Ну вот, опять и снова Сноуден, события вокруг которого развиваются с молниеносной быстротой.
На днях прочитала замечательную статью Максима Кононенко («Известия») «Агент Смит». В свете последних событий для меня все четче встает вопрос, который ставит в своей статье Максим: «Кто он, этот Сноуден?» Но в отличие от автора статьи, который не любит ставить вопросы, у меня как раз только вопросы и возникают, и поэтому я их буду ставить, тем более что окончательных ответов на них у меня пока нет.
Новый политический игрок – «Большая четверка»
Раньше, в период «Холодной войны» две державы мерялись космическими разработками и возможностью полететь в космос. Тогда вы все помните, кто кому утер нос. Противостояние продолжается, просто оно перешло на новый уровень. Как говорится, не открою Америку, если скажу, что в эпоху информационных технологий правит тот, у кого больше власти в информационном пространстве. И государства хотят контролировать эти технологии. Поэтому в США появилась система GPS, а в скором времени в России появилась ГЛОНАСС. И поэтому американцы разработали самые популярные в мире поисковые системы Интернета: Google, Yahoo!, Microsoft и прочие, Россия – Яндекс, Китай – Baidu. Именно поэтому разработана система слежения, которая появилась в недавнем прошлом на платформе Android, автоматически сбрасывающая всю информацию о пользователе хозяину, то есть Google, американской транснациональной публичной корпорации, инвестирующей в интернет-поиск, облачные вычисления и рекламные технологии.
Так или иначе, все упирается в контроль, то есть во власть. Но тут-то и возникает первый вопрос: «Чья власть?» США, Китай и Россия, точнее правительства стран, похоже, заблуждаются, что могут влиять на новые «образования», которые можно называть привычным словом «корпорации». Правда, сделаю оговорку – Китай – дело тонкое, менталитет страны абсолютно иной, поэтому вопрос взаимоотношений интернет-корпорации и государства решается, думаю, иначе. Да и пользуются китайцы своей поисковой системой.
Google, Yahoo!, Microsoft и др. – это корпорации, «имеющие масштаб крупнейших государств мира, способных управлять любого рода информацией и контролировать любые информационные потоки. Напомню, что Google – крупнейший в мире почтовый ящик, и первая по популярности система (79,65 %), которая обрабатывает 41 млрд 345 млн запросов в месяц и может находить информацию на 195 языках мира. Именно им в основном пользуются европейцы. Однако то, что Google был создан в США, еще не говорит о полном контроле государства над ним. Другое дело, что правительство США будет стремиться создать для этой и ей подобным корпорациям режим максимального благоприятствования, чтобы сохранить за собой видимость влияния. Ну, например, создать государство в государстве Блафдейл. Но ребята, которые создали и продолжают развивать новое «надгосударственное образование», сейчас уже прекрасно понимают, что чиновники любого государства не доросли до их уровня, а значит, власть в их руках.
Китайская Baidu, занимающая третье место в мире и распространяющаяся не только на отдельное государство, но и на сегодняшний день на почти 1 361 583 000 человек (более чем 1/5 населения Земли), становится мощнейшим фактором мировой политики. И, вероятно, Германия знает, что делает, если участвует в разработках программ Baidu, прежде всего антивируса, не боясь противопоставлять себя американским системам.
Большая четверка
Другими словами, к новому виду власти тянутся не только и не столько государства, сколько информационные монстры типа Google, Yahoo!, Microsoft (США) и Baidu (Китай). Первые три вместе с Apple, уже сейчас составляют так называемую «Большую четверку», которая получает самые огромные в мире прибыли. Если Apple разработает свою поисковую систему, о чем правда пока еще не говорится открыто, то США условно будут контролировать практически все мировое информационное пространство. Оп! Оговорка! Пока не США, а интернет-корпорации.
Рунету, охватывающему Россию, часть Азии и Африку, вряд ли на данный момент справиться с таким союзом, несмотря на то, что его активы растут и довольно быстро. А если учесть, что эти мегакорпорации могут между собой иметь какие-то «картельные взаимоотношения, антагонистичные интересам традиционного государства», то государственным чиновникам США и России, в первую очередь, есть, над чем задуматься.
