Репа, Клещ, Глухарь и другие
Вячеслав Кислицын - это не фамилия, а, скорее, диагноз. Своего рода воспоминания о будущем России, каковое бы мы имели, если бы "реформация" по-ельцински продлилась ещё несколько лет. Думаю, у президента Марий Эл вряд ли есть образование, необходимое для руководства республикой, зато он имеет "личный счёт" в десяток уголовных дел, возбуждённых в разное время. Кличка Кислый закрепилась за ним не только в определённых кругах, но и является самой употребительной даже в разговорах чиновников правительства и администрации. Окружение его тоже известно главным образом по кличкам: Репа, Клещ, Глухарь... Тихая Республика Марий Эл усилиями президента и его "зондеркоманды" (так местные остряки называют президентскую администрацию) фактически превращена в зону общего режима со всеми атрибутами. Достаточно сказать, что сам президент вершит суд над провинившимися, лично избивая своих же чиновников невзирая на ранги - от заместителя главы районной администрации до первого вице-премьера. Над "серым домом", где размещаются правительство, администрация и парламент, "гордо реет" лишь марийский флаг - российского не видно и близко.
Через тернии к звёздам
Слава Кислицын родился маленьким и хилым мальчиком. Рос без отца, сверстники его часто обижали, видимо, отсюда и вырос внушительный наполеоновский комплекс. В армии служил во Внутренних войсках, рассказывают, что там с Кислицыным и произошёл анекдотичный случай, предопределивший ход его судьбы. В драке то ли с сослуживцами, то ли с заключёнными он получил тяжёлым предметом по голове. Говорят, врач, осматривавший пациента, сказал: "Были бы мозги - я бы написал "сотрясение". А так просто ушиб головы". Тем не менее после этого ушиба Кислицын очень сильно изменился. Во-первых, у него появились огромная энергия и работоспособность (до сих пор он спит не больше четырёх часов в сутки). А во-вторых, он стал обладать поистине звериным чутьём, как на опасность, так и на карьеру.
И жизненный путь Кислицына резко пошёл в гору. Всего за год он сумел стать мастером спорта по боксу (чего невозможно сделать даже теоретически), за такой же срок возглавил колхоз с символичным названием "Победитель", с помощью своих кулаков и друзей-чеченцев создал там прообраз мини-зоны и добился некоторого роста производства. За что был выдвинут в главы администрации весьма крупного Медведевского района. Всё это время его карьеру сопровождали уголовные дела, но ему удивительным образом удавалось выкручиваться.
Жители района период правления Славы Кислого (а он уже тогда стал своим в известных кругах) до сих пор вспоминают с содроганием. Потому что именно в этот период он обкатывал свою теорию властного управления. Наиболее характерным эпизодом была его скандальная связь с тогдашним директором хлебозавода Татьяной Шамаковой. В результате её супруг был не только посажен в тюрьму, но и по возвращении был депортирован в Кировскую область. Именно так: по словам экс-супруга, начальник местной милиции Ремизов вывез его на границу с Вятчиной, высадил из машины и сказал: "Обратной дороги нет, вернёшься - посадим снова". Зато карьера экс-супруги пошла в гору: она стала директором райпотребсоюза, получила в столице республики Йошкар-Оле сразу три квартиры и ныне готовится стать депутатом местного парламента.
Правда, в 1996 году против Кислицына возбудили ещё одно уголовное дело - по махинациям с жильём. На сей раз подследственный показал характер: он объявил, что является политическим диссидентом и со своего поста добровольно не уйдёт. Здание администрации пришлось брать штурмом местному ОМОНу. Дело для Кислого запахло серьёзными последствиями: следователь местного УБОПа Александр Иванов сообщил автору, что ему потребуется не более месяца, чтобы совершенно законно отправить "клиента" на нары. Но тут некстати подвернулись президентские выборы, и клиент, используя имидж "обиженного властью", внезапно одолел всех своих соперников.
