Реорганизация российской государственной алмазной промышленности угрожает будущему смоленского "Кристалла", самого крупного гранильного завода в России и Европе, обрабатывающего в год алмазов на сумму в $300 млн.
Российские власти хотят создать гигантский государственный холдинг, подотчетный Министерству финансов. "Кристалл" будет одним из подразделений этого холдинга, что очень огорчает генерального директора завода Юрия Ребрика.
"Кто-то хочет присвоить себе российскую алмазную индустрию, как это случилось с другими секторами, например, нефтяным", - утверждает он.
"Кристалл" - государственное предприятие. Оно является совладельцем семи совместных дочерних предприятий, а это значит, что у предприятия есть иностранные инвестиции. 85% необработанных алмазов "Кристалл" покупает у Гохрана, 15% у южно-американского гиганта "Де Бирс".
98% своей продукции завод экспортирует через собственную сеть. У него есть представительства в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Антверпене, Тель-Авиве, Германии и Гонконге.
В 1998 г. "Кристалл" начал сотрудничать с "Де Бирс", которому его, как покупателя необработанных алмазов, порекомендовал "Гохран". Это единственное российское предприятие, занимающееся обработкой алмазов "Де Бирс", да и всего в мире у "Де Бирс" - 125 подобных компаний.
"Кристалл" был создан в 1961 г. Переход к рыночной экономике оказался для завода сложным - одно время работники "Кристалла" даже выращивали овощи в теплицах на территории завода - но, в конечном счете, успешным. Два других гранильных завода - в Москве и Барнауле - уже давно обанкротились.
Однако успехи "Кристалла" привлекли внимание влиятельных групп как в России, так и за рубежом.
Битва за российскую алмазную промышленность - лишь одна из граней войны в мировой алмазной индустрии. "Де Бирс" сталкивается со все более активной конкуренцией со стороны российско-израильского трейдера Льва Левиева.
Левиев контролирует большую часть гранильного бизнеса в Израиле и поддерживает тесные контакты со своей Родиной - в частности, связан он и с влиятельным российским олигархом Борисом Березовским.
В феврале Левиев создал Ascorp, совместное предприятие с правительством Анголы, единственным покупателем ангольских необработанных алмазов, чем вытолкнул с рынка "Де Бирс".
Реорганизация, запланированная Министерством финансов РФ, будет проводиться по той же схеме, что и создание Ascorp. Последнее может означать, что Левиев, эмигрировавший из Советского Союза в Израиль в возрасте 16 лет, возьмет на себя роль "Де Бирс" на рынке российских алмазов.
Российские власти отказались комментировать роль Левиева в этой реорганизации. "Это слухи. Левиев - такой же бизнесмен, как и многие другие. Он владеет компаниями, занимающимися обработкой алмазов, по всему миру, но это не значит, что он представляет собой политическую угрозу в этих странах, - заявил глава Гохрана Сергей Прохоров. - Мы не располагаем информацией о влиянии Левиева на предстоящие изменения в индустрии и не будем делать никаких скоропалительных выводов".
Анат Уайсс, пресс-секретарь Левиева, отказалась обсуждать связь предпринимателя с реорганизацией.
"Левиев - бизнесмен, он не дает советы правительству", - подчеркнула она.
Гохран уже несколько раз грозился не продлевать контракт, в соответствии с которым Россия реализовывала большую часть своих алмазов - около 25% от всех объемов мировой добычи - через сеть "Де Бирс".
Гохран утверждает, что России нет смысла дешево продавать свои алмазы "Де Бирс", если в стране есть свои гранильные предприятия, как смоленский "Кристалл".
В картели утверждают, что если Россия не возобновит свой контракт с "Де Бирс", компания прекратит торговать с "Кристаллом", и заводу придется закупать алмазы только у российских алмазодобывающих предприятий.
Ребрик хочет продолжать работать с "Де Бирс" и на мировых рынках.
"Алмазы "Де Бирс" дороже, но ездить покупать их в Лондон очень приятно, - заявил он. - Это позволяет нам оставаться в курсе мировых цен, тенденций и технологий".
|