В начале года первый вице-премьер Шувалов заявил о том, что в связи с продлением сроков приватизации квартир нельзя допустить разрастания очереди на жилье.
Сказано – сделано. В ряде регионах уже начались тотальные чистки очередей от «бессовестно» задержавшихся в них очередников. И то, что власть выполнять свои обязательства перед ними не желает, уже очевидно. Объем выделяемых жилищных субсидий сокращается.
Господин Шувалов может спать спокойно: будут выкинуты из очередей и многодетные матери, и подросшие сироты... Вместе с тем, ежегодно в России тихо и незаметно похищаются даже не сотни, а тысячи квартир. О наиболее распространенных способах массового хищения жилья рассказывает адвокат Олег Сухов («Юридический центр адвоката Олега Сухова»).
Способ № 1 Хищения жилья как новейшая военная разработка
Сотрудниками Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России пресечена деятельность организованной группы, участники которой подозреваются в хищении более 150 муниципальных квартир Минобороны в Московском регионе. Это событие вызвало широкий общественный резонанс.
На фото "Вести.ру"– прапорщик Валерий Даниелян, адъютант бывшего главкома Cухопутных войск РФ Александра Постникова-Стрельцова, обвиняемый в организации хищения жилья, предназначенного для военнослужащих на 1 миллиард рублей
Каким же образом получилось обустроить дела с квартирами Минобороны? Все очень просто. Участники преступной группы изготавливали на подставных людей фиктивные выписки из распоряжений начальника Главного квартирно-эксплуатационного управления Минобороны на право получения социального жилья, а затем подделывали договоры социального найма с районными квартирно-эксплуатационными частями.
На основании сфабрикованных документов участники противоправной схемы через суд заявляли свои права на приватизацию недвижимости и получали подлинные свидетельства собственности, после чего квартиры продавались по рыночным ценам. Фиктивным "собственникам" жилья за представленные личные данные выплачивался определенный процент от сделки.
Конкретная ситуация: начальник службы расквартирования и обустройства Вооруженных Сил РФ и ведущий инженер жилищного отдела этой же службы незаконно выделили владельцу строительной фирмы две двухкомнатные квартиры в Подмосковье.
В частности, ведущий инженер жилищного отдела изготовил подложные выписку из протокола жилищной комиссии о выделении бизнесмену квартиры и список распределения жилья. Их подписал начальник службы расквартирования и обустройства, а также обеспечил его визирование главнокомандующим Сухопутными войсками, введя при этом последнего в заблуждение.
За подобное участие предприниматель передал последним взятку в размере 7 000 долларов, а также построил для чиновников два загородных дома общей стоимостью примерно миллион рублей.
Способ № 2 Хищения мирными жителями у мирных жителей
Эта методика используется особенно часто, поэтому ей уделим чуть больше внимания. Минобороны — далеко не первая госструктура, чьи сотрудники нагло обокрали государство. Подобная схема масштабного присвоения государственного жилья уже давно является классикой жанра, уверяет адвокат Олег Сухов. Используют ее различные структуры органов власти, которые в силу должностных полномочий имеют возможность распоряжаться вверенным им жилищным фондом.
По статистике, утверждает Сухов, к уголовной ответственности за подобные преступления привлекают каждого 5-го служащего как Министерства обороны, так и администраций разных уровней.
Сам механизм завладения государственным или муниципальным жильем весьма примитивен: лицо, занимающее солидный пост и напрямую решающее вопросы распределения социального жилья, распоряжается им в пользу нужных, «своих» людей. Для этого специально заранее готовятся все бумаги, подтверждающие, что эти лица нуждаются в улучшении жилищных условий.
Делается это очень просто. «Нужный» человек регистрируется в коммунальной квартире в ветхой хибаре, избавляется от всей недвижимости и приобретает статус нуждающегося в улучшении жилищных условий. На все обязательные в таких случаях проверки обстоятельств (наличия квартир у родственников, количества проведенных сделок за последние 5 лет, даты вселения в заброшенный полуразвалившийся дом) чиновники преспокойно закрывают глаза.
Полученную квартиру приватизируют в судебном или внесудебном порядке, после чего продают, а денежные средства делятся между участниками преступной группировки, либо остаются у получившего квартиру лица за солидный «откат», иногда достигающий 60 % от рыночной стоимости. Так, по утверждению Сухова, за период с 1995 по 2005 года при реализации подобной схемы было разворовано более 20% всего государственного и муниципального жилого фонда России!
