Адам Таннер из агентства Рейтер первым из журналистов получил доступ к архивным документам бывшего министерства госбезопасности ГДР ("Штази"), в которых говорится о его связях с представительством КГБ СССР в Дрездене в 1984 - 1990 гг. Тогда, напомним, там работал майор Владимир Путин. Его прямым начальником был генерал Владимир Широков, из 10 - 15 подчиненных которого Путин был младшим по должности, поэтому его фамилия редко упоминалась в переписке "Штази" и КГБ.
Весной 89-го Путин якобы обратился к начальнику дрезденского управления МГБ ГДР генерал-майору Хорсту Бему с просьбой "помочь восстановить оборванный телефонный кабель у дома агента КГБ - бывшего сотрудника полиции ГДР". Благодаря вмешательству "Штази" связь была налажена через несколько дней - в кратчайший срок для не слишком разворотливых коммунальных служб ГДР.
Тогда же работники "Штази" завалили представительство КГБ в Дрездене жалобами на действия его сотрудников, пытавшихся вербовать восточных немцев без ведома их "родной" спецслужбы. В 1987 году начальство поручило Путину разобраться с одной из таких жалоб о попытке КГБ "заагентурить" человека, жившего по соседству с гостиницей дрезденского обкома компартии ГДР, чтобы он следил за этим объектом.
По мнению бывшего помощника Бема Хорста Джемлиша, "главной задачей Путина была именно работа с агентами внутри ГДР... Путин также собирал сведения об экономике, политике и военной мощи Запада".
Активность майора Путина была отмечена в феврале 1988 года, когда сам шеф "Штази" подписал указ о вручении ему бронзовой медали "За службу в Национальной армии ГДР". Правда, из 37 награжденных тогда советских чекистов большинство получили медали более высокой степени - золотые и серебряные.
А в ноябре 1987 года майор Путин и еще 13 сотрудников КГБ были приглашены в дрезденское управление МГБ ГДР на праздничный вечер "Братья по оружию" в честь 70-й годовщины Октябрьской революции. После речи генерала Бема началось застолье. По свидетельству ветерана "Штази" Томаса Мюллера, "спиртное на таких вечеринках лилось рекой. "Мы с советскими коллегами щедро угощали друг друга, попутно пытаясь выведать нужные нам новости".
В архивах "Штази" нашлись и другие забавные подробности деятельности КГБ СССР и МГБ ГДР в 80-х годах. Так, обширная переписка была посвящена поискам одного гражданина ФРГ, чей адрес некий офицер "Штази" в конце концов нашел... в телефонной книге Западного Берлина. В другой раз КГБ добывал через "Штази" 1200 бесплатных билетов для солдат Группы советских войск на футбольный матч московского "Спартака" с дрезденским "Динамо".
В рассекреченных документах не нашлось никаких следов деятельности Путина в Дрездене после падения Берлинской стены в 1989 году. Ходят слухи, что ему удалось создать целую сеть агентов для работы на Москву после объединения ГДР и ФРГ, но вскоре ее выдал сбежавший на Запад сотрудник "Штази". Как бы там ни было, немецкие эксперты считают Путина умелым разведчиком - уже даже потому, что всемогущей "Штази" так и не удалось "на всякий случай" заполучить хотя бы его отпечатки пальцев для своих досье...
|