Некоторые чиновники по-прежнему считают, что они могут влиять на Интернет. Ну, по крайней мере, антипиратский закон, который, дорабатываясь, в очередной раз оглушил пользователей Интернета в России вплоть до петиций президенту. Но это закон направлен против всего-навсего пользователей, а поисковым системам мира нет до этого дела, настолько нет дела, что когда Руслан Гаттаров собрал в июне специальное заседание комиссии с участием законодателей, представителей исполнительной власти, экспертов, посвященное инциденту, когда спецслужбы США, используя программу «Призма», подключались к серверам компаний и имели неограниченный доступ к данным пользователей, в том числе и из России, из приглашенных был только представитель Microsoft. Google, несмотря на достигнутую ранее договоренность, из-за которой заседание перенесли на другое время, решила не направлять своих представителей на заседание.
За сам контент корпорации давно ведут борьбу. Но неужели начинается война между интернет-корпорациями и государствами? Тогда кто такой Сноуден?
На кого работает Сноуден?
Программы, которые передал Сноуден, и которые публикует время от времени Британская газета Guardian, уже отработали свое, а значит, сами по себе они являются только иллюстрацией вторжения кого-то в чьи-то интересы. Интернет-монстры на своем уровне решают вопросы распределения долей, влияния на правительства стран мира, на политтехнологии. В данном контексте делить понятия «власть» и «деньги» уже нет нужды. Тем более, игры федеральных разведывательных служб государств между собой становятся в определенной мере в зависимости от того, кто и как управляет контентом. Так что приезд Обамы в Москву – это из другой оперы, как говорится. Наивно полагать, что США обиделись на рассекречивание Сноуденом программ, которые дали им информацию для контроля над государствами в других регионах мира. Мысли, слова и действия далеко не всегда могут совпадать. Тем более что каждая новая пачка информации от Сноудена – предмет торга между реальными государствами, но не интернет-корпорациями, которые ничего не теряют от этого. Напомню, что сами по себе данные, опубликованные на сегодня, во-первых, имеют тенденцию устаревать (ПО не случайно находятся в постоянном обновлении), а значит, это уже вчерашняя, несвежая информация, во-вторых, корпорации не перестают получать прибыль и не сокращают объемы своей продукции, а значит, продолжают править мировым сообществом через сеть Интернет. Даже сейчас, когда я пишу, а вы читаете эту статью. Поэтому официальные заявления сенаторов США и требование выдать Сноудена как государственного преступника – это слова и действия, которые только показывают верхний слой проблемы, но никоим образом не проявляют мысли, точнее то, что стоит за этими действиями.
Куда более актуален вопрос, какие взаимоотношения и как выстроит каждое реальное государство с виртуальным образованием в лице «Большой четверки», как его не назови? А так как любое государство хочет контролировать то, что происходит внутри технологических корпораций, и силы внутренних разведывательных служб ищут инструменты воздействия, то корпорация дает ответный удар. Тогда получается, что своеобразным инструментом удара, воздействия со стороны корпорации стал Сноуден? А защита прав человека– одна из самых популярных в современном мире технологий?
Ну, а если учесть, что в Интернет-индустрии работают сотни тысяч талантливых программистов по всему миру и, вероятно, сам Сноуден – один из них, то это никак не выделяет его из общего ряда профессионалов. У него есть опыт работы в ЦРУ и АНБ, но, учитывая темпы развития программирования, этот опыт очень быстро теряет значение. Максимум полгода, и он никому не нужен. На его месте мог оказаться Сноуден-1, Сноуден-2, Сноуден-N.
Государственные машины использовали наживку корпораций. Есть повод померяться силами, влиянием, и всем остальным. В этой связи получается, что Россия в очередной раз утерла нос Америке, так как проявила гуманность по отношению к человеку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации. Для обычных людей Сноуден – человек с определенными жизненными принципами, которые разделяет большая часть человечества, поэтому и американцы со временем все больше становятся на его сторону, особенно после заявления отца Эдварда – Лона Сноудена о том, что он не верит спецслужбам США.
