Двенадцатилетнее расследование, посвященное истории создания в 1945-1946 годах первого советского стратегического бомбардировщика Ту-4, завершено. Как известно, за феноменально короткий срок по приказу Сталина в СССР была создана почти точная копия американской "Сверхкрепости" Б-29. Новые, ранее засекреченные данные об этом грандиозном проекте обнародованы на днях в США. В посольстве России в Вашингтоне встретились те, кто крупица за крупицей собирал данные об этом удивительном эпизоде "холодной войны".
Расследование возглавлял Национальный музей авиации и космонавтики Смитсоновского института в Вашингтоне. Помогали ему десятки историков, архивистов, авиационных техников из двух стран. "Мы имеем дело с беспрецедентным подвигом советских авиаконструкторов, триумфом инженерной мысли", - сказал на встрече в посольстве руководитель музея Вон Хардести.
Действительно подвиг: по семь дней в неделю, 14 часов в сутки работали над проектом 900 предприятий и НИИ, подгоняемые "отцом народов". Было сделано 40 тысяч чертежей и эскизов Б-29. Два самолета из трех, что попали в руки советских специалистов, оставили как эталоны - для сборки и летных испытаний. Один был разобран до винтика, каждую отдельную деталь (которых набралось 105 тысяч) обрабатывала своя команда технологов. Деталь взвешивали, обмеряли, фотографировали и описывали, подвергали спектральному анализу.
О том, каким образом эти три "Сверхкрепости" оказались у нас, стоит напомнить. Случилось это в 1944 году после вынужденной посадки поврежденных японской системой ПВО бомбардировщиков на аэродроме близ Владивостока. Перед возвращением на родину пилотам пришлось год просидеть в тюрьме в Узбекистане (по данным газеты "Дейли телеграф", которая провела свое собственное расследование).
Б-29 были "конфискованы" и переправлены в Москву, на завод N 30.
В ту пору СССР не имел бомбардировщиков с такими характеристиками. Сталин в полной мере воспользовался свалившимся на его голову шансом. Почти всю войну он просил американцев передать Советскому Союзу по лендлизу несколько Б-29, но Вашингтон в ответ упорно слал транспортные самолеты и бомбардировщики других типов - Б-25 и А-20.
11 ноября 1946 года берлинская газета "Курир" возвестила о начале производства в СССР стратегических бомбардировщиков. На Западе в это никто не мог поверить. Считалось, что Советский Союз неспособен в принципе создать подобную технику. Но все сомнения сняла демонстрация трех машин на воздушном параде 3 августа 1947 года в честь Дня авиации. Серийный выпуск
Ту-4 наладили на заводе N 22 в Казани и N 18 в Куйбышеве. Всего было произведено 850 Ту-4 (США построили 3500 Б-29). С принятием этого самолета на вооружение советских ВВС Вашингтон утратил монополию в области производства дальней бомбардировочной авиации, способной в том числе нести и средства массового поражения. Именно с Ту-4 18 октября 1951 года в Казахстане была сброшена советская атомная бомба.
Конечно, точно повторить Б-29 было невозможно. Одной из самых больших загвоздок стало расхождение производственных стандартов, в частности, из-за расхождения английской и метрической систем мер (так, ни один советский завод не взялся произвести листовой прокат для фюзеляжа Б-29 оригинальной толщины). Но конструкторы во главе с Туполевым, которого Кремль наделил неограниченными полномочиями, блестяще справились с поставленной Сталиным задачей.
А она была нетривиальная - скопировать "Сверхкрепость" до последней заклепки. Дело порой доходило до абсурда: обнаружив в крыле Б-29 крошечное отверстие явно постороннего происхождения, инженеры, памятуя о приказе Иосифа Виссарионовича, перенесли его на отечественный бомбардировщик. Кроме того, Ту-4 унаследовал не только преимущества своего собрата (такие, как полностью герметизированная кабина экипажа, повышенная грузоподъемность и защищенность), но и очевидные минусы. Например, мотор мог легко воспламениться, имел недолгий ресурс эксплуатации.
"Это был своего рода советский Манхэттенский проект", - заметил господин Хардести в беседе с российскими учеными. Точнее, это был исчерпывающий ответ Кремля на американскую атомную бомбу.
"Проект потребовал полного переоснащения всей советской промышленности, - рассказал "Известиям" главный научный сотрудник ЦАГИ доктор наук Геннадий Амерьянц. - Самолет нуждался в новых маслах, новых электроагрегатах, узлах, вооружении, топливной и навигационной системах. Ведь четырехмоторный Б-29 был невероятным технологическим рывком, недосягаемой вершиной и для нас, и для немцев. Сталин - и в этом он оказался прав - категорически запретил что-то менять в Ту-4 по сравнению с Б-29. Можно, конечно, спорить об этической стороне дела. Но, на мой взгляд, вопрос здесь скорее правовой, нежели нравственный. Международное законодательство нарушено не было".
|