“За преступную деятельность экс-следователя прокуратуры Москвы, приговоренного Хамовническим районным судом к пяти годам лишения свободы условно, расплатиться придется силовым ведомствам, - пишут 23 января “Известия”.
В 2004 году следователь Сергей Костерев конфисковал у ряда предпринимателей их товар — эксклюзивные часы марок Ulysse Nardin, Dubey & Schaldenbrand, Jaeger LeCoultre, Chronoswiss, которые затем продали по заниженной в 10 раз стоимости.
После того как в 2012 году приговор Сергею Костереву вступил в законную силу, пострадавшие компании — ООО «Торговый дом «Ларан», ООО «МТТ-Холдинг» и ООО «Империал-М» — предъявили иски к бывшим работодателям следователя — Следственному комитету и Генеральной прокуратуре. Общая сумма заявленных в арбитраж требований превышает 877 млн рублей.
Большая часть этой суммы, 556 млн, приходится на иск к ООО «Торговый дом «Ларан», который был заявлен 18 января 2012 года. При этом, согласно приговору Хамовнического суда, ущерб, причиненный незаконными действиями следователя «Ларану», составляет всего 141 млн рублей.
— После приговора Сергею Костереву был нанят аудитор, который провел оценку тех прибылей, которые могла бы получить компания, если бы наш товар не был незаконно изъят, — объяснил «Известиям» генеральный директор ООО «Торговый дом «Ларан» Александр Петрученко. — Именно эти расчеты использовались при подаче иска: ущерб, установленный судом, плюс сумма, названная аудитором.
От «рейдерского захвата» партии швейцарских часов пострадал не только бизнес Александра Петрученко, но и сам предприниматель — по делу о «контрабанде» он провел под стражей почти два года, пока в 2006 году не был полностью оправдан Люберецким районным судом Московской области.
Но даже после развала дела по «Торговому дому «Ларан» следователь Сергей Костерев продолжил работать в органах прокуратуры — до декабря 2007 года, пока не уволился оттуда по собственному желанию. А первое уголовное дело в отношении его было возбуждено только в следующем, 2008 году. Поводом для уголовного преследования стало обращение в правоохранительные органы еще одного пострадавшего от товарного рейдерства — руководителя ООО «МТТ-Холдинг» Юрия Яковлева.
У его компании по точно такой же схеме «обвинение в контрабанде – конфискация товара – заниженная оценка у выбранных следователем экспертов – реализация через РФФИ (Российский фонд федерального имущества)» было изъято товаров на сумму более чем 242 млн рублей: часы, ювелирные изделия, коллекционные ручки.
Третья потерпевшая от действий Сергея Костерева компания — ООО «Империал-М» — понесла ущерб более чем на 55 млн рублей.
Дело в отношении Сергея Костерева было направлено в суд только в 2010 году, а приговор прозвучал в марте 2012-го. По каждому из трех эпизодов преступной деятельности по ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий») Костерев получил по три года лишения свободы, а при их сложении «путем частичного поглощения» получилось пять лет условно с таким же испытательным сроком. Кроме того, Сергей Костерев лишился специального звания «юрист I класса» и получил запрет в течение трех лет занимать государственные должности. Впрочем, к этому времени экс-следователь уже сдал экзамен на адвоката и проблем с трудоустройством не испытывал.
Свою вину в преступлениях Сергей Костерев так и не признал. Собеседники «Известий» в правоохранительных органах связывают мягкое наказание с тем, что экс-следователь в афере с часами был только исполнителем.
После приговора первыми в арбитражный суд обратились компании ООО «МТТ-Холдинг» и ООО «Империал-М», предъявив иск согласно точной сумме причиненного вреда Сергеем Костеревым — 321 млн рублей.
— Ответчиком по делу выступает Генеральная прокуратура, — рассказал «Известиям» заместитель генерального директора ООО «МТТ-Холдинг». — Иск они признавать отказываются, говоря, что истекли процессуальные сроки его подачи. Но здесь все карты в наших руках — приговор Сергею Костереву вступил в законную силу только весной 2012 года, после чего мы и подали иск. Последним действием прокуратуры в суде стала попытка привлечь к делу СКР, хотя Костерев там не работал.
Аналогичной позиции относительно доставшихся по-наследству исков придерживаются и в Следственном комитете.
