«Глава московской Щербинки Олег Жишко и его подчиненные попали под проверку МВД, Следственного комитета и прокуратуры. Ревизоры подозревают, что два крупных муниципальных участка земли общей площадью около 10 тыс. кв. м были неправомерно распроданы коммерческим структурам. Сами чиновники утверждают, что проверки не боятся и готовы сотрудничать со следствием, - пишут 31 октября «Известия».
Поводом для проверки чиновников Щербинки стало обращение местного жителя Павла Попова к прокурору Москвы Сергею Куденееву. По его мнению, глава Щербинки Олег Жишко создал настоящую преступную группу, в которую вошли чиновники и бизнесмены города.
«По моему мнению, в состав данной группы входит сам глава городского округа Жишко, его зам Миронов, председатель комитета по управлению имуществом Евгений Верховых, гендиректор ООО «Фундаменталика» Алексей Бабков и гендиректор МУП «ЖКХ г. Щербинка» Василий Баснев», — написал в своем заявлении Павел Попов.
Как объяснил «Известиям» сам Попов, он потребовал от следователей возбудить в отношении Олега Жишко уголовное дело сразу по шести статьям Уголовного кодекса.
— Это «Мошенничество», «Присвоение или растрата», «Организация преступного сообщества», «Злоупотребление должностными полномочиями», «Превышение должностных полномочий», «Служебный подлог», — пояснил он.
Сразу после заявления Попова в подмосковный город отправился десант проверяющих из оперативников управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД, сотрудников Следственного комитета и прокуратуры Москвы.
В первую очередь их внимание привлек договор, заключенный в мае 2012 года между администрацией Щербинки и строительно-инвестиционной компанией «Фундаменталика», о передаче в долгосрочную аренду под строительство гостиничного комплекса двух участков общей площадью 8 тыс. кв. м. По условиям договора, компания могла распоряжаться этим участком лишь после того, как на нем появятся капитальные объекты.
По версии следователей, бизнесмены поставили на участке несколько бытовок, на этом основании умудрились согласовать документы о завершении строительства и таким образом получили право распоряжаться землей. Вскоре участки были проданы по заниженным ценам.
— Сейчас мы проверяем, каким образом были дважды поставлены на кадастровый учет некоторые из этих земельных участков, — рассказал «Известиям» источник в СКР. — Примечательно то, что проданные на сторону земли находятся на так называемой красной линии: здесь проходят линии электропередач и по генплану «новой Москвы» планируется строительство эстакады. А это означает, что сделка не была согласована.
Следователи и прокуроры также изучают документацию о строительстве крытой ледовой арены в Щербинке. Согласно документам, имеющимся в распоряжении следствия, объект находится в собственности одной из коммерческих организаций, однако часть финансирования осуществляет МУП «ЖКХ г. Щербинка».
Под строительство арены был выделен участок в 4,8 тыс. кв. м, на котором находилось несколько муниципальных построек. Ревизоры уже выяснили, что еще до начала строительства участок был продан без соответствующего аукциона.
— Несколько объектов муниципальной собственности, в том числе и помещение, в котором размещалась общество инвалидов, были проданы без аукциона, — пояснили «Известиям» источники в СКР.
Когда факт продажи крупного участка всплыл наружу, незаконной сделкой заинтересовалась Регистрационная палата Московской области. По данным проверяющих, руководство Щербинки, пытаясь замести следы, опубликовало задним числом на сайте газеты «Щербинский вестник» за 19 апреля 2012 года объявление о продаже участка в 4,8 тыс. кв. м «для строительства и размещения крытой ледовой арены с искусственным льдом». Однако это не помогло: проверяющие обратили внимание, что в бумажной версии газеты за 19 апреля такого объявления нет.
В администрации городского округа «Известиям» сообщили, что Олег Жишко сейчас находится в отпуске. Однако с ним удалось связаться, и глава округа заявил, что он не в курсе подозрений в свой адрес.
— Обвинять можно кого угодно и в чем угодно, — заявил «Известиям» Олег Жишко. — К нам пока официально никто из следствия не обращался.
Жишко также подчеркнул, что в случае обращения силовиков он готов предоставить все необходимые документы».
Проблема «тайной» незаконной распродажи земель как в Новой Москве, так и в Московской области стоит сегодня довольно остро. Так, едва вступив в должность подмосковного губернатора, Сергей Шойгу обнаружил, что при участии местных чиновников распроданы под застройку леса в Одинцовском районе. Об этом Агентство федеральных расследований FLB сообщало в материалах «Глава района вышел из леса на допрос», «Под бумажным топором», «Митволь приготовил новые обвинения для Громова и Рослесхоза», «Greenpeace привлекли по Одинцовскому делу», «Генерал Громов сдал подмосковные леса незаконно», «Успеет ли Шойгу спасти подмосковные леса?», «Отходной маневр генерала».