Прославилась, к примеру, мэрия Самары. Фигурантами уголовного дела стали бывший заместитель руководителя департамента управления имущества Вадим Кужилин и его коллега из управления по распределению. Расследование показало, что в результате действий экс-чиновников была проведена незаконная приватизация муниципальных квартир, расположенных в Октябрьском районе Самары. Общий ущерб, понесенный мэрией, оценивается в 7 млн рублей.
Впрочем, самарским чиновникам далеко до нижегородских коллег: прокуратурой области был выявлен факт нарушения в процессе приватизации 70 муниципальных объектов. Ущерб от подобных несанкционированных действий местных чиновников составил около 141 млн.рублей.
В Ухте (республика Коми) в конце прошлого года также возбуждено уголовное дело: квартиры приватизировала сотрудница налоговой инспекции, начальник управления по работе с территориями городской администрации и родственник начальника одного из отделов муниципалитета. Общая стоимость “прихватизированного” жилья составляет более 40 миллионов рублей.
Совсем недавнее сообщение – в начале июня в Балаково возбуждено уголовное дело в отношении бывшего главы администрации района Андрея Сайфутдинова, незаконно предоставившего квартиры близким и родственникам. Примечательно, что в суде уже находится аналогичное уголовное дело в отношении его предшественника, бывшего главы администрации Балаковского района Андрея Галицина, причинившего ущерб району в 1,4 миллиона рублей.
Описанная схема с предоставлением квартиры по социальному найму и её последующей приватизацией используется особенно часто, утверждает Сухов. Ею, например, воспользовался даже ответственный секретарь жилищной комиссии Главного управления специальных программ (ГУСП) Президента РФ.
Он, как и вышеперечисленные граждане, обратился к председателю жилищной комиссии с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, умышленно скрыл сведения о получении им от государства второй квартиры, получил двушку, почти сразу приватизировал ее и продал. Получил он, что характерно, 4 года без штрафа и без ограничения свободы – условно….
Не будем забывать: все перечисленное входит в тот мизерный процент дел и делишек, которы всплыли на поверхность.
Способ № 3 Кража на стадии котлована
Следующий метод также весьма популярен, уверяет адвокат Сухов. И если первый связан с уже построенными государственными квадратными метрами, то второй — с выделяемыми на новое строительство денежными средствами, либо земельными участками под застройку.
Так, на начальных этапах возведения любой новостройки, как правило, от 20 до 50 % доли общего числа квадратных метров закрепляются за местными органами власти (ну или, допустим, Министерством обороны, если оно принимает участие в застройке). Данные площади необходимы для реализации социальных программ по распределению жилья очередникам и нуждающимся.
За время строительства такие площади продают как крупным инвесторам, так и обычным гражданам на основании преступных заговоров застройщиков с чиновниками местной власти или должностными лицами Минобороны. По завершении возведения жилья, как бы это ни показалось странным, со стороны государства никто и никогда не ведет проверку того, сколько же в итоге остается квадратных метров от этих изначально запланированных 20–50%. В большинстве случаев не остается абсолютно ничего.
Казалось бы, невероятные фокусы, однако они очень просты и, к сожалению, не наказуемы. Объясняется это тем, что на начальных этапах строительства и предварительного определения процентного соотношения будущих собственников нового дома, их доли устанавливаются лишь номинально, без привязки к каким-либо помещениям, вместо реального закрепления согласно проектной документации.
По окончании строительства в большинстве случаев выясняется, что свободных площадей не осталось — все они проданы добросовестным приобретателям, и отдать государству или военным просто нечего. Более того, непонятно, какие именно из помещений следовало бы вернуть, так как изначально они вовсе не были определены. Если посчитать, сколько «прилипнет» к «лапе» чиновника даже с 20 % всего жилого фонда вновь возводимого жилья, то сразу становится понятно, отчего государственные служащие так шикарно живут при зарплате в 40 000 рублей, а военные и очередники не могут вселиться в положенные им квартиры, по 30 лет ожидая своей очереди.
Способ № 5 Лжеремонт и расселение ветхого и аварийного жилья
Несколько дней назад в прессе торжествующе пронеслось: впервые в России в Республике Татарстан суд вынес приговор по уголовному делу о хищении средств в рамках федеральной программы капремонта жилых домов.
Гендиректор ООО «Управляющая компания ЖКХ Приволжского района» Андрей Фуфлыгин вместе с коллегами признаны виновными в хищении более 6-ти миллионов рублей и приговорены 2 годам лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима. В 2008 году чиновники внесли в список текущего ремонта пять многоквартирных домов. Смета предполагала ремонт кровли, а также систем горячего и холодного водоснабжения. После того, как один раз работы уже были проведены, те же самые дома вновь появились в списке многоэтажек, требующих уже капитального ремонта по тем же позициям… Точно таким же образом был оплачен мнимый капремонт еще четырех домов того же района. Жильцы, липовые подписи которых фигурировали в деле, разумеется, понятия не имели о существовании программы капремонта.