Закон - тайга, пахан - хозяин
Став президентом, Вячеслав Кислицын ничего не забыл и ничего не простил. Все тайные и явные оппозиционеры были немедленно уволены со своих постов, а некоторые даже подверглись принудительной "эмиграции". Беспощадный разгром учинил президент одному из лучших в регионе Министерству внутренних дел: по словам специалистов, понадобится ещё не менее десяти лет, чтобы марийское МВД вернулось хотя бы к состоянию 1996 года. Достаточно сказать, что с треском уволенного из органов Александра Иванова не просто вышибли, но дали распоряжение не принимать на работу нигде в республике, что и было выполнено беспрекословно. Избиения вице-премьеров, министров и других чиновников стали настолько привычными, что превратились в своеобразный ритуал. О них уже начали складывать анекдоты.
Когда новый министр МВД Анатолий Иванов попытался в начале этого года прекратить такой беспредел, президент дал команду заварить ему дверь в квартиру и лишить жилья. Ко всеобщему изумлению, так и произошло: министр до сих пор снимает жильё, а легендарный покоритель Чечни Владимир Рушайло не смог даже на словах вступиться за своего подчинённого. Довольно долго прессингу Кислого сопротивлялась местная ФСБ. Однако здесь проблема была решена другим образом: главу УФСБ Николая Кондратова перевели в другой регион. Говорят, не последнюю роль здесь сыграл "чёрный нал", выплаченный нужным людям в администрации президента РФ.
"Выше руку, менты поганые!" - кричали бандиты из машины
Сломав силовиков, Кислицын в узком кругу на загородной пьянке якобы заявил: "Великая криминальная революция у нас победила полностью и окончательно. Говорухин отдыхает". Фактически уничтожив и политическую оппозицию, законно избранный президент стал устанавливать свои порядки. Для начала твёрдой рукой была восстановлена такая вертикаль власти, которая и не снилась Владимиру Путину в самых сладких грёзах. Чиновники брали под козырёк и опрометью бросались выполнять самое нелепое распоряжение президента. И выполняли: учреждали свои ордена, пытались сделать свою валюту, запрещали руководителям предприятий любой формы собственности без согласования с местным главой администрации выезжать за пределы района и республики. На моих глазах гаишники, плюясь, отдавали честь бандитам, ехавшим в правительственных "Волгах", а те кричали: "Выше руку, менты поганые!" Одно время в руководстве Марий Эл находилось 11 человек, так или иначе связанных с криминалом: от первого вице-премьера до... министра образования. Бизнесмены из соседних регионов недоумевали, видя за столом переговоров "чисто конкретных пацанов" в ранге министров и вице-премьеров. Чеченская диаспора в республике превратилась в касту неприкасаемых, а её лидер Аслан Батыров получил статус первого помощника Кислицына и даже право спать с ним в одной комнате.
В экономике президент Марий Эл действовал не просто, а очень просто. Директоров сколько-нибудь прибыльных предприятий вызывали в руководящий кабинет на стрелку, где им популярно объясняли: для того чтобы выжить и обзавестись хорошей "крышей", они должны платить дань. И платили, и платят до сих пор: иначе, как выражаются местные жители, "в наручники, по морде и в КПЗ". По словам нашего источника в правоохранительных органах Йошкар-Олы, любимым развлечением Кислицына на досуге до недавнего времени было использовать закованных чиновников в качестве боксёрской груши. Единственным исключением оказался Табашинский нефтеперерабатывающий завод, построенный консорциумом московских банков. Банкиры были тоже с понятиями и думали, что воевать с ними будут по правилам: переговоры, ревизоры, налоговая полиция... А законный пахан тем и знаменит, что действует, наплевав на все правила. Заводу отключили энергию, заблокировали железнодорожную ветку, разрыли ведущую к предприятию автодорогу и тем самым остановили производство.
В конце года в республике пройдут президентские выборы, в связи с чем бедная оппозиция скребёт по сусекам, пытаясь найти деньги. А Кислый поступает просто: он берёт федеральные трансферты (500 млн. рублей) и одним росчерком пера делит их по своим понятиям. То есть 300 миллионов идут в бюджет, а двести - в некий резервный фонд, который скорее всего используется на предвыборную кампанию. И депутаты беспрекословно утверждают этот делёж (трансферты законодательно заносятся в бюджет заранее). По этому поводу молчат и Минфин, и Счётная палата во главе с грозным Степашиным, и Генеральная прокуратура... Вообще отношения Кремля и Кислицына навевают странные мысли: глядя на них, нельзя не удивляться. Особенно это касается Главного территориального управления администрации президента РФ: тамошние чиновники регулярно ездят к нему попариться в баньке, открыто агитируют за него как за кандидата в местной прессе. Тактику Кремля в одной из бесед пояснил первый зам руководителя управления Сергей Шаповалов: "Это сукин сын, но это наш сукин сын". То есть господин Кислицын является законченным продуктом политики ельцинских реформ и в этом качестве очень дорог старым кадрам кремлёвской администрации.