В середине июля в публикации «Будут вам Новые Черемушки, а не Новая Москва» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: “ревизия градостроительных документов, выданных на территории Новой Москвы, показала неутешительные результаты. Оказалось, что местные власти, узнав о планах расширения Москвы, времени зря не теряли: они умудрились наштамповать проектов планировок на 30—40 млн кв. м недвижимости и выдать разрешений на строительство не менее чем на 5 млн кв. м.
Также в ходе проверки обнаружилась застройка участков в садоводческих товариществах многоквартирными домами с последующей продажей долей. Что делать с такими объектами и застройщиками, мэрия пока не знает.
К ревизии градостроительных документов, существующих на новых территориях, столичные власти приступили по распоряжению Сергея Собянина. На данный момент обнаружено, что из 21 поселения, вошедшего с 1 июля в состав Москвы, утвержденные генпланы развития имеются только у Троицка, поселка Мосрентген, СП «Сосенское», СП «Десеновское» и СП «Марушкинское». Причем три генплана из пяти были утверждены в 2011 году. В остальных муниципалитетах, как сообщили РБК daily в Москомархитектуре, документы территориального планирования либо разрабатываются, либо находятся на согласовании. Что касается проектов планировок, то их точное количество пока не установлено, поскольку местные власти занимались согласованиями буквально до последнего дня. Причем в последние месяцы перед присоединением наиболее активно. «Представьте, что вы за месяц написали из отпуска 200 писем, а в ночь перед его окончанием еще столько же», — описывает ситуацию экс-главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. Характерный пример — СП «Сосенское», где в течение весны чиновники успели утвердить строительство 54 таунхаусов рядом с деревней Николо-Хованское, 90 тыс. кв. м ИЖС рядом с деревней Сосенки, 325 тыс. кв. м многоквартирных домов вблизи деревни Столбово, малоэтажную застройку площадью 63,6 тыс. кв. м рядом с деревней Летово и т.д. Если в обычной ситуации только разработка проекта планировки занимает три—шесть месяцев, то в «Сосенском» вся процедура проходила вдвое быстрее. Например, постановление о разработке проекта планировки деревни Николо-Хованское по заказу ЗАО «Масштаб-Сервис» было принято 7 марта 2012 года, протокол публичных слушаний подписан 23 апреля, а утверждение проекта, предусматривающего строительство 300 домовладений, состоялось 26 апреля. «Все делалось для того, чтобы застолбить территорию и поставить забор», — подчеркивает г-н Кузьмин.
По многим проектам планировок, разработкой которых в Московской области занимаются сами инвесторы, уже выданы разрешения на строительство. Пока в Мосгосстройнадзор поступили данные о 1853 разрешениях на общую площадь будущей недвижимости 5 млн кв. м, сообщил в пятницу на оперативке у мэра председатель комитета Анатолий Зайко. Но это еще не полная картина. Абсолютным лидером являются поселения бывшего Ленинского района МО, где застройщикам уже выдано 1115 разрешений, в Наро-Фоминском районе — 321, в Подольском — 34, в Троицке — 154, в Щербинке — 229. В ходе проверки было обнаружено, что зачастую под одним разрешением значится не один объект, а сразу несколько. Например, в Наро-Фоминском районе недалеко от поселка Первомайское по одному разрешению предполагается построить сразу 500 строений площадью 100 тыс. кв. м. «Это малоэтажные жилые дома и сблокированные жилые дома без социальной инфраструктуры. Там нет ни детских садиков, ни школ, ничего не предусмотрено», — жалуется г-н Зайко.
Представитель стройкомплекса говорит, что все подобные проекты будут передаваться в Москомстройинвест для переговоров с застройщиками. «Поставлена задача вводить жилье вместе с соцкультбытом и рабочими местами», — подчеркивает он. Если договориться с инвесторами не получится, проекты планировок, утвержденные муниципалитетами, могут быть отменены. К концу 2014 года у Новой Москвы должен появиться новый генплан развития. Техническое задание на его разработку, не дожидаясь окончания объявленного Москомархитектурой международного конкурса, уже начал готовить департамент по развитию новых территорий, возглавляемый Владимиром Жидкиным.
