Шпионов разных стран давно подозревали в том, что они тайно сотрудничают, помогая друг другу зарабатывать деньги. Но кагэбэшник Олег Калугин, давно побивший все рекорды по "закладыванию" своих старых явок и агентов, и не менее известный американский контрразведчик Дэвид Мэйджор решили узаконить этот бизнес. И откровенно качать деньги с провалов собственных разведок. Третий месяц по Вашингтону колесит автобусная экскурсия, гиды которой - отставники КГБ и ЦРУ - наперебой рассказывают, как они сражались на проходящем через сердце Америки невидимом фронте.
Почтовый ящик Олдрича Эймса
В Вашингтоне штирлицев не счесть. Естественно, что город, в котором есть Белый дом, Пентагон, ЦРУ с ФБР и еще множество секретных учреждений, считается и шпионской столицей мира. "Шпионов на квадратную милю здесь больше, чем в любом другом месте планеты", - говорит Дэвид Мэйджор. Сейчас с каждой шпионской явки предприимчивые отставники собирают денежный урожай. Рассказы о провалах бывших друзей и неудачах родной страны их только вдохновляют...
Мэйджор был советником по контрразведке при Рональде Рейгане. Калугин в ту самую пору зарабатывал себе чин генерала на посту заместителя начальника вашингтонской резидентуры КГБ. "Мы сидели там на четвертом этаже, набитые как сельди в бочке, - с пылом разоблачает он ужасы работы в России перед американскими туристами, в то время как экскурсионный автобус проходит мимо старого здания российского посольства на 16-й улице. - Сидели, пили кофе и ждали, когда к нам войдет очередной американец и предложит купить у него ценные сведения. И они приходили".
Некоторые просто ломились. В 1985 году остро нуждавшийся в деньгах Олдрич Эймс попросил о встрече пресс-атташе советского посольства. Он сидел в маленьком пабе "Спот", в нескольких кварталах от нашей миссии, и нервно курил. Дипломат не появлялся. Тогда Эймс выпил для храбрости водки и самолично направился в посольство. Его держали в приемной больше часа. "Все очень боялись провокации, за которой последует высылка домой", - поясняет Калугин. И с издевкой сообщает: правда, в Москву ушел такой героический рапорт о вербовке, что группа товарищей получила за нее ордена Ленина.
Мемориалы "холодной войны" подчас скромны и неприметны. Обычный уличный почтовый ящик на 37-й улице годами служил Эймсу сигнальным объектом. Он наклеивал на него кусочек ленты, чтобы дать знать связным о том, что он оставил в укромном местечке очередную "посылку" для КГБ. И ждет ответного "денежного перевода". Кто подумает, что через этот голубой металлический коробок прошли сведения, оцененные КГБ в 2,4 миллиона долларов!
Симпатичный паб "Чедуик" на улице "Кей" в престижном вашингтонском Джорджтауне ЦРУ и вовсе предпочло бы выкрасить в черный цвет, а лучше - снести. Именно здесь Олдрич Эймс передал советским коллегам трехкилограммовый пакет. Помимо прочего, в нем содержались данные о 20 сотрудниках КГБ, ГРУ и советских дипломатах, завербованных американской разведкой. Это был самый страшный удар по сети американских агентов в СССР. Олег Калугин гордо демонстрирует вывеску паба, Дэвид Мэйджор досадливо морщится. Но бизнес есть бизнес - туристы, заплатившие за трехчасовой тур по 55 долларов, изумленно таращатся на окна "Чедуика".
Прощальный ужин полковника Юрченко
Дэвид Мэйджор и его отставные коллеги создали свой центр изучения контрразведки и безопасности несколько лет назад. За деньги и на поучительных примерах они втолковывают госчиновникам и бизнесменам, как им лучше беречь свои тайны. Олег Калугин, живущий в Америке с начала 90-х годов, решил посотрудничать с центром. Тот факт, что он сдает секреты "своих", его не останавливал: каждый зарабатывает как может.
