органов власти в борьбе с терроризмом, а также права, обязанности и гарантии прав граждан. В частности, на законодательном уровне сформулированы такие бывшие ранее спорными понятия, как террористическая организация, террористическая деятельность, международный терроризм и др., напоминает хронологию законов ИТАР-ТАСС.
7 августа 2001 года подписан Федеральный закон «О противодействии легализации /отмыванию/ доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
21 ноября 2002 года президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении дополнения в Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», согласно которому тела убитых террористов не выдаются и о месте их захоронения не сообщается. В августе 2011 года вышло постановление правительства РФ, регламентирующее место захоронения террористов. В документе эти люди названы «лицами, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта». Данные поправки определяют ответственных за место тайных похорон террористов. Согласно постановлению это решают органы, проводящие предварительное следствие.
После теракта в Беслане 1 сентября 2004 года /тогда погибли 334 человека, в том числе 186 детей, 11 сотрудников ФСБ, были ранены более 700 человек/, принят новый закон "О противодействии терроризму" /6 марта 2006 года/. В соответствии с документом и сопровождающим его указом «О мерах по противодействию терроризму» главной ответственной структурой за борьбу с терроризмом была определена Федеральная служба безопасности. Кроме того, создана координационная межведомственная структура - Национальный антитеррористический комитет /НАК/.
30 декабря 2008 года подписан Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам противодействия терроризму». В документе речь, в частности, идет о том, что уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст. 205 УК РФ /"террористический акт"/, ст. 206 /"захват заложника"/, ст.208 /"организация незаконного вооруженного формирования"/, ранее рассматриваемые судьей федерального суда общей юрисдикции и коллегией из 12 присяжных заседателей, в соответствии с принятым законом будут рассматриваться коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции.
5 октября 2009 года президентом РФ утверждена Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, определяющая основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму в России, цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации. 14 июня 2012 года подписан Указ президента РФ «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства».
2 ноября 2013 года президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», предусматривающие новые наказания за террористическую деятельность. Согласно закону, обязанность по возмещению вреда, в том числе и морального, причиненного в результате теракта, возлагается на родственников и близких террористов «при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и /или/ являются доходом от такого имущества». Документ также устанавливает механизм проверки законности происхождения имущества родственников террористов. Помимо этого, нормативный акт вносит поправки в ряд российских законов, включая Уголовный кодекс. В частности, за прохождение обучения с целью занятия террористической деятельностью предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет и штрафа до 500 тыс. рублей. Лица, уличенные в создании террористической организации или сообщества, будут наказываться лишением свободы от 15 до 20 лет и штрафом до 1 млн рублей. Участие в террористическом сообществе или организации влечет за собой лишение свободы от 5 до 10 лет и штраф до 500 тыс. рублей, информирует ИТАР-ТАСС.
Против чего выступила фракция ЛДПР
Против принятия этих поправок голосовала фракция ЛДПР. Ее депутат Сергей Иванов напомнил, что сам термин «экстремистская деятельность» (ее определение дано в Законе «О противодействии экстремистской деятельности») состоит из «оценочных категорий », пишет «РГ».
В необходимости ужесточения антиэкстремистского законодательства сомневаются и некоторые правозащитники. По их мнению, перевод преступления, связанного с экстремистской деятельностью, из категории «средней тяжести» в «тяжкое» облегчит правоохранительным органам заключение обвиняемых под стражу, а по соответствующим статьям будут почти всегда давать реальные сроки, в то время как человек, впервые осужденный за преступление средней тяжести, еще может рассчитывать на условное наказание.
Что считать экстремизмом? Какие преступления следует квалифицировать как совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной вражды?
Рассматривая подобные дела, судьи нередко встают в тупик. Но с некоторых пор они, по крайней мере, знают, ЧТО не является экстремизмом и не должно преследоваться в уголовном порядке. Это, в частности, критика власти и отдельных политиков . Такое разъяснение дал Верховный суд в своем постановлении «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности». Необходимо, полагает Верховный суд, разграничить призывы к терроризму и призывы к экстремизму. Призывы к терроризму приравниваются к террористической деятельности, и судить за такие призывы надо по ч.1 или ч.2 УК РФ (терроризм). Тогда как действия, направленные на «возбуждение ненависти или вражды, а равно на унижение достоинства человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, либо принадлежности к какой-либо социальной группе» влекут уголовную ответственность «только в том случае, если они совершены публично или с использованием средств массовой информации».
Что же касается «критики политических организаций, идеологических и религиозных объединений, политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев», то эта критика, разъяснил ВС, «сама по себе не должна рассматриваться как действие, направленное на возбуждение ненависти или вражды». То же и насчет критики должностных лиц. « Государственные должностные лица, - говорится в постановлении, - могут быть подвергнуты критике в СМИ в отношении того, как они исполняют свои обязанности, поскольку это необходимо для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий ». И такую критику не стоит всегда считать действием, направленным на возбуждение вражды, отмечает «РГ».
Попытки трактовать экстремизм расширительно предпринимаются постоянно. Потому что само это понятие в законе прописано нечетко . Даже у экспертов нет на сей счет единого мнения. Кто-то, например, считает экстремизмом публичное выражение крайних взглядов. Но что такое крайний взгляд? Или что означает публичная деятельность лиц (в том числе и в Интернете, как явствует из закона), которые « может быть, напрямую и не призывают к осуществлению экстремистской деятельности, но побуждают к ее осуществлению или допускают возможность совершения экстремистских деяний ». Это ведь тоже невнятная формулировка.
Прежде чем вносить в закон новые ужесточающие поправки, хорошо бы для начала дать максимально недвусмысленное определение экстремистской деятельности. Чтобы широкое толкование этого понятия нельзя было использовать против законопослушных граждан .
Но, самое главное, нужно, наконец, договориться, что такое экстремизм. В четком определении этого понятия равно заинтересованы и государство, и политические партии, и отдельные граждане, и общество в целом , отмечает издание.
Последние новости о борьбе и противодействии коррупции в России читайте в наших группах: Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и в Livejournal
|