Еще одной острой и неожиданной для столичных чиновников проблемой оказалась застройка участков в садоводческих товариществах многоквартирными жилыми домами. Ситуация, когда на шести сотках строится трехэтажный дом площадью до 1,5 тыс. кв. м и квартиры в нем продаются гражданам в виде долей, в настоящее время находится вне правового поля. «Прямых запретов на такое строительство в законодательстве нет. В поле зрения надзорных органов оно не попадает», — отмечают в Мосгосстройнадзоре. Как следует поступать с уже построенными объектами, в горадминистрации пока не знают. С одной стороны, многоквартирным домам не место в дачных поселках, с другой — их снос чреват появлением новых обманутых дольщиков. Мосгосстройнадзор предлагает как можно быстрее инициировать внесение поправки в 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», ограничивающей застройку таких участков по этажности и площади. В противном случае это явление рискует стать массовым» , - сообщало тогда РБК daily.
А в начале августа в публикации «Распродажу прикрыли ограблением со взломом» Агентство федеральных расследований FLB сообщало: «громкий скандал с распродажей земель «новой Москвы» подмосковными чиновниками получил неожиданное продолжение. В Подольске была ограблена Регистрационная палата, в которой неизвестные вскрыли более 20 кабинетов и находившиеся в помещениях сейфы. По мнению экспертов, целью дерзкого ограбления была кража документов, подтверждающих причастность к махинациям руководства администрации Подольского района. В Регпалате и расположенном в этом же здании МУП «Земля и право» заверяют, что ценные документы не пропали, в полиции сообщают, что преступники вскрыли все сейфы.
Об ограблении подольской Регистрационной палаты «Известиям» сообщил руководитель московского областного антикоррупционного комитета Сергей Королев.
— Неизвестные пробрались в Регистрационную палату и вскрыли более 20 кабинетов, несмотря на металлические двери, — рассказал Сергей Королев. — Именно в этой палате хранились документы о продажах с нарушениями земель на территории, отошедшей 1 июля «новой Москве».
Правозащитник также отметил некоторые странности в этом преступлении: сторож вызвал полицию лишь спустя четыре часа после ограбления, а до этого не обращал внимания на происходящее, несмотря на то что вскрытие комнат и сейфов заняло у грабителей немало времени и производило много шума.
В правоохранительных органах поначалу инцидент комментировали неохотно и попытались заверить «Известия», что от взломщиков пострадало лишь подсобное помещение. Однако вскоре в ГУ МВД Московской области признали, что истинный масштаб ограбления куда серьезнее.
— Прибывшими на место следователями было обнаружено, что в здании были вскрыты все сейфы, — заявил «Известиям» руководитель пресс-службы ГУ МВД по Московской области Евгений Гильдеев.
При этом представитель подмосковной полиции отметил, что, по словам заявителей, представляющие ценность документы не похищены.
Как позже удалось уточнить, усилия грабителей были сосредоточены на МУП «Земля и право», расположенное на первом этаже здания. Несмотря на то, что в учреждении были вскрыты все помещения и сейфы, а времени на ревизию и выявление пропажи у работников МУПа было мало, руководство поспешило заявить о том, что все документы на месте.
— У нас ничего не пропало, мы продолжаем работать в штатном режиме, и все сотрудники у нас на месте, — заверил «Известия» руководитель МУПа Виктор Карпузов.
Правозащитники, заявившие о скандальной распродаже земель Подольского района, считают, что официальные лица скрывают правду.
По мнению Сергея Королева, ограбление может быть напрямую связано с разгоревшимся недавно в Подольском районе земельным скандалом и последовавшим за ним расследованием. Как уже писали «Известия», в июле этого года Федеральная антимонопольная служба пресекла крупный аукцион в Подольском районе, на котором местные чиновники пытались продать 31 участок земли с многочисленными нарушениями. Участки продавались по заниженной стоимости и по специальной схеме, при которой федеральный бюджет недополучал денег со сделки купли-продажи, а местный, напротив, наваривался на аукционе. Как считают эксперты, районные власти пытались успеть заключить сделку до того, как земли отойдут «новой Москве».
Через несколько дней после публикации «Известий» в Подольском районе высадился десант Управления экономической безопасности ГУ МВД Московской области с проверкой. Сыщиков интересовали документы, связанные с продажей земель и передачей их в аренду. По сведениям «Известий», за последние две недели следственной бригаде удалось собрать достаточно доказательств для возбуждения уголовного дела.
— Вероятно, это подтолкнуло заинтересованных лиц на ограбление палаты, где хранятся документы по сделкам с землей с подписями руководителей района, — считает Сергей Королев.
Руководство администрации Подольского района, в кабинетах которого совсем недавно следователи изымали документы, уверяет, что произошедшее — обычное хулиганство.
— Может, кому-то голову напекло или лунное затмение так на людей повлияло, — иронизирует глава района Василий Музычук. — Версия о попытке развалить следствие притянута за уши. И следствия-то никакого нет. Так, обычная проверка. Полицейские изъяли у меня в кабинете 10 лежащих на подпись документов и после этого ушли и больше не звонили»», - писали«Известия».
|