Очередной проект внесистемной оппозиции – Координационный Совет - тихо умер, на славу пошумев. Шумели, по традиции, на самом старте, удостоившись внимания не только российской, но и зарубежной прессы. Дескать, вот она, гражданская активность и надежда западной демократии. Инициатив, точнее прожектов, было – хоть отбавляй. Это, увы, уже стало традицией, когда одни и те же лидеры, выступая под разными вывесками на начальном этапе делают массу программных заявлений, а через полгода-год всякие коалиции, комитеты и советы отбывают на свалку.
От вывески до вывески
Для тех, кто недавно подключился к политическим процессам, стоит, пожалуй, напомнить перечень площадок, которые изначально позиционировались как «мощные объединения» для формирования гражданского сопротивления «путинскому режиму».
Итак, «Всероссийский Гражданский Конгресс», на котором оппозиционеры и демократы ежегодно ругались меж собой, поскольку политические проекты оппозиции входили в противоречия с принципами гражданских активистов и правозащитников, не желающих принимать участия в радикальных авантюрах. Все что успел сделать заметного ВГ-Конгресс, это породить коалицию «Другая Россия», куда вошли осколки еще одного мертворожденного проекта под пафосным названием «Комитет -2008».
Сам «Комитет-2008» не ругался меж собой всего несколько месяцев. Образовавшись после поражения демократов на выборах в российский парламент в конце 2003 года, уже в начале 2004 года «Комитет-2008» стал лишь пустой вывеской. Провозглашавшие идею подготовки и выдвижения единого кандидата от демократических сил в 2008 году лидеры «не договорились». И буквально после нескольких заседаний, разбежались каждый в свою «демократическую палатку» - Владимиру Рыжкову тогда досталась «Республиканская партия», чем он очень гордился, Борис Немцов формально оставшись в СПС, ушёл в бизнес, а Гарри Каспаров сколотил маленькую организацию под громким названием – Объединенный гражданский фронт (ОГФ).
Вскоре вся эта масса карликовых движений имени себя, включая РНДС Михаила Касьянова, возникла под флагом «Другой России». Начало было многообещающим, тем более, к демократам присоединился вождь Эдуард Лимонов и его актив, готовый махаться с ОМОНом хоть днем хоть ночью. По стране пошли «Марши несогласных». Поддержка их была такова, что участников маршей организаторам приходилось перевозить из региона в регион, что выглядело довольно забавно. Впрочем, и «Марши несогласных» до распада довели довольно быстро – частота их была такова, а количество участников столь мало, что вся протестная идея банально девальвировалась. Первым заподозрил неладное Михаил Касьянов. А потом переругались все. Название же «Другая Россия» досталось Эдуарду Лимонову, для партии.
Потом были исчезнувшая «Национальная Ассамблея», пафос «Солидарности», ПАРНАС, и наконец, Координационный Совет Оппозиции, который, как известно, на финальном заседании элементарно не смог собрать кворум. Как кратко описали процесс «Ведомости»: «Итоговое заседание Координационного совета оппозиции сорвалось из-за массового прогула». Как отметило издание, «из 39 оставшихся членов совета пришли только 10, еще пятеро участвовали в заседании по видеосвязи».
Добавить к этому можно лишь, оценочное суждение либеральной журналистки Ксении Лариной, которая негодуя, напомнила, что «ровно год спустя Координационный Совет Оппозиции спустил в унитаз 80 тысяч человек. Вы, ребята, обнаглели совсем. Если мне не изменяет память, вам люди не только голоса отдавали, но и деньги». Ее очень интересовало, кто же автор проекта, так как, по мнению Лариной, «кто автор, тот и "тётку укокошил».
Впрочем, «укокошенная тётка» стала и впрямь не нужна, ведь тот же Алексей Навальный (под которого и затевали КСО) на минувших выборах мэра довольно легко обошелся без КСО, заручившись выдвижением от партии ПАРНАС – партии Михаила Касьянова, Бориса Немцова и Владимира Рыжкова.
Однако Навальный почему-то очень сторонился коллег - лидеров организации, давшей ему возможность выставить свою кандидатуру без прямого сбора подписей избирателей, что позволяло сэкономить ему и время и деньги. Кстати, итоговый финансовый отчёт от экс-кандидата Навального так и не появился в информационном пространстве, хотя другие кандидаты соблюли закон. Впрочем, это отдельная тема. Ведь истратили на выборы Навального больше 100 млн рублей.
Показательные разногласия
Пока же, на фоне краха КСО, намного интереснее процессы, которые начались в самом Парнасе, ведь речь зашла о конструктивном диалоге и сотрудничестве партии, даже не с властью, а скорее с обществом. Дело в том, что мэр столицы Сергей Собянин предложил оппозиционерам стать главами управ столичных районов. «У оппозиционеров есть более амбициозные задачи: стать мэром, председателем заксобрания. Я не уверен, что у них есть амбиции стать главой управы. Если такие амбиции есть - пожалуйста! Хоть завтра», - предложил Сергей Собянин.
Однако реакции от того же Навального ждать не приходилось – у него амбиции властелина вселенной. А вот Владимир Рыжков, один из лидеров РПР-Парнас, среагировал так, словно соскучился по вменяемым делам. Рыжков заявил о готовности выдвинуть своего (очевидно от партии) представителя на должность главы управы одного из районов столицы. Как заявил Рыжков «АиФ», «Мы уверены, что способны навести полный порядок в отдельно взятом районе и сделать его образцовым». На слова Рыжкова – отмечает «АиФ», в тот же день отреагировал другой сопредседатель РПР-ПАРНАС Михаил Касьянов. Он написал в своём Твиттере: «Наш соратник Рыжков сделал неожиданное заявление. Я весьма удивлён. Мы с Немцовым против. Это не является позицией партии». Касьянов пояснил, что он поддерживает однопартийцев, которые занимают должности по итогам выборов, но против их назначения и «встраивания в вертикаль».
Борис Немцов тоже возмутился, повторив, по сути, позицию Касьянова. И вот здесь мы наблюдаем очередные сектантские манипуляции несогласных. Касьянов вроде бы поддерживает тех, кто занимает выборные должности, но «против встраивания в вертикаль». Лидерам РПР-Парнас, пожалуй, стоит напомнить, что КСО начинался с площадных криков о том, что «Дума нелегитимна, но мандаты мы не сдадим». Вот с этого разрыва логики, уже тогда, и начался крах КСО. И, похоже, что от обломков КСО этот «разрыв» быстро передался Немцову и Касьянову. И если Касьянов и Немцов счастливы быть придатком того, что политологи именуют «сектой Навального», то тогда им следует оставить РПР Владимиру Рыжкову, у которого внутри партии всегда была неплохая поддержка, и шагать своим, очевидно, бесславным путем.
|