“Вчера стал свидетелем любопытной перепалки между Антоном Носиком и представителями российского МИД в программе у Собчак, - пишет 14 марта Polittrash.Ru. - Представители министерства, в частности, обвинили Носика в том, что тот солгал, когда говорил, что его не приглашали на заседание по поводу визового режима с ЕС, по поводу чего МИД даже опубликовал забавный пост в своем Facebook (кстати, хороший пример активной работы министерства в социальных сетях).
Но речь не про это. Отбиваясь от обвинений во вранье, Антон Носик произнес фразу, что, мол, его «читает на Фейсбуке более 100 тысяч человек» и он просто физически не мог увидеть этот конкретный комментарий МИДа. Ну, в принципе, комментарий действительно можно упустить. Но вот фраза про 100 тысяч меня заинтересовала. Я искренне полагал, что все знают, что из себя представляют цифры подписчиков (followers) в российском Facebook. Оказывается, не все. Или, по крайней мере, некоторые сознательно убеждают других в том, что эти цифры реальные. Придется провести небольшой ликбез.
Пояснение: все, что описано ниже, я обнаружил еще в конце прошлого года, но никак не доходили руки это опубликовать. Тогда ко мне обратился мой хороший знакомый, который попросил меня выяснить, почему количество подписчиков его аккаунта выросло за неделю с 2 до 100 тысяч человек, хотя он ничего не делал и даже не писал. Ну вот я и выяснил.
Давайте посмотрим на самых популярных пользователей российского Facebook. Это, в частности, Антон Носик, у него, как мы видим, 107 тысяч подписчиков:
Или вот Михаил Шац, у него подписчиков 108 тысяч:
А вот тоже очень популярный основатель конкурирующей соцсети «Вконтакте» Павел Дуров, у него подписчиков 115 тысяч:
Помимо них самыми «подписываемыми» являются топ-менеджер «Яндекса» Илья Сегалович (75 тысяч), помощник Немцова Илья Яшин (108 тысяч), писатель и медиамагнат Сергей Минаев (104 тысячи), шеф-редактор «Афиши» Илья Красильщик (107 тысяч), музыкант Паша Артемьев (102 тысячи), тоже какой-то музыкант (75 тысяч), какая-то Снежина Кулова (аж 313 тысяч), Божена «снимайте меня» Рынска/Курицына (150 тысяч), певица Виктория Дайнеко (153 тысячи), забыл кто такая Ирина Богушевская (138 тысяч), Наталья Радулова (112 тысяч), Михаил Шемякин (112 тысяч), Отар Кушанашвили (113 тысяч), норвежско-чешский чадосластец Рустем Адагамов (109 тысяч), борец за нашу и вашу свободу Константин Боровой (106 тысяч), Леонид Бершидский (106 тысяч), музыкант Олег Нестеров (102 тысячи), Игорь Мацанюк (117 тысяч), топ «Яндекса» Андрей Себрант (60 тысяч), Василий Эсманов (43 тысячи), Сергей Пархоменко (109 тысяч), Демьян Кудрявцев (103 тысячи), Антон Красовский (93 тысячи), Татьяна Лазарева (117 тысяч), Алекс Дубас (108 тысяч) …
Список еще долго можно продолжать, но я устал.
Так что же общего у всех этих людей с армиями преданных читателей?
А то, что примерно 90-98% всех их подписчиков из одного и того же источника — глобального ботнета, исчисляемого, судя по всему, миллионами аккаунтов, которые подписаны на различных известных персон со всего мира. Разумеется, Минаев, Носик, Боровой и все остальные российские медиа-персоны эти аккаунты не покупали, а получили их не по своей воле.
Давайте попробуем посмотреть список подписчиков Антона Носика. Сперва там будут преимущественно нормальные российские аккаунты, но чем дальше, тем больше мы будем видеть вот такую картину:
К сожалению, Facebook не отдает полный список подписчиков пользователя, а только выборку из нескольких сотен аккаунтов, которая составляется преимущественно из наиболее «качественных» (интересно, кстати, почему?). Без этого искажения живых людей у Носика было бы еще меньше, а поклонников из Алжира, Нигерии, Пакистана, Индии и Индонезии — гораздо больше. Давайте сравним эту картину с подписчиками ну, например, Красовского:
ВНЕЗАПНО. У всех остальных российских «випов» наблюдается ровно та же самая картина, можете проверить самостоятельно. И это, как ни печально признавать, совсем не свидетельство интеграции российской элиты в мировой контекст, - иронизирует блогер.
Ради интереса можно и посмотреть список аккаунтов, на которые подписываются эти индонезийцы-арабы-турки и прочие. Обычно в списке подписок каждого из них несколько сотен, а то и тысяч аккаунтов более-менее медийных персон со всего мира, русскоязычных среди которых всего около десятка (перечень аккаунтов меняется в зависимости от каждого конкретного бота, но общий пул целевых подписок у них один и тот же). К примеру, подписки вот этого алжирского аккаунта:
Или вот подписки одного из сотен тысяч арабских фоловеров:
Забавно и то, что многие из участников ботнета подписаны не только на медийные аккаунты по всему миру, но и на руководство самого Facebook:
Подавляющая часть аккаунтов из ботнета — живые и активные. Вот этот араб, например, активно борется с кровавым путинским режимом в своей стране:
Далеко не во всех аккаунтах есть политический контент, в основном они абсолютно бытовой направленности (например 1, 2, 3, 4). Другие общаются в комментариях и лайкают посты своих друзей (разумеется, арабов и прочих своих соплеменников, а не российских випов). Вопрос только в том, каким образом они оказались подписаны на всех подряд. По всей видимости, дело в каком-то массфоловерском приложении для соцсети в духе «подпишись на over 9000 аккаунтов, кто-нибудь подпишется на тебя в ответ, после чего ты станешь звездой интернета», которое приобрело популярность в странах третьего мира. Приложение, в свою очередь, работало строго по заданному списку аккаунтов, в числе которых оказалось и некоторые количество россиян, - полагает блогер.
Другой версии, с учетом того, что аккаунты азиатов и африканцев действительно живые, у меня пока нет. Иные мысли на этот счет (или, может, кто-то уже все выяснил до конца, а я просто не нашел этот материал в горе бессмысленного словоблудия о засилье ботов в интернетах) приветствуются в комментариях.
Что, впрочем, не меняет вывод: никаких сотен тысяч подписчиков в российском Facebook нет ни у кого. Реальный счет идет просто на тысячи: 2 на втором аккаунте Романовой, 4 у Гатова, 2 у Азара и так далее. Исключение, пожалуй, разве что Дягилев с его 12 тысячами реальных подписчиков.
Другой вывод заключается в том, что администрация Facebook, ни российской его части, ни мировой, вообще никак не борется с этим ботнетом и создаваемым им мыльным пузырем якобы популярности. И не исключаю, что вполне осознанно».
|