Именно так оно обычно и происходит, рассказывает Сухов: ветхое и аварийное жилье – бич последних 20 лет. Непригодные для проживания, такие дома не расселяются десятилетиями, несмотря на то что на капитальный ремонт или строительство новых домов выделяются многомиллионные средства из бюджета.
Предназначаемое на ликвидацию опасного жилого фонда бюджетное финансирование сначала переходит в распоряжение местных органов власти, а затем оседает на счетах различных строительных и управляющих компаний, призванных осуществлять капитальный ремонт, заниматься переселением в резервный фонд или новое жилье. Однако деньги эти вместе с компаниями-однодневками намного чаще исчезают, нежели расходуются по назначению.
В той же Самаре не так давно случилась история: департамент управления имуществом стал учредителем 19 ТСЖ Советского района. Жильцы направили 2,3 миллиона рублей для оплаты коммунальных услуг, но до ресурсоснабжающих организаций эти деньги так и не дошли. Неизвестное пока лицо обратилось с письмом в муниципальное предприятие «ЕИРЦ», чтобы собранные с населения деньги направили не на указанные 19 ТСЖ, которые должны были ими расплатиться с поставщиками ресурсов, а на ООО «Жилищник» без каких-либо проверок».
Удивительно то, говорит Сухов, что подобные предприятия и их владельцев и руководителей как, правило, абсолютно никто не ищет, несмотря на банальность и простоту приведенной схемы, не требующей проведения запутанных следственных мероприятий для быстрого выявления мошенников. При объективных и независимых расследованиях указанных преступлений уже в первые три месяца в 100% случаев удается установить и задержать виновных. Как правило, все они имеют прямое отношение к местным чиновникам.
Способ №6 Аренда муниципальной собственности
Это, по словам адвоката Сухова, один из самых коррумпированных сегментов в сфере недвижимости. Основное, за что чиновники берут взятки, — содействие в предоставлении во временное владение и пользование муниципальных площадей.
В качестве примера можно привести случай, произошедший в Республике Татарстан примерно год назад и в полной мере характеризующий основной способ обогащения госслужащих в рассматриваемом направлении. Глава органа местного самоуправления, находясь в своей должности чуть более года, потребовал 10 миллионов рублей за «помощь» е в предоставлении некой фирме трех участков земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории района. Представитель компании согласился, и чиновник дал указание подчиненным ускорить рассмотрение вопроса о предоставлении аренды в экономическом совете, подготовить публикацию о выставлении участка на торги, а также помочь правильно оформить бизнес-план и справку об инвестировании.
Чиновник успел получить 5 миллионов рублей, при передаче второй части испрашиваемой благодарности его задержали. Суд квалифицировал действия виновного как получение взятки в особо крупном размере, но не стал лишать госслужащего свободы, назначив ему наказание в виде штрафа в размере 300 миллионов рублей. На решение суда повлияли наличие двух детей и престарелых родителей на иждивении и гипертоническая болезнь подсудимого.
Такой приговор нельзя признать мягким, учитывая огромный размер денежного взыскания, замечает адвокат Сухов. Впрочем, добавим: весьма показательно, что чиновник оказывается в состоянии уплатить штраф такого ошеломляющего размера…
Способ №7 Незаконная передача в собственность муниципальной земли
Этим в основном также промышляют главы органов местного самоуправления, привлекая к соучастию госслужащих рангом ниже. Например, в Челябинской области, рассказывает Сухов, сформировалась целая преступная группа, состоявшая из должностных лиц разного уровня.
Глава сельского совета подготавливал официальные, но подложные документы по выделению в собственность граждан муниципальной земли. Руководитель комитета по земельным ресурсам и землеустройству оформлял свидетельства о праве собственности на земельные участки. Ведущий специалист, инженер-инспектор инспекции государственного архитектурно-строительного надзора и районный архитектор, используя генеральные планы поселков, определяли свободные земельные участки, подыскивали граждан, желающих их приобрести, и получали вознаграждение в виде платы за выделение земель в собственность или в аренду, а также за оформление документов на данные участки.
Размер взяток колебался от 8 до 150 тысяч рублей, а их общая сумма превысила 1 миллион рублей.
Способ №8 Увод коммерческих площадей в собственность приближенных лиц
Среди самых привлекательных объектов для чиновников-взяточников — коммерческая недвижимость. Часто госслужащие, используя свое положение и полномочия, уводят указанные площади в собственность близких, родственников, нужных знакомых. В большинстве случаев это делается без создания хитроумных схем.
