Небольшая экспедиция, прибывшая на место находки, увидела холм выше человеческого роста, сориентированный по частям света. Специальная аппаратура установила, что он искусственного происхождения, то есть создан руками человека, а не природой. Место очень глухое. Добрались до него с большим трудом. Двое суток не могли вылететь из-за тумана, а потом не знали, как приземлиться. Мешали и погода, и лесная чаща. Раскопки решили отложить до весны, чтобы добраться к предполагаемому кладу по воде и тщательно все исследовать. Даже если золота здесь не окажется, ценность находки велика. Подобных археологических памятников в этих широтах не зафиксировано.
Участника экспедиции полковника ФСБ Александра Петрушина атакуют вопросом: "Вы уверены, что находка сохранится до весны?". В ответ Александр Антонович улыбается: "Пусть желающие покопают. Мне даже интересно, что из этого получится". В экспедиции, организованной Ханты-Мансийским управлением культуры, Петрушин оказался не случайно. Охотник (его фамилия, как и место находки, не разглашаются), обратившись в местную газету, поставил условие: он покажет место клада только в том случае, если в поисках примет участие Петрушин.
Оказалось, что охотник обнаружил "пирамиду" (так он называет искусственную возвышенность) еще в 1968 г. А три года назад он прочитал очерк Александра Петрушина "Призрак золотого парохода", в котором рассказывается о судьбе золота, исчезнувшего в годы Гражданской войны. Сопоставив факты, охотник сообщил о находке. Почему молчал раньше? Трудно сказать. Возможно, возраст подтолкнул его к откровенности. Ему 75 лет. Он из семьи спецпереселенцев. Предки были раскулачены и высланы из Ярославской области в среднее Приобье. Всю жизнь он занимался охотой. Только один раз покидал территорию Ханты-Мансийского округа - в 1943 г. ушел на фронт, где был снайпером и пулеметчиком. Сам маршал Жуков вручал ему орден Красной Звезды. По словам Петрушина, охотник - "человек конкретный, не выдумщик".
Полковника ФСБ уже не раз пытались вовлечь в поиски клада. Серьезная команда профессионалов, оснащенная современной аппаратурой и вдохновленная финансовой поддержкой солидного банка, даже прибыла на ханты-мансийскую землю, выдвигая, как ей казалось, весомый аргумент: "Мы ищем Янтарную комнату и золото гитлеровского рейха. У нас есть успехи". Но осмотрев окрестности... команда отбыла восвояси, потому что территория Тюменской области превосходит Восточную Пруссию в сотни, а то и тысячи раз. И, не имея конкретной "зацепки", клад здесь найти практически невозможно, даже если опираться на исторические факты.
Александр Петрушин этими фактами располагает. История - его давнее увлечение. В прошлом году в Тюмени он издал книгу очерков о малоизвестных и совсем неизвестных событиях из истории тюменского края по материалам ВЧК-ГПУ-НКВД-КГБ. Благодаря чекистским документам даже хорошо известные факты представлены автором в новом свете. Так, выяснилось, что Александр Матросов, закрывший в 1943 г. своим телом амбразуру вражеского дзота, до войны был заключенным. Очерк о пропавшем золоте также вошел в книгу. На этот счет существует несколько версий.
Александр Петрушин изложил свою. Золотой запас царской России был очень велик. В начале 1917 г. шла Первая мировая война, Николай Второй был еще у власти и распорядился эвакуировать золото в глубь страны - в Казань. Там оно находилось до тех пор, пока не началась Гражданская война. Когда Колчак совершил государственный переворот, золотой запас оказался у него. Часть его он отдал Антанте, рассчитываясь за военные поставки. 722 ящика украл атаман Семенов, который не подчинялся Колчаку. Кстати, это золото ушло в Японию и до сих пор России не выдано. Когда Колчака стали теснить за Урал, золотой запас двигался вместе с ним. И в конце концов оказался у красных, когда они расстреляли Колчака на Ангаре. Но была еще третья часть золотого запаса России - сибирская или тобольская. Она не найдена до сих пор. Искать следует драгоценную церковную утварь тобольских храмов и ордена Сибирского временного правительства, которые были отчеканены, но не были вручены. По одной причине - их не успели вручить. Власть временного правительства кончилась. Колчак восстановил царскую наградную систему, а "сибирские" ордена, изготовленные из драгоценных металлов, приказал присоединить к тобольской части золотого запаса. Осенью 1919 г. красные подошли к Тобольску, отступать можно было только по рекам. Поэтому командующий Первой Сибирской армии генерал-лейтенант Пепеляев приказал погрузить ценный груз на пароход "Пермяк" и отправить по Иртышу и Оби в Томск. Зима в тот год началась очень рано. Пароход застрял во льдах. Деваться было некуда, офицеры вытащили опломбированные ящики на берег и закопали. Надеялись вернуться. Но история им такого шанса не предоставила.
Сибирская часть золотого запаса России более 80 лет хранится на берегу Оби в районе Сургута. Откуда у полковника Петрушина такая уверенность? Подробные описания "сибирских" орденов оказались в архиве тюменского отдела ОГПУ.
Десять лет - с 1923 по 1933 г. - чекисты Сибири настойчиво занимались кладоискательством. В результате в Тобольске и Тюмени нашли царские драгоценности. Но орденов "Освобождение Сибири" и "Возрождение России" нет ни в музеях, ни в частных коллекциях, в том числе и зарубежных. Их место, считает Александр Антонович, в новом суперсовременном здании тюменского музея, строительство которого должно завершиться в 2004 г. "У нас в запасе еще четыре года, - говорит Петрушин. - Постараемся клад найти. Хотя клад - это аксиома - всегда находят случайно".
Может, найденная ханты-мансийским охотником "пирамида" и есть тот самый случай. Будем ждать до весны.
|