«Первый глава российской таможни Анатолий Круглов имеет право требовать от структур бизнесмена Шалвы Чигиринского возврата 37,5 млн. Решение в пользу Анатолия Круглова принял Высокий суд Лондона. Как выяснилось в ходе разбирательств, Круглов, который с 1992 по 1998 год возглавлял Государственный таможенный комитет России, является долларовым мультимиллионером и владельцем нескольких оффшоров», - сообщил деловой портал BFM.Ru.
«В лондонском суде он требовал у структур бизнесмена Шалвы Чигиринского возврата более $37,5 млн, выданных без его ведома доверенным банкиром, и купленной на них виллы на Лазурном берегу Франции. Хотя ответы Круглова на вопросы о происхождении денег и не вполне удовлетворили судью Питера Рота, иск бывшего чиновника к разорившемуся бизнесмену он удовлетворил», - сообщило агентство Stringer.
«Согласно материалам разбирательства в Высоком суде Лондона, ответчиком по иску выступает компания Чигиринского Tatik, а истцами — кипрские офшоры Slocom и Derbent, бенефициаром которых является Круглов, - сообщало агентство «Росбалт».
Деньги, которые Круглов пытается отсудить у Чигиринского, были выданы последнему в виде кредита по решению швейцарского банкира Урса Хенера. Он был личным финансовым советником Круглова и с 1999 года занимался инвестированием средств, принадлежащих Круглову и членам его семьи. В 1991 году в распоряжение Хенеру были переданы более $31 млн. Эти средства были размещены на счетах офшорных компаний в Лихтенштейне. Хенер получил полную свободу в инвестировании этих денег и в 2001 году выделил из них кредит Чигиринскому».
«Из вынесенного вчера судебного решения следует, что Круглов заработал свое состояние, сумев «использовать свое положение в период распада СССР для извлечения прибыли из реорганизации таможенной администрации – как через членов семьи, оперировавших частными таможенными терминалами, так и посредством предоставления консультационных услуг компаниям в условиях стремительно менявшихся правил», - сообщал Slon.Ru. - Во время перекрестного допроса прозвучал «ясный намек» на то, что законность происхождения средств семьи Круглова сомнительна, и это вызвало его возмущение, отмечает судья.
В 1999 году Круглов обратился к банкиру Урсу Хенеру с просьбой помочь, «не привлекая внимания», инвестировать за рубежом деньги своей семьи. По совету банкира, были зарегистрированы несколько фондов в Лихтенштейне, на их счета зачислили немногим более $31 млн, все полномочия по их инвестированию получил Хенер. Хенер также был банкиром Шалвы Чигиринского, который в 2001 году обратился к тому с просьбой об организации финансирования для покупки виллы Villa Maria Irina на Лазурном берегу. Хенер выделил ему кредит $13 млн под 10% годовых из средств семьи Кругловых. В 2002–2008 годах Хенер выдал Чигиринскому из денег Круглова еще несколько кредитов, в результате чего итоговый долг составил более чем $40 млн. В период кризиса 2008 года у Чигиринского возникли финансовые трудности, и кредит оказался необеспеченным. В январе 2010 года Sibir заключила соглашение с Чигиринским, одним из пунктов которого была продажа компанией бизнесмена Tatik французской виллы за €70 млн.
Офшорные структуры Круглова Slocom и Derbent и его родственников подали иск с требованием вернуть €37,5 млн и проценты по ставке 15% годовых, а также с требованием, чтобы нынешний владелец виллы Maritime Villa, к которому недвижимость перешла по соглашению Чигиринского с Sibir, вернул его в собственность Tatik.
Судья Рот отклонил требование аннулировать сделку по продаже виллы, но посчитал, что объект должен находиться в залоге у офшора Круглова Slocom. Все требования офшоров Круглова судья признал обоснованными».
“«Насколько крупный бизнес был у семьи Круглова, я не знаю. Могу сказать только то, что семь лет проработал заместителем у Круглова и по должности должен был знать все», — рассказал “Ведомостям” Валерий Драганов, президент «Автотор-холдинга».
По словам Драганова, любая попытка поставить под сомнение легальность бизнеса семьи Круглова тогда жестко пресекалась. «Круглов в то время был не только председателем ГТК, но и неформальным лидером околотаможенного бизнеса», — считает Драганов. Он вспоминает, что у ГТК тогда была собственная служба безопасности, имевшая право заниматься оперативной деятельностью. Поэтому ни МВД, ни прокуратуре не удавалось ничего сделать с нарушителями. В 1998 г. Драганов сам стал председателем ГТК вместо уволенного Круглова, но вскоре лишился этого поста. По мнению Драганова, семья Круглова занималась не только таможенной очисткой груза и складами, но и импортом и другим бизнесом под прикрытием таможни.
После отставки Круглова начались проверки подконтрольных его семье компаний. В апреле 1999 г. была проведена операция «Витрина», в рамках которой инспекция ГТК проверила деятельность склада временного хранения компании «Северо-западные линии» (принадлежала «Кэрлису»). За неделю проверок в конце апреля — начале мая проверяющие обнаружили, что на склад заехало 17 автомобилей, но было подано только четыре краткие декларации. Владельцы остального груза откровенно затягивали время, ожидая завершения проверки. Также за неделю со склада 54 раза был выдан товар без разрешения ГТК, что тоже было нарушением закона. Начальник инспекции ГТК Михаил Ванин (руководил таможней после отставки Драганова) тогда подписал распоряжении об отзыве лицензии у «Северо-западных линий».
“После отставки Круглова таможенный бизнес семьи практически встал, - полагает газета. - Такой вывод можно сделать из одного письма ГТК 1999 г. Тогда один из складов Круглова — «Терминал на Новопоселковой» (бывший «Тушино-терминал») попросил включить его в новый перечень складов, но ГТК компании отказал. В письме приводится причина: анализ деятельности «Тушино-терминала» с июля 1998 г. (через два месяца после отставки Круглова) по март 1999 г. показал значительное снижение объемов работы. В 1999 г. вообще не было ни одной поставки груза. Кстати, по данным ГТК, этот склад специализировался на таможенном хранении телевизоров, шоколада и продуктов питания.
Возможно, одной из крупнейших российских компаний, имевших отношение к Круглову и его семье, является созданная в 1999 г. «ЦТК-евро». Ее учредили дочери Круглова (через компанию «Сити стик»), а гендиректором стал зять Нероденков. На сайте компании говорится, что она занимается поставкой оборудования для нефтегазовой промышленности и энергетики. В 2004 г. семья Кругловых вышла из учредителей компании».
“Анатолий Круглов возглавлял ГТК РФ в 1992-98 годах, после этого он входил в совет директоров банка "Глобэкс", а также занимал другие высокие посты в крупных компаниях”, - отмечает Лента.Ру.
|