Власти Орловщины, отчитавшись об освоении 93 миллионов федеральных рублей на строительство коллектора, так и не соединили его с Заречкой. И вот уже третий год фекальные воды сбрасываются в Оку и Орлик.
30 апреля этого года Железнодорожный суд под председательством Ольги Авраменко разрешил сбрасывать сточные воды в реку Орлик ОАО «Орелстрой» и ООО «Орелжилцентр» до 31 июля. И не только разрешил, но и узаконил неправомерные действия строителей, которые два года игнорировали решение того же Железнодорожного суда от 27 сентября 2010 года, обязывающее их до 1 июня 2011 года прекратить сброс сточных вод от микрорайона Зареченский в Орлик и демонтировать их выпуск.
Он же почти памятник
Как пишет журналист «Орловского концепта» Платон Караваев, если бы это касалось простых смертных, всё, скорее всего, было бы по-другому. Попробуй не выполни решение суда – приставы замордуют. А там порядок простой – сначала предупреждают, потом привлекают к административной ответственности, а дальше – «уголовка». Статья 315 УК РФ гласит: «Злостное неисполнение представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а также служащим государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации вступивших в законную силу приговора суда, решения суда или иного судебного акта, а равно воспрепятствование их исполнению —наказываются штрафом в размере от двухсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет». Но кто же тронет Деда, семейству которого «принадлежит» львиная доля «Орелстроя», и замахнётся на его миллиарды?
«Поле чудес» в Зареченском
История появления и развития микрорайона Зареченский полна скандалов. Все началось еще в бытность у власти Егора Строева. Именно тогда кому-то пришла гнусная, с общественной точки зрения, идея – не сносить ветхое жилье в центре вымирающего города, а строить жилье на больших открытых площадках. Так как в городе таковых уже почти не осталось, решили прирезать кусок земли Орловского района. Надавили на депутатов облсовета – и те, ребята послушные, проголосовали за выделение порядка 100 га земли под строительство жилья в Орловском районе. Лозунг того дня звучал красиво: решить жилищную проблему несчастных орловцев. Как всегда, бедные орловцы был ни при чем. Все определяли личные интересы хозяев «Орелстроя». Сотка земли в областном центре стоила от 300 до 500 тысяч рублей, сотка в Орловском районе – сущие крохи. Провернув дело с прирезкой земли и превратив ее в городскую территорию, «Орелстрой» в одночасье получил подарок ценой почти в 3 млрд. рублей.
И начали строить. И хотя прибыль шла немаленькая – цена квадратного метра жилья уже в 2009 году была под 30 тысяч, а орелстроевские квартиры еще к тому же десятками гарантированно выкупала власть – для фронтовиков, многодетных, переселенцев и т.п. Но мало было «Орелстрою» свалившейся халявы, решили еще сэкономить и на канализации. И, как формулировала в свое время пресс-служба администрации Орла, самовольно построил в черте населенного пункта ЛОС – локальное очистное сооружение на 2000 кубометров стоков со сливом жидких отходов в Орлик и вывозом твёрдых бытовых отходов автотранспортом.
И всё бы сошло с рук, если бы не возмутились жители так называемой одноэтажной Заречки.
Восстание пенсионеров
Всё было: сходы, петиции, обращения к мэру, губернатору, министру природопользования, президенту и даже выпуск собственной газеты «Зареченская правда». Увы, и губернатор Александр Козлов, и Егор Строев – уже сенатор от правительства Орловской области, делали вид, что проблемы не существует. Как же так?! – возмущались зареченцы. – по пути течения Орлика – детский сад, школа, через 2 км, на стрелке – городской пляж и водозаборный узел, воду из которого пьют жители Железнодорожного района! Но чиновникам, сидящим в удобных креслах, на это было плевать. Наконец, отчаявшись, пятеро пенсионеров Заречки дозрели до обращения в суд. И тут – о чудо! Их поддержала природоохранная прокуратура. Благодаря умелому ведению процесса удалось заслушать практически всех специалистов в области экологии и природопользования. Картина нарисовалась фекальная. Напомню лишь одно выступление на суде-2010 года - госинспектора Управления по надзору в сфере природопользования Орлоской области О. Ануфриевой:
- «Орелстрой» сбрасывает сточные воды в Орлик. Контроль показывает, что сброс осуществляется с превышением ПДК, существующих для поверхностных водных объектов. Повышение по фосфатам, азотнонитритному показателю, БПХ-5. Это загрязняет водный объект, оказывая воздействие и на биологические ресурсы.