Сначала центр возил по местам шпионской славы и позора только своих студентов. "Но потом мы почувствовали, что подобное может быть интересно и для широкой публики", - говорит Мэйджор.
Когда-то ресторан "О Пье де Кочон" в Джорджтауне славился лишь своей изысканной кухней. Но потом вошел в историю шпионажа невыдуманной трагикомедией "Последний ужин в Вашингтоне". Именно сюда 2 ноября 1985 года сотрудники ЦРУ привезли покормить и развеяться перебежавшего к ним полковника КГБ Виталия Юрченко.
Юрченко отпросился у ничего не подозревающих стражей в туалет, вылез через окно наружу. И - бросился бежать в советское посольство. Как потом установило ФБР, предварительно он позвонил в нашу миссию и попросил открыть ворота. Звонок был перехвачен, но из-за нерасторопности американской наружки никто не попытался его остановить. Беглому полковнику повезло потом и в Москве. Советская разведка списала все на козни американских спецслужб. Одумавшегося предателя простили и даже представили к правительственной награде. В пятидесятые годы, когда из Москвы пришла директива: в министерстве финансов США никого не вербовать. "Агентов в этом желто-сером здании уже было столько, - поясняет Мэйджор, - что больше попросту не требовалось".
Потом американская контрразведка окрепла, а образ СССР слегка поблек. Но были Олдрич Эймс, офицер ВМФ Джон Уолкер, раскрывший секретные коды флота, Рональд Пелтон из агентства национальной безопасности, сообщивший Москве о том, что американцы прослушивают ее подводные кабели связи. Наконец, уволенный из ЦРУ Эдвард Ли Ховард, который сидел и раздумывал на этой вот лавочке в парке "Митчелл" перед тем, как войти в калитку советского торгпредства.
Тоннель под новым зданием российского посольства, о котором впервые сообщил в Москву еще один шпион - Роберт Ханссен, - как ни жаль, пока не открыт для простых посетителей. Дэвид Мэйджор лукаво посоветовал обратиться с заявкой на экскурсию напрямую в ФБР. Но полушутя добавил, что надеется когда-нибудь в будущем включить его в свой тур.
"А пока, прямо в эти самые минуты, - говорит наш гид, - кто-то тут наверняка идет на конспиративную встречу, кто-то крадет чужие секреты, кто-то закладывает контейнер с шпионской информацией, а кто-то за ними следит".
Если явка какого-то из этих разведчиков провалится - предприимчивые и циничные отставники наверняка тут же включат ее в свою экскурсию...
А как у нас?
Тайники агента Трианона
В Москве подобных экскурсий по шпионским точкам не существует. Но если бы они проводились, то один из первых маршрутов следовало бы проложить по местам, связанным с агентом Трианоном - сотрудником советского МИДа Александром Огородником, работавшим на американцев в 70-х годах. Об этом деле известно по кинофильму "ТАСС уполномочен заявить".
Один из тайников Огородника был расположен в парке Победы на Поклонной горе. 25 лет назад, когда нынешнего мемориального комплекса еще не существовало, это было довольно тихое местечко.
Другая шпионская точка - кинотеатр "Призыв" на Кутузовском проспекте, рядом с которым Огородник оставлял машину: это было знаком того, что он готов забрать контейнер из тайника. Сейчас в этом здании находится Театр кошек Юрия Куклачева.
Потенциальных экскурсантов можно было бы также сводить к знаменитому столбу рядом со средней школой на улице Крупской. На нем под дорожным знаком "Внимание - дети!" Трианону также следовало оставлять специальный знак - след красной помады.
А конечным пунктом такой экскурсии вполне мог бы стать Краснолужский мост, на котором была схвачена сотрудница американского посольства в Москве Марта Петерсен: она пришла закладывать контейнер для Огородника. Впрочем, сейчас этот легендарный мост сменил место прописки: в прошлом году его сплавили от Новодевичьего монастыря к Киевскому вокзалу.
|