Сахаровская премия свободы 2012 года – уже не мечта, а реальность для Ассоциации «Голос». В московском офисе организации уже получили официальное письмо, а лидер бренда Лилия Шибанова отправилась в Осло, где 23 октября Норвежский Хельсинский комитет вручит «Голосу» эту награду за работу по укреплению политических прав граждан России.
С этой премией у «Голоса» связано много надежд и планов, и дело не столько в деньгах (весьма скромных – по меркам фактического бюджета ассоциации), сколько в престиже в определенных кругах плюс прилагаемые блага и поощрения. Звание лауреата «Сахаровской премии» в очередной раз подтверждает рукопожатность в круге избранных правозащитников проамериканской ориентации, именующих себя подлинными борцами за демократические ценности.
«Сахаровская премия» – это не просто слова и право красивой записи в информации об организации. Это гораздо больше, в том числе серьезная поддержка со стороны мощнейших организаций, входящих в пул вашингтонского Белого Дома. Одно дело заявлять о правозащитной деятельности и совсем другое – быть членом серьезной команды, имеющей филиалы и представительства практически по всему миру, имеющей доступ к ресурсам и технологиям.
«Голос» – командный игрок, последовательно и четко работающий по «правозащитной франшизе Бжезинского». Отлаженные на мировом опыте технологии шлифуются российскими экспертами-политтехнологами, такими как Андрей Бузин, Аркадий Любарев и иже с ними. А далее работа переходит из методической плоскости в жизнь – руками энергичной молодежи, прошедшей специальные тренинги, включая зарубежные сборы российских общественно-политических активистов.
Свой вклад в получение «Сахаровской премии», вне всяких сомнений, внесли многие активисты «Голоса» – как публичные, так и мало кому известные (но не менее значимые). Среди молодых раскручиваемых кадров стоит отметить Марию Мускевич – активиста и режиссера видеопродукции, снятой и снимаемой под брендом «Голоса». Готовясь к очередным электоральным проектам, эта девушка была включена в группу россиян, посетивших с особой миссией Соединенные Штаты в мае этого года.
Избранные активисты были приняты и в Госдепартаменте США, и в самом сердце страны свободы – в Белом Доме. С действующими и потенциальными уличными лидерами встретились представители Департамента по вопросам демократии, прав человека и труда. Личной встречи их удостоила и госпожа Элис Уэллс, советник президента США по делам России. В общем, подготовились к новым разовым и долговременным социальным проектам.
Вернемся к «Сахаровской премии». Узнав о присужденной награде, лидер «Голоса» Лилия Шибанова в конце сентября выступила с имиджевым интервью интернет-телеканалу «Дождь», в котором, по сути, заявила, что российские законы не для нее писаны. Совершенно ничего не стесняясь, глава «Голоса» рассказала, что изменения в российском законодательстве, согласно которым получающие зарубежное финансирование НКО должны регистрироваться в статусе «иностранных агентов», на практике ничего не значат.
На вопрос ведущего: «То есть вы не собираетесь исполнять принятый закон?», она заявила: «Да, мы не будем регистрироваться, получая при этом финансирование из-за рубежа». Помимо заявления от имени своей организации о бойкотировании российских законов, Лилия Шибанова фактически призвала и другие НКО к саботажу.
Зарубежных грантов после таких заявлений меньше, разумеется, не станет. Скорее всего, их поток даже увеличится, несмотря на уважение к букве закона в западном менталитете. Единственный минус для «Голоса» – это то, что сотрудники не смогут получать «белую зарплату». Хотя, наверное, для миссии организации, как и для ее лидера, это совершенно безразлично. Либо «собака порылась» где-то в другом месте.
«Подсказку» к разоблачению дала сама Шибанова. Отвечая на очередной вопрос «Дождя» о зарплатах, она индифферентно сообщила, что гранты будет получать напрямую, а работники вольны защищать свои права на официальную зарплату самостоятельно: «Они могут получать деньги, работая в других организациях, а здесь просто заниматься общественной деятельностью». Такие, мол, «белые и пушистые».
Ничего внятного глава «Голоса» не сказала. Вопрос о легализации полученного из-за рубежа финансирования (если Ассоциация перейдет на подпольное существование, отказавшись от регистрации в Минюсте) словно повис в воздухе. Впрочем, такая «загогулина» диалога была явно бессмысленной, так как пул вашингтонских правозащитников еще со времен советской Перестройки использует проверенные схемы денежного отмыва. Как говорится, не учите бабушку Олбрайт кашлять.
Интервью Лилии Шибановой «Дождю», данное после подтверждения информации о присуждении «Голосу» «Сахаровской премии», очень и очень показательно. Это своего рода программное заявление, сделанное накануне осенних выборов, которые, кстати, стали очередным лакомым куском для Ассоциации.
Официально «Голос» стоит на виртуальной паперти, выпрашивая денежную помощь у пользователей Интернета. В реальности же, это весьма респектабельная организация с западным уровнем зарплат, потребностей и притязаний.
Но вот вопрос. Что-то с арифметикой у «Голоса» как-то не так, сплошные нестыковки. Собранные у интернет-сообщества пожертвования никак не объясняют происхождение финансирования масштабной деятельности организации в единый день голосования.
Не считая различных креативных проектов «а-ля Маша Мускевич», только на «мониторинг выборов» Ассоциация направила в свои региональные отделения весьма неплохие деньги.
Что такое «мониторинг выборов» по-голосовски, понять достаточно непросто (или, наоборот, слишком просто). На осуществление этой деятельности только в Алтайский край, где на выборах в Барнаульскую гордуму шел Владимир Рыжков, было выделено 115 000 рублей. Балтийский Калининград получил 125 000 рублей, солнечный Краснодар – 130 000 рублей. Кировская область – вотчина Никиты Белых – была удостоена 60 000 рублей. По непонятным причинам ровно столько же получила и Костромская область, где проводились дополнительные выборы одного-единственного регионального депутата, а также два десятка мелких местных выборов. Лидером по объему финансов на душу избирателей стал городок Александров Владимирской области, куда было направлено 50 000 рублей на мобильное наблюдение.
И это далеко не полный перечень региональных подразделений «Голоса», получивших финансирование из центра. Но, согласно «белой бухгалтерии» организации, получается, что такой размах был сделан из всего-навсего чуть более 36 000 рублей, собранных в интернете. Как так? А ведь это еще и без учета офисных затрат Ассоциации и филиалов, где, как известно, не бедствуют…
Сколько людей от «Голоса» в реальности наблюдали за выборами, сказать сложно, равно как и разобраться в черно-серых бухгалтерских делах организации, чернеющих на глазах. И «замутнение» финансов, по всем прогнозам, будет только совершенствоваться. Ну а сама Лилия Шибанова совсем скоро вернется из Осло с «Сахаровской премией», окрыленная новыми идеями и наставлениями.
|