Али-Баба и сорок разбойников
Когда автор несколько лет назад имел сомнительное счастье беседовать с гражданином Кислицыным, то был немало удивлён особенностями его мышления и самовыражения. Перлы типа "замочу в два счёта", "задавлю братками", "он у меня раком стоять будет" составляли едва ли не половину разговора. Я по простоте душевной подумал, что этот представитель провинциальной шпаны, случайно попавший в кресло президента, быстро сломает себе шею и будет с позором изгнан из руководящего кабинета. И уж никак не предполагал, что он ещё будет одним из фаворитов нынешней предвыборной гонки. Каюсь, и на старуху бывает проруха.
Собеседник мой оказался великолепно обучаемым субъектом и, умело сочетая наглость с изворотливостью, практически не только выстроил республику "под себя", но и завёл себе мощнейшее лобби в Москве. В республике осталась единственная реальная оппозиционная сила в лице мэра Йошкар-Олы Вениамина Козлова и его сторонников, которая пока в состоянии сопротивляться напору клана Кислого, и парламент, состав которого выбирался ещё без участия руководящей и нокаутирующей руки президента.
Поэтому к нынешним парламентским выборам президент подготовился солидно. Уже есть "список Кислого", куда внесены люди, так или иначе связанные с криминалом. Их сорок человек - количество, достаточное для принятия любого парламентского закона. Уже гуляют по республике мрачные шутки на тему "Али-Бабы и сорока разбойников". В этом списке есть и исключения, такие, как вышеупомянутая Шамакова, которая не связана с воровством. Большая же часть - такие экземпляры, что в случае избрания Республика Марий Эл в дополнение к абсолютно криминальному президенту получит ещё и криминальный парламент.
Так, руководитель местного отделения "Единства" некто Сергей Жилин, по некоторым данным, был замешан в самом крупномасштабном хищении за всю историю республики. Именно в то время, когда он был главным инженером "Марийскмелиорации", директор этой организации Ефимов якобы перегнал в США 80 миллионов долларов сельхозкредита. Ефимову пришлось эмигрировать, а Жилин стал первым вице-премьером.
Бывший главный кадровик администрации, а ныне глава местного Центризбиркома Юрий Петров как раз и занимался подбором нужных кадров и теперь сам же будет "руководить выборами" на посту председателя ЦИКа. А пока, как говорят его недоброжелатели и шутники, Петров работает у Кислого "главным рэкетиром", то есть собирает с предприятий и частных лиц деньги под выборы Кислого. Говорят, что делает он это весьма успешно...
Бывший директор фирмы по продаже свинины "Бекон" в своё время попался на махинациях, но шустрого капиталиста вовремя заметил Кислый и назначил его на должность... главного коммуниста республики. Какова была благодарность Кислого Зюганову, установить не удалось, но отношения его с КПРФ просто трепетные - он не только хранит партбилет, но даже взносы платит.
И так далее, кого ни возьми. Вице-премьер Виктор Рассанов подозревался в комбинациях с лекарствами... Сегодня с его подачи аптечный бизнес практически контролируют брат второй жены Кислицына и муж его первой дочери. Рассказывают, что в бытность министром здравоохранения он довёл свою отрасль до такого состояния, что, когда Кислый на очередной разборке сломал ему челюсть, лечить её поехал в соседний Татарстан. Не берёмся утверждать, так ли было на самом деле, но медицинская помощь в республике, по словам самих жителей Марий Эл, оставляет желать лучшего. Много интересных историй с криминальным уклоном молва приписывает и другим членам команды Кислого. В общем, полный паноптикум, на который совершенно не реагируют в Кремле. Впрочем, возможно, это делается специально, чтобы посмотреть, каков будет логический конец у победы криминальной революции в отдельно взятом регионе...
|