СЛЕДСТВИЕ по одному из самых громких в Новосибирской области уголовных дел, которым больше года занимались областные и окружные правоохранительные структуры, закончилось скандалом. На стадии подготовки материалов к передаче в суд 8 февраля с обвиняемых в мошенничестве начальника Территориального управления автодорог Сергея Полещука и его отца - гендиректора ОАО "Сибаэродромдорстрой" Евгения Полещука - обвинения неожиданно были сняты с мотивировкой "за отсутствием состава преступления". В следственных кругах говорят, что если бы на месте Полещуков были другие фигуранты, их вина уже давно была бы доказана в суде. Но для Новосибирской обладминистрации, по-видимому, предпочтительнее было обойтись без публичного скандала, а у управления Генеральной прокуратуры по Сибирскому федеральному округу интерес довести дело до суда оказался не настолько велик, как казалось бы.
"Новая Сибирь" не один раз рассказывала, что для Полещуков дорожное строительство - в прямом смысле слова семейный бизнес. Евгений Григорьевич Полещук как руководитель ОАО "Сибаэродромдорстрой" (СибАДС) строит дороги, а его сын Сергей как начальник Территориального управления автодорог (ТУАД) Новосибирской области финансирует это строительство деньгами налогоплательщиков. В последние годы, если речь заходила о распределении наиболее привлекательных заказов, "Сибаэродромдорстрой" без лишних обоснований признавался первым среди лучших. Когда расчеты "живыми" деньгами казались сказочной экзотикой на общем сером фоне взаимозачетов, Полещук-сын не только полноценно финансировал работы, выполненные отцовской фирмой, но и проплачивал деньги в аванс. Естественно, эти обстоятельства совершенно не радовали другие новосибирские дорожно-строительные организации. Но формально взаимодействие ТУАДа и СибАДСа втискивалось в рамки действующего законодательства.
Так продолжалось до мая 2000 года, когда Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов РФ по Новосибирской области провело ревизии финансово-хозяйственной деятельности в Территориальном управлении автодорог и в ОАО "Сибаэродромдорстрой". Проверка была проведена по поручению Управления по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД области, и по ее результатам было возбуждено одно из самых громких уголовных дел в истории Новосибирской области.
РЕВИЗОРЫ выяснили, что по состоянию на март 1995 года, когда Сергей Полещук был назначен заместителем начальника ТУАДа, "Сибаэродромдорстрой" должен был передать в собственность управления 4-комнатную квартиру в пригороде - в городе Обь. Зная, что эта квартира может достаться его сыну, не имеющему на тот момент жилья, Евгений Полещук договорился с тогдашним начальником ТУАДа Александром Булгаковым об обмене квартир. В итоге четырехкомнатная в Оби осталась в собственности СибАРДСа, а управление получило трехкомнатную квартиру на Серебренниковской в элитной пристройке к мэрии Новосибирска, которая и была впоследствии якобы продана Сергею Полещуку. Руководители Территориального управления и "Сибаэродромдорстроя" не посчитали нужным оформить документы на сделку в установленном порядке, и по бухгалтерскому учету организаций эти квартиры не проводились. В соответствии с договоренностью между Булгаковым и Полещуком-старшим квартира на Серебренниковской была продана Полещуку-младшему по цене, указанной в оценке Бюро технической инвентаризации, то есть в пять раз ниже рыночной - всего за 42,7 тысячи рублей (деноминированных). Правда, продана была так, что эти деньги Сергей Полещук в кассу управления не принес.
Более того, когда Александр Булгаков ушел с поста начальника ТУАДа, Полещуки обставили дело так, как будто никакого обмена квартирами между управлением и СибАРДСом в принципе не было. Поскольку главные бухгалтеры обеих организаций не были в курсе сделки, не составило особого труда убедить их подготовить нужные документы. И в 1998 году Территориальное управление проплатило "Сибаэродромдорстрою" за ту же квартиру на Серебренниковской 264 тысячи рублей, то есть второй раз приобрело ее для Полещука-младшего по рыночной цене.
Пять лет спустя после вселения в дом на Серебренниковской, когда ревизоры КРУ Минфина проясняли обстоятельства этой аферы, Сергей Полещук все-таки принес в кассу ТУАДа деньги за квартиру и заплатил даже не оговоренные в 1995 году 42,7 тысячи рублей, а все 264 тысячи. То есть уплатил рыночную стоимость квартиры с пятилетним опозданием - в мае 2000 года ее цена превышала уже 2,2 миллиона рублей.
После подведения итогов проверки КРУ случилась первая странная вещь в этом деле - заказчики ревизии нашли в действиях Полещуков состав преступления, но уголовное дело возбуждать не стали. Им почему-то показался незначительным размер ущерба, нанесенного интересам области. После журналистского запроса "Новой Сибири" в декабре 2000 года областная прокуратура возбудило уголовное дело против Полещуков по факту хищения денежных средств, вверенных виновным, путем присвоения в крупном размере. Срок следствия несколько раз продлевался. В конце июля 2001 года, ввиду важности фигурантов и из-за резонанса в новосибирских СМИ, дело было передано в управление Генеральной прокуратуры по Сибирскому федеральному округу. В октябре 2001 года Сергей Полещук был ознакомлен с материалами дела, которому для передачи в суд не хватало одного - чтобы с ним ознакомился и Евгений Полещук. Но глава СибАДСа, как это водится в таких случаях, всерьез и надолго заболел. Дело пролежало без движения три месяца, а с начала февраля нынешнего года его с подозрительной быстротой - всего за несколько дней - скомкали и закрыли. С убийственной для окружного и областного следственных управлений мотивировкой - за отсутствием состава преступления.
На момент вынесения этого вердикта Евгению и Сергею Полещукам было предъявлено обвинение в мошенничестве, а последнему - еще и в злоупотреблении должностными полномочиями. С обоих были взяты подписки о невыезде, а на квартиры, задействованные в афере, был наложен арест. Получается, за год работы следователи области и округа не нашли доказательств даже банальной халатности этих руководителей?
Не вызывает больших сомнений то, что дело Полещуков уже давно было бы как минимум в суде, если бы Сергей Евгеньевич не являлся чиновником столь высокого ранга в областной иерархии. Правоохранительные органы несколько раз за время следствия предлагали руководству обладминистрации подать к обвиняемым иски о взыскании ущерба: нанесенного их действиями. Но власти последовательно отказывались, по-видимому, из принципа "своих не сдаем". По поручению заместителя Генерального прокурора РФ по Сибирскому федеральному округу господина Семученкова в конце августа 2001 года губернатору Новосибирской области Виктору Толоконскому было направлено представление о целесообразности увольнения Сергея Полещука с поста начальника ТУАДа, потому что виновность Сергея Евгеньевича у работников окружной прокуратуры сомнений уже не вызывала. Через день это представление без объяснений было отозвано. Теперь точно так же, без объяснений, закрыто и уголовное дело.
15 февраля 2002
|