“Следственные органы закрыли уголовное дело в отношении двух руководителей компании, причастной к громкому скандалу со срывом поставок российских самолетов МиГ Алжиру. Бывшему первому заместителю главы Российской самолетостроительной корпорации (РСК) МиГ Сергею Цивилеву и его заместителю Олегу Фадееву предъявили обвинение в злоупотреблении служебными полномочиями (ст. 201 УК РФ) за привлечение к сделке, сулившей РФ 1,3 млрд долларов, нелицензированных фирм, поставивших самолетам некачественные и контрафактные комплектующие, из-за чего они были возвращены обратно, - сообщает 4 декабря сайт Newsru.com.
“Однако следственные действия затянулись настолько, что по ним вышел предельный шестилетний срок давности, - пишет во вторник газета "Коммерсант". В такой ситуации следствие даже не стало предъявлять фигурантам обвинение в окончательной редакции, знакомить их с материалами и направлять дело на утверждение прокурору, решив прекратить их уголовное преследование по нереабилитирующим их основаниям.
Цивилев и Фадеев с решением следствия согласились, хотя свою вину так и не признали. Впрочем, и добиваться своей реабитилации бывшие подследственные, очевидно, не собираются”.
“«У следствия вообще не было предмета для расследования, и прекращение дела тому подтверждение», — цитируют Цивилева “Ведомости”. Он отметил, что давно не связан с РСК «МиГ» и занимается своим собственным бизнесом”.
“Уголовное дело по ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями, повлекшее тяжкие последствия), фигурантами которого стали Сергей Цивилев и Олег Фадеев, следственное управление ФСБ возбудило еще в 2009 году, - напоминает "Коммерсант". - По версии следствия, Цивилев и Фадеев "подписывали договоры с коммерческими организациями на восстановление свойств и приобретение по существенно завышенным ценам комплектующих изделий, которые относятся к категории неисправных вне зависимости от их технического состояния, а также утверждали акты сдачи-приемки работ без замечаний при наличии очевидных нарушений со стороны исполнителя работ".
К таковым следствие отнесло контракты между РСК МиГ и посредником — ЗАО "Волга-Авиасервис", которое в августе 2006 года поставило "восстановленные после длительного хранения 23 комплекта автоматов запуска двигателя (АПД-88) по цене 18 млн руб., 13 комплектов систем автоматического управления самолетом (АРУ-29-2) за 13,9 млн руб., пять комплектов МПЧ-29-2 за 989 тыс. руб. и т. д.". Всего, как подсчитало следствие, РСК МиГ получила от "Волги-Авиасервиса" непригодных комплектующих на 34,2 млн руб., что повлекло неправомерное расходование корпорацией "значительных финансовых средств", а также последующую поставку в Алжир "некачественной продукции в нарушение условий международного контракта".
“В 2006 году Цивилева обвиняли в попытке продать контрафактные детали самолетов Польше, - напоминает Лента.Ру.
Адвокат Цивилева Владимир Марков заявлял, что в обязанности его клиента не входил контроль работы подразделений, отвечающих за поставку комплектующих”.
«В мае в Мосгорсуде завершился процесс над руководителями трех компаний, которые поставили контрафактные и бывшие в употреблении запчасти для Российской авиастроительной корпорации (РСК) МиГ в рамках алжирского контракта. Один из них получил за мошенничество пять лет тюрьмы. Двое других отделались штрафами в 500 и 200 тысяч рублей. При этом вину признал лишь фигурант, получивший наименьший штраф. Остальные утверждали, что сами стали жертвами обмана со стороны фирм-контрагентов, - напоминает Newsru.com. - Еще за год до этого - в мае 2011 года - срок за "алжирский провал" получил гендиректор ООО "Авиаремснаб" Мусаил Исмаилов. К тому времени он уже был приговорен к 5,5 годам по другому делу - о поставках "левых" запчастей для польских ВВС. По новому обвинению суд добавил ему еще два года».
В публикации Агентства федеральных расследований FLB «Истребители деталей» от 9 октября 2008 года говорилось: «московское управление Следственного комитета при прокуратуре (СКП) завершает расследование скандального уголовного дела о мошенничестве с поставками устаревших и контрафактных запчастей к проданным в Польшу истребителям МиГ-29. Бывшие гендиректор ООО «Авиационная техническая компания «Авиаремснаб» Мусаил Исмаилов, его заместители Александр Кутумов и Валерий Дорыкин обвиняются в попытке хищения около 18 млн рублей.
Это уголовное дело прокуратура Московского метрополитена возбудила в мае 2006 года на основании материалов проверки ФСБ. Следствие установило, что 4 августа 2005 года ФГУП «Российская самолетостроительная корпорация (РСК) «МиГ» заключило контракт с частной компанией «Полит Электроник», действовавшей по полномочиям и в интересах минобороны Польши. Позже между ними было подписано еще несколько дополнительных соглашений. Согласно этим документам РСК должна была поставить запасные части к самолетам МиГ-29 с условием, что все детали будут «новыми, текущего производства или предыдущего года выпуска», и корпорация стала подыскивать поставщиков.