В качестве примера можно привести случай, произошедший в Свердловской области. С 2005 по 2007 годы глава города Ирбита осуществил передачу 9 объектов муниципальной недвижимости в ведение подконтрольных муниципальных предприятий. Среди переданных объектов были здание бывшего кинотеатра «Победа», здания склада, овощехранилища, мастерских, гаража и другие. После этого чиновник издал распоряжения о согласии на их продажу «своим» юридическим и физическим лицам, оказывавшим ему поддержку на муниципальных выборах.
Учитывая, что продажа объектов недвижимости осуществлялась по заниженным ценам, муниципальному бюджету был причинен ущерб на общую сумму более 11 млн рублей. Сначала по иску прокуратуры области арбитражный суд региона признал сделку по отчуждению одного из зданий ничтожной в силу ее притворности и обязал коммерческую организацию возвратить имущество муниципальному предприятию. После этого городским судом был вынесен приговор главе города, по которому он был приговорен за превышение должностных полномочий к 3,5 годам лишения свободы с отбыванием срока в колонии-поселении.
Способ № 9 Выделение земельных участков под несогласованные нужды
Фото: zet.in) Еще одним сильно коррумпированным сегментом в сфере недвижимости является выделение земельных участков под несогласованные нужды, продолжает Олег Сухов. Для примера можно вспомнить случай передачи земли под строительство завода. В ноябре 2008 года генеральный директор одной из московских частных фирм обратился с просьбой оказать содействие к начальнику управления по распоряжению земельными участками. Чиновник должен был помочь выделить в аренду под строительство с последующей возможностью выкупа земельный участок в Курске.
В марте 2010 года за 1,5 млн рублей организации была предоставлена в аренду необходимая земля. Госслужащий поспособствовал организации в рассмотрении и оформлении документов, осуществляя контроля над действиями своими подчиненными и организовав положительное голосование на комиссии по выделению участка. Суд квалифицировал действия чиновника как получение взятки в крупном размере и назначил ему наказание в виде 5 лет лишения свободы со штрафом в размере 300 000 рублей.
Способ № 10 Выделение земель под дачное строительство
Популярным способом наживы также является и выделение земель под дачное строительство. Особое внимание обращает на себя махинация замглавы поселения Бородинское, которая по частям распродавала знаменитое Бородинское поле, на котором два века назад произошла великая битва русской армии с войсками Наполеона. Чиновница подделала свидетельства о регистрации собственности на четыре участка общей стоимостью более 10 миллионов рублей, оформив их на своих мать и мужа.
Но на этом преступница не остановилась. Подделав подписи, оно перевела еще десять участков общей площадью 38 гектаров под дачное строительство на Бородинском поле. Почерковедческая экспертиза подтвердила, что подписи главы Бородинского сельсовета в свидетельствах о праве собственности на указанные участки были сфальсифицированы. Суд назначил бывшей чиновнице наказание в виде 5 лет лишения свободы и штрафа в размере 500 тысяч рублей.
Подведем итоги
Как показывает практика, объемы воровства в сфере недвижимости колеблются от десятков тысяч до десятков миллионов рублей, утверждает Сухов. Чаще всего кражи осуществляют главы муниципалитетов, руководители территориальных органов Росимущества, а также различных комитетов, чья деятельность связана с землепользованием. Помимо них попадаются на воровстве в данной сфере судебные приставы и военные чиновники. Как правило, срок пребывания в должности не влияет на возможность совершения преступлений. Госслужащие подделывают документы, выносят незаконные акты, а иногда просто берут деньги за надпись «к исполнению» или «под контролем».
В основном чиновники попадаются из-за своей жадности и наглости, которые вынуждают «клиентов» обращаться в правоохранительные органы, задерживающих взяточников с поличным. Гораздо реже махинации госслужащих раскрываются в результате проверок. Одна из причин этого — наработанные связи чиновников, позволяющие им откупиться от ответственности, скрыв результаты проверки. Таким образом, данная отрасль является одной из самых выгодных в финансовом плане и по части возможности скрыть преступление
“К глубокому сожалению, – резюмирует Олег Сухов, – и закон, и сам механизм государственного устройства, и методы работы правоохранительных структур, и слишком мягкие меры наказания для мошенников, воров и коррупционеров — создают благодатную почву для преступлений, совершаемых чиновниками, которые используют свои должностные полномочия и без малейших предосторожностей, почти в открытую отбирают у нуждающегося в жилье народа его недостающие квадратные метры".
|