Подумать только: еще каких-то три года назад имя Назира Хизировича Хапсирокова практически никому не было известно. Сегодня управляющий делами Генпрокуратуры РФ - фигура общенационального масштаба. Такую славу этот скромный чиновник приобрел благодаря, нет, не своим заслугам перед Отечеством, а бесчисленным журналистским расследованиям, посвященным его деятельности.
"Новая газета" была одной из первых, которая попыталась рассказать о прокурорском завхозе правду. Вскоре наш почин поддержали и коллеги из других изданий.
Скандал следовал за скандалом. Господин Хапсироков оказался человеком недюжинных способностей. Скажите, ну кто еще в нашей стране может похвастаться тем, что получил генеральские погоны, будучи студентом-заочником? Я уж не говорю о коммерческой хватке Назира Хизировича. Тут и хищения государственных средств в особо крупных размерах (дело "Югинвеста"). И "странный" ремонт здания прокуратуры Санкт-Петербурга, после которого в недрах швейцарских банков растворились примерно три миллиона долларов. И таинственное исчезновение 70 млрд. рублей, принадлежавших Федеральной продовольственной корпорации...
Кстати, еще в 1998 году "Новая газета" отыскала следы уголовного дела N 28552, в котором фигурировал уважаемый управделами. Стараниями последнего дело это было в Генпрокуратуре благополучно похерено. Равно как и многие другие, к коим тихий хозяйственник проявлял живой интерес, зачастую не гнушаясь даже прямым давлением на следователей.
...Казалось бы, ну что еще надо, чтобы поставить зарвавшегося чиновника на место? АН нет...
Как результат - сегодня Назира Хизировича за глаза величают "серым кардиналом" Генеральной прокуратуры. Его имя прочно входит в неофициальные списки самых могущественных и влиятельных людей России.
Кто знает, может, легенды о непотопляемости завхоза так бы и оставались легендами, если бы журналистам агентства федеральных расследований FreeLance Bureau не удалось вытащить на свет базу данных, принадлежащую якобы службе безопасности одного из банков. (На самом деле, судя по всему, кто-то из чекистов решил легализовать накопленные материалы: как будто их изъяли при обыске в некой охранной структуре. - Прим. ред.)
Далеко не последнее место в этих материалах отведено и скромной персоне Назира Хапсирокова. Причем изучением жизненного уклада нашего героя занимались отнюдь не частные секьюрити и аналитики. Все это, как выяснилось, - плоды усилий государственных спецслужб (в частности. Федеральной службы безопасности).
Выходит, журналистские расследования были для сило-виков вовсе не так уж безынтересны. Еще в 1997 году управделами Генпрокуратуры был взят ими в плотную разработку.
Судя по материалам, контрразведчиков ожидала масса любопытных открытий. Цитирую справку:
"В среде высокопоставленных чиновников органов власти и бизнесменов Хапсироков известен под кличкой Хапс, под этой же кличкой его знают и в криминальной среде".
Дотошным оперативникам удалось выяснить, что еще в 1996 году госслужащий Хапсироков приобрел автомобиль "Мерседес-600", оформив его на свою супругу. Помимо "Мерседеса", во владении семьи Хапсироковых находились джип "Мицубиси-Паджеро" и два автомобиля марки ВАЗ-2109.
Конечно, особое место в материалах занимает информация о деловых связях прокурорского завхоза. По мнению "разработчиков" генерала, он тесно сотрудничал и имел непосредственную связь со следующими коммерческими структурами: "Гринтек", "Иван-Голд", "Терминал-Транзит", "Грубер", "Авакс ЛТД", ЗАО "Торговый дом "Ростовуголь".
Любопытно, что фирма "Иван-Голд" была создана не кем иным, как известным криминальным авторитетом Отари Квантришвили. В середине 90-х Хапсироков совместно с тогдашним и. о. генпрокурора Ильюшенко добивался выделения из бюджетных средств крупных субсидий под поставки продовольствия в районы Крайнего Севера и на Камчатку. Основная часть этих средств шла на закупку по бросовым ценам икры и ценных пород рыбы, которые затем реализовывались через "Иван-Голд" как на внутреннем рынке, так и за рубежом. Фирма "Иван-Голд" также одной из первых начала торговые операции с импортной водкой, поставляемой из Польши.
Что касается компании "Гринтек", то ее история не менее интересна. Достаточно сказать, что не так давно "Гринтек" принимал участие в капитальном ремонте помещений Генеральной прокуратуры, после чего в кабинете первого заместителя генпрокурора Катышева (курировавшего на тот момент самые громкие в России уголовные дела) сотрудниками ФСБ было обнаружено подслушивающее устройство.