Вообще, для того, чтобы сточные воды сбрасывались и не оказывали негативного влияния на водный объект, устанавливаются определенные нормативы на качество сбросов. Для этого выдается разрешение на сброс загрязняющих веществ. Такого документа у «Орелстроя» нет. То есть они делают сбросы с нарушением Закона «Об охране окружающей среды».
Пользование водными объектами осуществляется только на основании документов, выдаваемых государством. Таким документом является по Водному кодексу решение на право пользование водным объектом. У «Орелстроя» такого документа нет.
По заключению ТЦ «Орел-Геомониторинг», в этом месте находится незащищенный подземный горизонт. Нарушение при эксплуатации очистных сооружений в связи с отсутствием мониторинга может повлечь загрязнение подземного горизонта, то есть загрязнение недр, из которых город качает воду, и мы ее пьем. Последствия очень серьезны.
Далее. Эксплуатация очистных сооружений осуществляется в результате биологической очистки. Для этого используется активный ил. Его надо куда-то удалять. Куда? «Я не видел там цеха механического обезвоживания, мест для складирования ила и т.д.», - продолжает журналист «Орловского концепта».
Вывод прост: эксплуатация ЛОС осуществляется без разрешительных документов – без решения на пользование водных объектов, без разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, без установленных нормативов, без осуществления мониторинга и производственного контроля. И последствия не очень-то предсказуемы. Пока река вроде как разбавляет сбрасываемые в нее загрязняющие вещества, но не факт, что это продолжится и дальше».
Действительно, не факт. В прошлом году впервые в Орле были закрыты все водоемы для купания. И Орлик, и Ока. Причина проста: по информации мэрии, содержание так называемых колиформных бактерий в реке составляло 7400 при норме не более 500, а термотолерантных колиформных бактерий – 7400 при норме не более 100. При проникновении в организм это гарантирует пневмонию, сепсис, менингит и проч. Мало кто знает, что эти самые колиформные бактерии - спутницы фекальных вод.
Суд пенсионеры и природоохранная прокуратура тогда выиграли. Судья С. Мельников вынес однозначное решение: спуск сточных вод в Орлик прекратить, выпуск демонтировать. Увы, облсуд, куда пожаловался «Орелстрой» и его «Орелжилцентр» оказался не столь принципиальным, и принял компромиссное решение: да, прекратить, да, демонтировать, но – через полгода, к 1 июня 2011-го. Такие вот у нас понимающие суды.
Корпорация «Ни рубля»
Пришлось о проблеме задуматься не только Орелстрою, но и властям. Благо федеральные деньги подоспели к 450-летию Орла. 93 миллиона из них решено было пустить на коллектор до Заречки. Правда, горячие головы уверяли горожан, что миллионер-«Орелстрой» поучаствует в столь важном, прежде всего, выгодном для «Орелстроя» же деле. Но что с них возьмёшь, с этих горячих голов. Естественно, строевская корпорация не вложила в проект ни рубля.
Строительство коллектора зареченцы помнят до сих пор. С привлечением сомнительной конторы под названием «Гаджет», со смертями орловцев. И, наконец, счастье: построили! Вот только Заречку, оказывается не подключили к централизованным сетям!
Активисты-зареченцы узнали об этом, можно сказать, случайно: им, как истцам двухлетней давности вдруг пришли повестки с вызовом с Железнодорожный суд, где черным по белому написано: «Орелстрой» и «Орелжилцентр» просят… «отсрочить до 31.12.2013 года исполнение решения Железнодорожного суда от 27.09.2010 года в части возложения обязанности прекратить сброс сточных вод от локальных очистных сооружений микрорайона Зареченский в реку Орлик путем демонтажа выпуска сточных вод». То есть, решение суда до сих пор не исполнено! И "Орелстрой" как сливал всё в Орлик, так и сливает до сих пор и просит разрешения сливать до нового 2014 года!
