Черный список
Столичный Департамент транспорта обнародовал список банков, которые задерживают или вовсе скрывают от ГИБДД информацию об уплаченных через них штрафах. И список этот поражает. В нем 24 страницы, на которых перечислены почти 700 кредитных организаций, среди которых и весьма крупные и уважаемые – «МДМ Банк», «Банк Русский Стандарт», «Альфа-Банк», «Гута-Банк». Сообщается, что проблемы могут возникнуть также и при оплате через систему «Яндекс. Деньги». Как удалось выяснить, эти финансовые организации вовремя не сообщают о перечислении денег в информационную систему о государственных и муниципальных платежах. Хотя делать они это обязаны по закону. Но сейчас к системе подключились еще не все, или работают с ней в тестовом режиме. Таким образом, уже оплатившие штрафы нарушители пока продолжают числиться как неплательщики. Об этом вчера рассказал. ТВ Центр.
Как утверждают в департаменте, эти банки нарушают действующее законодательство и не пересылают полные данные об оплате штрафов в систему ГИБДД. В итоге, сотрудникам ведомства приходится заносить информацию в базу данных вручную.
Департамент транспорта Москвы поднимал вопрос об этой проблеме еще в начале июле, заявляя, что в базу данных не попали сведения о 200 тысячах оплаченных штрафов. Однако тогда в «черный список» попали около 10 банков, среди которых были «Альфа-Банк», «Райффайзенбанк», «Юникредит».
При этом представители «Яндекс.Деньги», например, утверждают, что платежи по штрафам уходят в ГИБДД, и клиентам не надо волноваться. Желающие по запросу в «Яндекс.Денег» могут получить скан платежного поручения по каждому платежу.
Кто виноват?
Как заявили «Прайму» представители «Яндекс.Денег», проблема в инфраструктуре на стороне ГИБДД, и Федеральное казначейство не раз критиковало ГИБДД за непрозрачный алгоритм формирования уникального идентификатора по штрафным квитанциям. «Яндекс.Деньги», как и все крупнейшие банки страны, делают все возможное, чтобы помочь ГИБДД, но не все зависит от нас», - отмечают представители системы.
В системе оплаты штрафов ГИБДД существуют и другие проблемы. Как рассказал «Прайму» источник в банковской сфере, на одном из заседаний в казначействе представители ГИБДД признавались, что штрафы с камер не квитируются - т.е. не сравнивается штраф, который был начислен, и оплаченная сумма. Кроме того, никто никогда еще не был задержан при выезде за границу за неоплату штрафов ГИББД, а сама система учета штрафов ГИС ГМП работает с большими задержками - до 10 дней.
Впервые стало ясно, как теперь принято говорить, что «что‑то пошло не так», в мае 2013: тогда в течение недели 11 тысяч человек пожаловались на то, что заплаченные деньги бесследно пропали, и они по-прежнему значатся в списке должников.
Банки винят ГИБДД, полиция и власти – банкиров. Понять, на каком этапе происходит сбой на данном этапе, не так просто, да, в конечно счете, не так важно. Ясно одно - если с системой не могут справиться две трети всех банков в стране, включая крупнейшие, то это проблема системы, а не банков.
Что делать?
Департамент со своей стороны прилагает все усилия для скорейшего разрешения проблемы, возникшей из-за неисполнения федерального закона коммерческими банками, утверждают в ведомстве.
Департамент транспорта также рекомендует автовладельцам при оплате квитанции указывать номер постановления выписанного штрафа - это дает гарантию своевременного и корректного отображения платежа в государственных системах учета, но только в случае оплаты в финансовых организациях, своевременно передающих информацию в ГИС ГМП.
Кроме того, сегодня москвичам доступна полная информация о штрафах ГИБДД, способах их оплаты, а также процедуре обжалования. Так, информацию о штрафах можно получить на сайтах Департамента транспорта, ГКУ «Администратор Московского Парковочного Пространства», ГКУ «Центр организации дорожного движения», Управления ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве.
Департаментом транспорта с Управлением ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве организована круглосуточная горячая линия по парковкам и штрафам: 8 (495) 539-22-99. Специалисты готовы ответить на все вопросы, касающиеся функционирования и оплаты парковки, обжалования штрафов.
А главное - сохранить платежки и вручную посылать их в ГИБДД и службу судебных приставов.
Полный список банков можно посмотреть на сайте Департамента транспорта
Лето без выезда
При этом сотни тысяч россиян, оплативших штрафы ГИБДД, могут все равно остаться «невыездными». «Невыездными» их сделали судебные приставы за то, что граждане не уплачивают штрафы. Однако сколько из них реальных неплательщиков, а сколько оказались в черном списке не по своей вине – установить невозможно.
Власти фактически признали полный коллапс системы оплаты штрафов ГИБДД через банки – информация о совершенных платежах не доходит до ГИБДД.
Тему продолжает экономический обозреватель Лев Пархоменко.
«19 тысяч 533 москвича останутся этим летом дома. Именно столько постановлений об ограничении на выезд вынесли столичные судебные приставы за последние полгода. Однако понять, установить, справедливы ли были эти решения или вынесены в результате ошибки, невозможно. Дело в том, что система учета оплаты штрафов фактически не работает.
За взаимными обвинениями и выяснением, кто виноват и как систему исправлять, на второй план отошел вопрос о людях. А он, на мой взгляд, самый важный. По данным газеты «Ведомости», за первые пять месяцев выявлено около 100 тысяч случаев ошибки при передаче информации о платеже. Учитывая темп, можем предположить, что за июнь и половину июля к ним добавилось еще 30 тысяч. И это только те, кто обратился с жалобой. А сколько тех, кто даже не знает, что его платеж не прошел и он давно числится должником? Одному Богу известно. Просто вдумайтесь. Потенциально сотни тысяч россиян, добросовестно оплативших штрафы, в разгар отпусков могут оказаться в статусе «невыездных». И все это только по вине плохого взаимодействия между ГИБДД, Правительством и банками. Более чудовищных последствий обычного отечественного бюрократического бардака сложно припомнить. Все, что могут предложить власти в данном случае – сохранить платежки и вручную посылать их в ГИБДД и службу судебных приставов.
Вячеслав Лысаков, глава Всероссийского движения автомобилистов «Свобода выбора»: Могу посоветовать только то, что надо только квитанции об оплате не выбрасывать, ее хранят год. Если кто-то ее выбросил, он сам создал себе проблемы. Надо просто будет с этой квитанцией приехать в то отделение ГАИ, и тогда в ручном режиме сотрудники ГАИ вобьют вас, уберут из базы должников. Это и существовало до 2007 года.
Есть такой неписаное правило среди юристов – лучше 10 преступников на свободе, чем один невиновный в тюрьме. Власти зачастую следует ему и в случаях, когда невозможно определить, кто по‑настоящему виноват, а кто обвинен по ошибке, объявляют амнистию. Так сказать, обнуляют ситуацию до тех пор, пока не смогут установить истину. Беда в том, что амнистии по административным нарушением не бывает в принципе.
Виктор Похмелкин, председатель Движения автомобилистов России: «В спорных ситуациях надо руководствоваться именно Кодексом об административных правонарушениях, исходя из презумпции невиновности гражданина, то есть его заявление о том, что штраф уплатил, является истинным, пока не доказано обратное. Докажите, что он не заплатил. Могу посоветовать гражданам: платите так, чтобы иметь доказательства платежа.
Только осенью собираются решать вопрос с положением банков, а что делать людям – пока никто ответить не может…
|