— Надо сказать, что Костерев никогда не работал в Следственном комитете. Из прокуратуры он был уволен в декабре 2007 года. Часть уголовных дел по контрабанде и уклонению от уплаты налогов направлялась в суд прокуратурой до создания Следственного комитета. Часть уголовных дел, материалы которых Костерев пытался уничтожить, была восстановлена Следственным комитетом, — заявил «Известиям» официальный представитель СК Владимир Маркин. — Что касается иска от компании «Ларан», то он в СК России еще не поступал. По искам же других компаний основными ответчиками выступают прокуратура Москвы и Генпрокуратура, а СК истцы пытаются привлечь в качестве соответчика.
Вопрос о том, будет ли Следственный комитет участвовать в арбитражном процессе, по словам Маркина, решится после детального изучения всех исковых требований. В Генеральной прокуратуре оперативно прокомментировать предстоящие суды на момент публикации не смогли”.
26 марта 2012 г. в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Преодолел контрабанду распродажей» сооющалось: «в Москве за товарное рейдерство получил пять лет условного срока бывший следователь прокуратуры Центрального административного округа (ЦАО) столицы Сергей Костерев. По сфальсифицированным им делам о контрабанде у московских бизнесменов были незаконно изъяты, а потом проданы за бесценок партии бытовой техники и престижных швейцарских часов общей стоимостью почти 500 млн рублей. Сам Костерев свою вину так и не признал.
Следователь Костерев стал фигурантом уголовного дела о превышении должностных полномочий еще в январе 2008 года. Летом 2004 года он расследовал дело об уклонении от уплаты налогов против руководителей компании «ФПГ «Сервис» и распорядился провести обыски в столичной фирме «Торговый дом «Ларан». Костерев заподозрил, что бизнесмены ввезли в Россию контрабандой партию бытовой техники на 141 млн рублей.
Никаких подтверждений контрабанды во время обысков не нашлось, но Костерев распорядился опечатать склады вместе с техникой. Следователь возбудил против руководства «Ларан» уголовное дело о контрабанде, соединив его с налоговым делом. Таким нехитрым образом 35 тыс. единиц бытовой техники стали вещдоком по делу ФПГ «Сервис».
Костерев не стал вносить в книгу учета вещдоки и передал их на ответственное хранение компании «Агро-98». По требованию следователя была проведена товарная экспертиза, которая установила, что вся партия техники стоит около 17,6 млн рублей. Через несколько дней по распоряжению Костерева весь товар был продан по бросовым ценам.
По аналогичной схеме были похищены и проданы две партии престижных швейцарских часов марок Ulysse Nardin, Dubey & Schaldenbrand, Jaeger Le Coultre, стоимость которых доходит до нескольких миллионов рублей за штуку.
В декабре 2004 года Костерев расследовал дело о контрабанде партии электронных часов марок Casio, Citizen, Seiko, Q&Q, Festina. Вскоре у него появилась информация, что столичная компания «МТТ-Холдинг» якобы незаконно ввозит в Россию часы Ulysse Nardin.
Следователь распорядился провести обыски в офисе «МТТ-Холдинг», где милиционеры изъяли более 2 тыс. часов, 103 ювелирных изделия и шесть золотых перьевых ручек общей стоимостью почти 260 млн рублей. Средняя цена за штуку составляла $3–10 тыс. Среди изъятого оказалась и личная коллекция гендиректора фирмы, а также дорогие часы, которые клиенты оставили на гарантийный ремонт. Все потери бизнесмены впоследствии оценили в €10 млн.
Костерев возбудил уголовное дело о контрабанде, объявил часы вещдоками и отдал их на экспертизу «независимому оценщику». Им оказался эксперт по недвижимости. На допросах он признался, что в часах ничего не понимает, но оценил их в 4,4 млн рублей.
Следователь вынес постановление о продаже вещдоков за эту стоимость, и, судя по документам, именно за столько они и были проданы.
Таким же образом московская фирма «Империал М» на Якиманке лишилась 442 часов марок Ulysse Nardin, Dubey & Schaldenbrand, Jaeger Le Coultre, Chronoswiss общей стоимостью 55 млн рублей. По распоряжению Костерева, партия вещдоков была продана за 2,1 млн рублей.
Когда махинации вскрылись, против Костерева возбудили уголовное дело и уволили его с работы. Суд признал его виновным и приговорил к пяти годам условного срока. Сам Костерев своей вины так и не признал. Сейчас он работает адвокатом», - писали «Известия».
|