Сноуден-free: рыба или мясо?
После публикации статьи «Новое блюдо российской кухни: Сноуден-free» в Twitter ко мне пришел вопрос от одной из журналисток: «А это рыба или мясо?»
Вот и попробуем определиться. Недели пребывания Сноудена в России развивались, как и полагается в жанре action, по принципу: кто быстрее отреагирует на событие. Наша страна опять опередила все мыслимые темпы, о чем свидетельствует все последнее время не утихавшее информационное сопровождение молодого беглого ЦРУшника. Причем мы ни на шаг не отступили от правил жанра, увеличивали поток событий, включали все новые и новые повороты, собирая на страницах СМИ тысячи читателей. Представляете, вся страна говорит о Сноудене: бабушки у подъезда, менеджеры в офисах, продавщицы в магазинах, мамы с колясками, таджики с метлами. И дни его пребывания в Шереметьево обросли огромным количеством слухов, легенд и событий неслучайно. Он стал самым актуальным ньюсмейкером лета, боюсь, даже не только лета.
Вся история освобождения и отъезда Эдварда Сноудена из Шереметьево (см. ссылки в конце статьи - Л.В.) – лишь часть большой игры.
Анатолий Кучерена
В нее вовлечены все, это такая сетевая игра. Сначала журналисты его женили на Анне Чапман, потом правозащитники встретились со Сноуденом, затем один из самых известных адвокатов Анатолий Кучерена взял шефство над жертвой американской судебной системы, что дало возможность Эдварду получить статус беженца. Как пишет NEWS.ru, «Кучерена, помогавший Сноудену получить убежище, заявил, что считает своим долгом привезти беженцу еще книг на русском языке (американец, как сообщалось, пришел в восторг от «Преступления и наказания» и приступил к изучению русского языка). «Что касается книг, у меня есть соображения, но какие именно это книги, я озвучивать не буду», - сохранил Кучерена таинственность и в этом вопросе.
На вопрос, на что живет Сноуден и получал ли он предложения о работе, адвокат ответил: «Пока нет. Пока у него есть остаток каких-то средств». «Что дальше будет, где он будет работать, пока не знаю. Как только он примет решение, и если он мне позволит, я вам обязательно озвучу», - пообещал Кучерена.
Павел Дуров
Сразу после выхода Эдварда Сноудена из «Шереметьево» основатель «ВКонтакте» Павел Дуров выразил готовность его трудоустроить. И, наконец, интерес к беженцу проявил сенатор Руслан Гаттаров, давно с подозрением относящийся к Facebook, Google, а также Skype, Viber и WhatsApp. «Мне интересны вопросы уязвимости персональных данных, - пояснил Гаттаров свой интерес «Коммерсанту Онлайн». - Он (Сноуден- Л.В.) говорит, что Google, например, передает данные третьим лицам. Если у него есть доказательства, то это было бы полезно». Сенатор добавил, что ему хочется точно знать, «где есть угроза персональным данным».
Руслан Гаттаров
Но самое интересное заключается в следующем. Гаттаров рассказал, что для сбора средств беглому американскому гражданину в ближайшие дни будет открыт счет в банке, на который каждый желающий сможет перечислить деньги. «Ко мне стали поступать вопросы от многих наших граждан, блогеров, как и куда Сноудену можно перечислить деньги, чтобы ему было на что жить, снять квартиру, купить одежду, в конце концов. Я готов помочь открыть счет и объявить о начале сбора средств, — говорит Гаттаров. — Сейчас решается вопрос о том, кто возьмет на себя миссию контроля за финансами. Уверен, что это будет человек с безупречной репутацией — представитель гражданского общества.