Как работали без разрешения, так и работаем
На этот раз природоохранная прокуратура была настроена миролюбиво, как, впрочем, и суд. Ну, что, право, возмущаться, ежели за эти годы Зареченский вырос чуть не в пять раз – не затыкать же теперь трубу! Как написал в своем заявлении гендиректор «Орелстроя» А. Студенников, это теперь «по сути, будет означать совершение преступления по признакам ст. 215.2 УК РФ – приведение в негодность объектов жизнеобеспечения населения». Вот какие у нас мудрые строевцы. Сначала «накосячили», потом кивают на соблюдение закона.
Зареченцы от такого поворота обалдели. Понятное дело, затыкать трубу сегодня действительно нельзя. Но куда же все это время смотрели природоохранная прокуратура, многочисленные экологические и природоохранные надзорные органы? Почему ничего не делали приставы? Как могло случиться, что суд не побеспокоился об исполнении собственного решения? И почему никто не привлек безответственный бизнес к ответу? Тем более что представители «Орелстроя» и «Орелжилцентра» не скрывали: за два года они не сделали ничего – как работали без разрешения, без нормативов ПДК, без права на пользование водным объектом – так и работают.
Пенсионеров пытались успокоить: дескать, вот письмо заместителя главы городской администрации А. Муромского – он объясняет, что на завершение строительства коллектора не хватило порядка 5 млн рублей, которые не сегодня-завтра появятся, и коллектор в июле будет принят эксплуатацию, а значит, насилие над Орликом продолжится недолго. А представитель природоохранной прокуратуры И. Булгакова зачитала письмо, в котором утверждается, что в ЛОС ежедневно поступает не более 800 кубометров сточных вод – меньше проектной мощности в 2,5 раза. Чего волноваться?
На вопрос же пенсионеров, почему Студенников просит разрешить слив в Орлик до 31 декабря 2013 года, если Муромский уверяет, что коллектор сдадут к 1 июля, услышали веселое: «А вы что, не знаете, в какой стране живете?»
Это понятно. Сегодня Муромский обещает — завтра его уже нет. А на нет и спроса нет. Что же касается вопросов о загрязнении реки, об ответственности двух организаций за невыполнение судебного решения и за нарушение природоохранного законодательства, то они повисли в воздухе. Оказалось, это вопросы не по существу. И суд, как уже говорилось, фактически разрешил «Орелстрою» продолжать сбросы дерьма в Орлик.
Странная арифметика
«Я поехал в микрорайон Зареченский, продолжает Платон Каратаев. - Словно игрушечные, яркие дома заняли уже десятки гектаров территории. Тут не точечная застройка - полноценные бульвары и улицы, практически все дома, за исключением построенных АЛРОСовцами, заселены. По информации пресс-службы горадминистрации, только в прошлом году «Орелстрой» построил порядка тысячи квартир. Полагаю, не меньше было в 2011 году, чуть меньше полутысячи – в 2010-ом.
Понять, сколько требуется микрорайону воды, несложно. Считаем по минимуму. В среднем в каждой квартире (а в домах однокомнатные, 2-х и 3-комнатные) проживает три человека, норматив потребления воды – 300 литров на каждого. Умножаем 300 на 3 и на 2, 5 тысячи насчитанных нами квартир. Получаем – 2 250 кубометров. Не 800 и не 1000.
Может быть, чтобы люди в 2,5 раза меньше потребляли воды? Может. Но, как говорил Станиславский, не верю. Как минимум в праздники и выходные люди пользуются водой по полной программе. А значит, по полной идёт и слив. Куда? В ЛОС, предельная мощность которой 2 тысячи кубов?
Кто ответит за косяк?
Не знаю, будут ли обжаловать решение г-жи Авраменко зареченцы, но вопросов у них накопилось немало. Почему «Орелстрою» позволено игнорировать законы РФ? На каком основании горадминистрация выдавала ему все эти годы разрешения на строительство жилых домов, зная, что там нет канализации, но есть решение суда о демонтаже выпуска сточных вод? Как могли принимать дома в эксплуатацию, если маломощная ЛОС априори не может справиться с нормативным количеством сточных вод для тысяч построенных квартир? Каков ущерб нанесен Орлику за эти годы и кто за него ответит? И не похоже ли все это на коррупционный сговор между муниципальной, государственной властью и «Орелстроем»?