Но и это еще не все. Оказалось, что у госслужащего Хапсирокова имеется и собственная коммерческая фирма - ТОО "Хьюс". Декларируемый вид деятельности - "производство и реализация товаров и услуг".
Какие конкретно товары и услуги реализовывал чиновник, нам сказать трудно. Зато доподлинно известно, что (цитирую справку):
"Государственными органами проводились мероприятия по проверке и документированию участия Хапсирокова в работе вышеназванных коммерческих структур".
И там же, чуть ниже:
"Оперативная информация из государственных структур, подлежащая проверке:
...У Льва Г. (фамилию я сознательно не называю. - А. Р.) есть пленка с записью Калагурского и Тарпищева о передаче взяток Хапсирокову".
Видимо, это было последнее, что попытались выяснить оперативники. В 1998 году разработка Хапса была прекращена. Ее инициаторам так крепко ударили по рукам, что у них пропала всякая охота впредь заниматься подобным расследованием.
И снова мы возвращаемся к вопросу о непотопляемости и влиятельности нашего "героя". Это каких же надо иметь покровителей, чтобы нейтрализовать работу целых спецслужб?..
"Новая газета" не раз писала о высокопоставленных друзьях Назира Хизировича. Имеющиеся в базе данных распечатки прослушивания его телефонных разговоров - лишь наглядное тому подтверждение.
Позволю себе привести небольшой фрагмент разговора Хапсирокова с Аркадием Евстафьевым (одним из главных героев нашумевшего бестселлера "Коробка из-под ксерокса, полная долларов"). Прослушка датирована концом 1997 года.
"Евстафьев. Привет, Назир.
Хапсироков. Поздравляю вас с новым министром финансов.
Е. Я вас тоже.
X. Я его, правда, не знаю. Он хороший парень?
Е. Нормальный.
X. ...Я же тебе могу сказать, что жизнь идет своим чередом. Я хочу, чтобы ты всем передал и знал, что пока есть старший товарищ.
Е. (перебивая). А ты наш товарищ всегда.
X. Вы не беспокойтесь... Я разговаривал с нашим товарищем вчера, сказал ему хорошую весть. Вроде нормально. А этот товарищ, который пришел, будет хоть слушаться?
Е. Да..."
Трогательный разговор, не правда ли? Понятно, что столь нежная любовь "молодых реформаторов" и "старого товарища" родилась не на пустом месте. Судя по всему, "тихий" завхоз неоднократно удовлетворял любопытство друзей, показывая им рабочие документы со стола генпрокурора. Вот, например, о чем говорил Хапсироков с Альфредом Кохом (бывшим вице-премьером правительства России):
"Кох. Назир, это Алик.
Хапсироков ...Алик, почему ты грустный? .. Ты знаешь, что я тебя уважаю?
К. Да.
X. Я тебе прямо по телефону могу сказать, пусть все слышат. За тебя я любую маму вые...
К. Спасибо тебе. Ты обещал показать какие-то документы.
X. Челябинск, что ли? Завтра покажу. А что, ты даже не знаешь об этом?
К. Я про это все слышу. Я еще никаких документов по этому поводу не видел.
X. Хорошо, покажу.
К. А ты не знаешь, там пришло письмо?
X. Что пришло, то обязательно. Просто мне надо взять. Подписал ли он его сейчас или тогда, точно не знаю. Почту он расписывал. Сегодня почту он закончил расписывать двадцать минут назад. Завтра до 11 часов я тебе выдам о законных решениях..."
Надо заметить, во время суда с г-ном Хапсироковым судья Лысак "не заметила" наших аргументов о том, что управделами влезал в уголовные дела и в дела генпрокурора. Пожалуйста, еще факт...
Короче, бесценный человек. А таких у нас в стране, как известно, на съедение не отдают. Тем более всяким там правоохранительным органам.
Сразу оговорюсь: мы никогда не приветствовали и не приветствуем современные методы работы отечественных спецслужб. Поверьте, как бы мы ни относились к личности господина Хапсирокова, нет ничего омерзительнее, чем читать результаты наружного наблюдения за его детьми (включая несовершеннолетнего сына Умара).
Может, это была производственная необходимость? В таком случае хотелось бы узнать, где искать результаты этого титанического труда. В каких уголовных делах? Где материалы официальных проверок? Для чего все это делалось и, главное, для кого?
В общем, сплошные вопросы. Если контрразведчикам не дали довести работу до конца, то опять же хотелось бы узнать: кто конкретно дал органам команду "отбой"?
Пока очевидно одно: "серый кардинал" Генпрокуратуры Назир Хапсироков по-прежнему занимает свою должность и при этом прекрасно себя чувствует. Почему?
|