О состоянии дорог и смысле бюджетных вливаний в «покрытие» в материале «Бриллиантовые дороги Дагестана» рассуждает журналист портала «Кавказская политика» Гуля Арифмезова.
«Дагестану выделят 2 миллиарда рублей на строительство автомобильных дорог до 2014 года. Всего в этом году правительство России направит регионам более 29 млрд рублей. Речь идет о дорогах общего пользования, имеющих общегосударственное или межрегиональное значение, предусмотренных подпрограммой «автомобильные дороги» ФЦП » развитие транспортной системы России до 2015 года». Разбитые дороги – выгодны, но кому? По неофициальным данным, в Махачкале и ее окрестностях больше трех сотен станций технического обслуживания автомобилей, именуемых в народе СТО. В последние годы механики говорят об интересной тенденции. Чтобы не бороться с конкурентами, ремонтники, несмотря на востребованность, переносят свое «предприятие» на периферию, в горные районы.
Техник с 15-летним стажем Махач Гамзатов рассказывает, что в городе и машины дороже, и возможности выбора современных технологий шире. «Сейчас многие не экономят на техническом оборудовании, компьютерная диагностика, элитные запчасти для дорогих машин и прочее может себе позволить не каждый. Да, много и «бюджетных» клиентов, но в городе за них надо бороться. А в селах и клиентуры больше, и изысков не требуют, пока там будут плохие дороги, механик себе на хлеб всегда заработает».
Низкопробное качество асфальтового покрытия, по всей видимости, выгодно не только механикам. Есть такая поговорка, если у западного менеджера задача при строительстве дороги состоит в том, чтобы ее построить, то у нашего менеджера задача — правильно списать и распределить (причем не только по сметным статьям) деньги, выделенные на строительство этой дороги. В Европе стоимость строительства 1 км. дороги примерно обходится в 1 млн Евро, в России в 40 раз дороже, любому ясно, что 39 млн. надо как — то списать. Выгода владельцев СТО — скорее, «побочное производство»: «Даже тем, кто ездит по городу, каждые полгода нужен ремонт ходовой, Табасаранский район, в котором мой СТО отдыхает, мои клиенты раз в два-три месяца как на работу приезжают, молчу про дорогу до Ахты, совсем все плохо, ямы за колдобинами. По нашим дорогам надо ставить спортивную подвеску, зарубежных производителей, но у простых автомобилистов нет таких денег, так что поток клиентов не иссякнет» — с удовольствием комментирует Гамзатов. Сами водители его «восторгов совсем не разделяют». Анвар Саитбеков, водитель с 23-летним стажем, зарабатывает частным извозом. Возит клиентов в Баку, большинство – это торговки, которые ездят на азербайджанские рынки за дешевым ширпотребом. «Другое дело, что они каждый год вот так “дежурно” что-то латают местами – а дороги-то существенно лучше не становятся. И мы продолжаем гробить свои автомобили об то, что они называют «асфальт» и то, что называется в цивилизованном мире вообще-то “бездорожье” – а у нас считается улицей, переулком, проспектом и даже шоссе!» — возмущается Саитбеков. На деле же получается, что отполированные дороги, на которые затрачиваются миллиардные средства, приходят в негодность уже через пару лет после сдачи объекта. Нам любые дороги дороги! Рассмотрим стоимость ремонта дорожного покрытия на примере Табасаранского района. Вот перечень лишь некоторых видов работ, и сумма затраченных на них средств: на строительство дорог «Тинит – Кар-Куйи» затрачено 36,2 млн рублей; «Хапиль – Дюбек – Геджух» – 18,9 млн рублей; на ремонт дороги «Татиль – Фиргиль – Туруф» – 6,2 млн рублей; на ремонтно-строительные работы между сёлами Ничрас и Ушниг – 12,2 млн рублей. 9,2 млн бюджетных рублей израсходовано при строительстве моста на реке Рубас, на автодороге Дербент. При этом ни одна из этих дорог повышенными условиями комфортности не отличается. Даже невооруженным глазом видны «латки» на дорогах, местами асфальт просел, рискуя вот-вот прохудиться ямами.
Известно, что несмотря на то, что в Табасаранском районе была проведена масштабная проверка Счетной палатой, уголовное дело по факту хищений 16,5 млн рублей субсидий возбуждено по заявлению граждан Табасаранского района. Это средства, выделенные на развитие дойного поголовья скота у населения района. Основными фигурантами стали рядовые исполнители: вновь назначенный глава местной администрации Гусейбек Гаджиев, начальник Управления сельского хозяйства района Кумалат Кумалатов и замглавы администрации Абдулвагаб Абдулов. Но несмотря на то, что возможно дойное поголовье комиссии из Счетной палаты, допустим, могло не встретиться, остается странным, почему их не заинтересовали многомиллионные сметы, списываемые администрацией на ремонт дорог. По ним-то они все-таки передвигались. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих В Буйнакске протяженность автомобильных дорог — 182 км. Больше 40% дорог требуют капитального ремонта и асфальтирования. В апреле на дороге Унцукуль – Шамилькала произошло ДТП. Водитель из-за многочисленных колдобин не вписался в поворот, в результате ранения получили шестеро полицейских, а также местный житель. Кроме того, были повреждены несколько автомобилей, которые стояли на обочине. За прошлый год по статистике ГИБДД республики Дагестан из-за неудовлетворительного состояния дорог и улиц произошло 54 ДТП, в которых 17 погибли, 53 ранено. Со своим приходом ВРИО Президента Дагестана Рамазан Абдулатипов, заявивший в первых своих тезисах нового курса власти, необходимость приверженности к корням, ввел новый тренд: среди чиновников и нуворишей стало необходимо вместе с бронированным БМВ иметь фазенду в родовом селе. Жители районов тут же среагировали: в ход пошла мудрость, мол, если бы 5% денег, потраченных на строительство особняка «сильные мира сего» потратили на строительство дороги к своему же дворцу, государственного финансирования строительства и ремонта дорог было бы уже не нужно» - отмечает автор.
|