Их они и задали УФСБ по Орловской области в надежде, что, может, хоть там найдут ответы».
Семейный бизнес Деда
По информации Орловской газеты, ОАО «Орёлстрой» - крупнейшая холдинговая строительная компания Орловской области. В ее структуру входят более 20 дочерних и зависимых обществ, включая проектную организацию и промышленные предприятия (ОАО «Орёлстройиндустрия», ООО «Промстройдеталь», ООО «Орёлвибропресс»). В компании работает более 5 тыс. человек. Генеральный директор — Александр Студенников. В 2013 году компании исполняется 70 лет.
Основное направление ее деятельности — жилищное строительство в Орле и Мценске, преимущественно это стандартные девятиэтажные панельные дома. В 2011 году Орелстрой сдал в эксплуатацию 130 тыс. кв м, получив 234 млн рублей чистой прибыли.
Компания построила три новых жилых микрорайона в Орле - Наугорский, Ботаника, Зареченский. Строительство нередко сопровождалось скандалами, связанными с тем, что застройщик затягивал сооружение необходимой инфраструктуры — детских садов, школ, канализационной сети. В результате к решению этих вопросов приходилось подключаться региональной власти.
27 июня 2012 года на должность председателя совета директоров ОАО «Орёлстрой» избран Владимир Строев, племянник бывшего губернатора области, первый заместитель председателя правления банка «ЦЕРИХ». До этого совет директоров компании возглавлял давний соратник бывшего губернатора Владимир Соболев, который перешел на этот пост с должности генерального директора. Владимиру Соболеву принадлежит 2,92% акций ОАО.
Сейчас в компании идут судебные разбирательства из-за территории ее дочернего подразделения - завода «Стройиндустрия», на которую претендует «Корпорация «ГРИНН». Она уже расчистила часть этой территории под свои будущие объекты. «Орёлстрой» не хочет лишиться своего работающего завода. Пока обе компании не нашли приемлемое решение этой проблемы.
Фотоальбом за 2,4 млн рублей
Акционеры ОАО «Орелстрой» на общем годовом собрании, которое состоится 5 июня, рассмотрят вопрос о распределении чистой прибыли, полученной в 2012 году. Предполагается, что дивиденды составят 132 млн рублей, говорится в материалах компании.
Так, совет директоров «Орелстроя» рекомендовал акционерам утвердить распределение чистой прибыли из расчета 530 рублей на одну обыкновенную акцию. Всего же компании в 2012 году удалось заработать 299 млн рублей против 227 млн рублей в 2011 году. Выручка составила 1,389 млрд рублей против 1,464 млрд рублей в 2011 году.
Планируется, что еще 9,7 млн рублей составят затраты на базу отдыха «Строитель», а 2,44 млн рублей – затраты, связанные с деятельностью совета директоров. Кроме того, 3,17 млн рублей могут быть направлены на празднование 70-летия юбилея «Орелстроя» и в 2,4 млн рублей обойдется создание фотоальбома, посвященного этому событию. Наконец, 400 тыс. рублей «Орелстрой» должен потратить на музей, 700 тыс. – на выплаты ветеранам и заслуженным работникам, 500 тыс. – на благотворительность и 980 тыс. рублей – на «на поздравления, погребение, организацию спортивных мероприятий, отдыха» и прочие расходы. Оставшиеся 146 млн рублей акционеры планируют использовать на пополнение оборотных средств.
Отметим, что год назад дивиденды акционерам «Орелстроя» были гораздо скромнее и составили 75 млн рублей. Тогда 1,5 млн рублей они направили на нужды базы отдыха «Строитель» и 2 млн рублей – на празднование Дня строителя, организацию спортивных мероприятий, отдыха и погребение. 2,443 млн рублей составили затраты, «связанные с деятельностью совета директоров». Большую же часть полученной прибыли – 146,7 млн рублей – акционеры, как и сейчас, решили направить на пополнение оборотных средств.
|