Супер! Почему открыть счет? Почему именно Гаттаров взялся за эту проблему? Почему такой опеки не удостоились сотни и сотни других беженцев, которые могли бы принести пользу стране? Думаю, что человек с именем Эдвард Сноуден легко получит и работу, и средства от любого вида спонсоров, и жилье. На информационной волне он сам может сейчас стать крупным предпринимателем и эксплуатировать только свое имя.
Кроме счета сейчас создается сайт в поддержку Сноудена — helpsnowden.ru. «По этому адресу каждый желающий может узнать все о том, как помочь бывшему сотруднику разведывательного управления США», - пишут «Известия». Разработчики рассчитывают, что помогать Сноудену будут не только россияне, но и жители других стран.
Именно для них решено разработать сайт в двух доменных зонах — .ru и .net. Зачем делается такой упор на жителей других стран? В кого превращают Сноудена?
Член Общественной палаты, адвокат, который оказывал юридическую поддержку Сноудену, Анатолий Кучерена рассказал «Известиям», что «Эдвард с благодарностью примет помощь россиян и жителей других стран». И еще, что «Эдвард — человек небогатый и надолго ему собственных средств не хватит», — говорит Кучерена. Но в России живет огромное количество достойных людей, спортсменов, артистов, разработчиков оружия, военных, учителей и врачей, ветеранов войны, которые живут в трущобах и которым не хватает их пенсий на жизнь, несмотря на то, что они в свое время отдали все свои силы на благо Отечества. Может, стоит тогда помочь им?
Другой член Общественной палаты, блогер Антон Коробков-Землянский готов пожертвовать деньги для Сноудена и говорит, что как только платежные системы будут оформлены, он лично перечислит Сноудену 30 тыс. рублей.
Итак, новая кампания, с личным доменом, личным счетом. Он что, без рук? Или у него мозгов не хватит пойти и заработать самому? Кто и сколько будет перечислять туда средств? Кому выгодно такое мероприятие? Согласится ли на эту игру сам Эдвард Сноуден? Или его об этом и не спросят?
Почему такое избирательное человеколюбие и забота?
Наиболее реальной кажется позиция президента Фонда эффективной политики Глеба Павловского, который в свою очередь, уверен, что помощь Сноудену окажет провластный бизнес: «Я думаю, что такие люди, как Сноуден, живут за счет внебюджетных фондов государства, в котором находятся. Маловероятна частная помощь, будут, скорее всего, делать вливания бизнес-структуры, аффилированные с госинтересами», — говорит Павловский.
«Сейчас всё это может показаться довольно надуманным, однако проблема существует, и ее масштабы уж точно со временем не уменьшатся, а именно: в мире уже сейчас существует то, о чем писали фантасты в 1950-х. Транснациональные мегакорпорации, контролирующие миллиарды людей. Со своей транснациональной инфраструктурой, со своим энергообеспечением и превосходящие традиционные государства по интеллектуальной и технологической мощи. Правда, фантасты рисовали нам одну такую корпорацию в каждом романе, а мы имеем их несколько. В районе десятка.
Но десяток — это все же не двести с лишним стран мира с собственными «национальными интересами», коррупцией и таможенными барьерами. Такая структура значительно эффективнее традиционной. А это значит, что неизбежное отмирание традиционного государства — это лишь вопрос времени.
Одного только хочется: лишь бы войны никакой не было. Впрочем, я же писал — они вполне могут отменить любую войну», так заканчивает свою статью Максим Кононенко.
Не могу не согласиться. Ну а государственный интерес, думаю, становится понятным.
Так кто такой Сноуден в свете сказанного?
Ранее о скандальном деле Эдварда Сноудена на FLB: «Ценности семейства Сноуденов», «Сноудену грозит сирийский коридор», «Шпион не выходит вон», «Без справки и в «Шереметьево», «Сноуден может стать миллиардером, если…», «Сноуден раздора?», «Ты за кого, Сноуден?», «Йотобайтный абсцесс АНБ», «Никто не хотел отвечать», «Шпионская свадьба запуталась в Twitter», «Квест под названием «Сноуден», «В России Сноуден не останется», «Новое блюдо российской кухни – «Сноуден-free».
|