По данным следствия, Мусаил Исмаилов был знаком с братом Сергея Цивилева, занимавшего тогда пост заместителя гендиректора -- генерального конструктора РСК, через него узнал о проекте и решил подключиться к этому проекту. «Авиаремснаб» в авиационных кругах была довольно известной компанией, и г-н Исмаилов смог убедить г-на Цивилева, что фирма сможет выполнить «в кратчайшие сроки» все условия по внешнеторговому договору. В результате, как следует из материалов дела, РСК подписала с «Авиаремснаб» два договора комиссии -- 19 сентября и 31 октября 2005 года -- на поставку запчастей к польским МиГ-29. В частности, речь шла о вычислителях управления, блоках датчиков линейных ускорений и угловых скоростей, а также о некоторых других деталях, всего на сумму около 18 млн рублей.
Как полагают следователи, г-н Исмаилов изначально не собирался выполнять условия сделки. Вскоре после заключения контракта он вместе со своими заместителями Кутумовым и Дорыкиным приехал в Пермь в ОАО «Пермская научно-производственная приборостроительная компания», где договорился о покупке за 3,5 млн руб. устаревших запчастей к МиГ-29 -- якобы для их ремонта с последующей реализацией в России.
В ноябре они были отправлены в Москву, где фирма ОАО «Лазерсервис», не подозревая о предназначении этих приборов, отреставрировала их, придав вид «новых, не находившихся в эксплуатации изделий». После этого, по данным следствия, обвиняемые уничтожили выданные им на заводах-изготовителях подлинные паспорта на детали, изготовив взамен липовые документы. Так, например, в паспорте на блок датчиков линейных ускорений было указано, что «изделие не подвергалось ремонту, изготовлено и консервировано помещением в пленочный чехол с осушителем -- силика-гелем -- 22 ноября 2005 года», хотя действительной датой его изготовления был апрель 1996 года, и оно было консервировано и упаковано 9 декабря 2005 года после проведения на «Лазерсервисе» ремонтных работ. Остальные 13 деталей имели такие же поддельные паспорта. В таком виде они были доставлены в РСК и приняты для дальнейшей отправки в Польшу.
Однако получить деньги от «Полит Электроник» руководству «Авиаремснаба» не удалось, так как об афере узнали сотрудники ФСБ, и 12 мая 2006 года практически перед отправкой в Польшу запчасти были изъяты.
Основными подозреваемыми стали Исмаилов и Цивилев. Им предъявили обвинение в мошенничестве и подделке документов, Исмаилов был арестован, Цивилева оставили под подпиской о невыезде. Но вскоре Мосгорпрокуратура истребовала дело для проверки, и в декабре 2006 года было принято решение, что обвинения Цивилеву и Исмаилову «были предъявлены преждевременно». А затем дело было вообще прекращено за отсутствием состава преступления. В феврале 2007 года по этой истории было возбуждено новое дело, которое тоже долго не двигалось с места, и лишь в июле этого года столичное управление СКП активизировало расследование. Первое закрытое дело было объединено со вторым, и в августе в его рамках были арестованы Исмаилов и Кутумов. Г-на Дорыкина, который к тому времени скрылся, объявили в розыск. В рамках нового расследования Сергей Цивилев проходит свидетелем, хотя следствие не исключает, что его статус может опять измениться.
Сейчас Исмаилов и Кутумов знакомятся с материалами дела, после чего оно будет направлено в суд. Потерпевшей стороной по делу признана РСК, хотя в самой компании так не считают. В своем обращении к следствию представители РСК заявили, что «приемка указанных (в деле) запасных частей по качеству, проведенная специалистами ФГУП «РСК «МиГ» при их поступлении, не выявила каких-либо отклонений от технических условий, а об обнаружении следственными органами нарушений условий поставки данных запасных частей по качеству ФГУП «РСК «МиГ» стало известно только после их изъятия и приобщения к уголовному делу». Кроме того, по мнению руководства РСК, «каких-либо претензий и требований о применении имущественных санкций от иностранного заказчика в связи с данной поставкой не поступало».
Впрочем, следствие считает, что руководство РСК лукавит. Поскольку аферу до конца довести не удалось, контрафактные запчасти до польских военных не дошли, то и претензии к РСК действительно поступать не могли. Но, как отмечают следователи, произошло это лишь благодаря вмешательству сотрудников ФСБ. Получить комментарии в РСК вчера не удалось.
Примечательно, что сейчас столичное управление СКП проводит проверку по аналогичной истории, связанной с госпоставками контрафактных запчастей для ВВС Алжира».
|