Комплекс возвращается
Почему ректор Казанского университета окружил себя телохранителями? И при чем здесь убийство депутата, криминальные КамАЗы и прежние знакомства с лидерами могущественной ОПГ
«В рейтинге лучших вузов мира по версии QS /QS World University Rankings 2012, Казанский госуниверситет (КФУ) скатился на 663-е место (с 603-го в 2011 году). Падение рейтинга сразу на 60 пунктов одного из самых старинных вузов страны, созданного еще в 1804 году, произошло на фоне тотальной коммерциализации КФУ, фактически стартовавшей 9 апреля 2010 года, после назначения на должность ректора университета Ильшата Гафурова.
До переезда в Казань Гафуров работал мэром города Елабуга. Двадцать лет, с 1992 года, когда из преподавателей Елабужского пединститута Гафуров ушел в бизнес, он не имел никакого отношения ни к науке, ни к образованию и, видимо, поэтому, став ректором, основные усилия направил на минимизацию расходов и увеличение доходов КФУ.
Перед факультетами была поставлена задача самим «зарабатывать на жизнь».
Потеснили и знаменитую научную библиотеку им. Лобачевского, которую не трогали даже в годы Великой Отечественной войны. Первый этаж, где был читальный зал и где совсем недавно учились и работали сотни студентов и преподавателей, сдан в аренду Сбербанку.
Чуть ли не единственная статья расходов, на которой новый ректор не экономит, — это безопасность. Сумма годового контракта на охрану учебных корпусов и общежитий, подписанного с одним из казанских ЧОПов, составляет 80 миллионов рублей. Сколько из этих средств уходит на обеспечение безопасности самого ректора, никому неизвестно, но то, что у Ильшата Гафурова есть и телохранители, вызывает искреннее изумление и преподавателей, и студентов.
До недавнего времени обеспечением личной безопасности Гафурова занимался сотрудник МВД, майор Станислав Исаев. Но когда после получивших огласку пыток в ОП «Дальний» в республиканское силовое ведомство назначили нового руководителя, он отменил приказ своего предшественника о прикомандировании Исаева к университету. Но без охраны Гафуров не остался. У него и в Елабуге была охрана. Ему есть чего опасаться?
ОПГ «29-й комплекс»
Справка «Новой»
ОПГ «29-й комплекс» зародилась в Набережных Челнах в середине 80-х годов прошлого века. К середине 90-х в банду входило, по разным оценкам, от 500 до 1000 человек. Бандиты занимались рэкетом, разбоями, грабежами, наркоторговлей, мошенничеством, похищением людей и сутенерством.
В 2001 году начались аресты лидеров и участников банды. 17 июля 2006 года в Верховном суде Татарстана был вынесен приговор в отношении тридцати трех членов ОПГ. В ходе судебного процесса была доказана причастность членов банды к 21 убийству.
После десятков встреч с отставными и действующими сотрудниками МВД и ФСБ, с участниками ОПГ «29-й комплекс», уже вышедшими на свободу, с елабужскими бизнесменами и журналистами я пришел к выводу, что Гафуров до сих пор остается «теневым» хозяином Елабуги, без которого в городе нельзя решить ни один серьезный вопрос.
Корни гафуровского всесилия уходят в начало 90-х годов прошлого века, когда нынешний ректор КФУ был хорошо знаком с лидерами ОПГ «29-й комплекс» Юрием Еременко (отбывает пожизненное лишение свободы), Адыганом Саляховым (отбывает наказание в виде лишения свободы на 25 лет), Александром Власовым (до 2009 года был в международном розыске, в настоящее время идет следствие), Рузалем Асадуллиным (находился в международном розыске, 1 апреля 2012 года задержан в Одессе). А зарождались эти отношения на базе отдыха страховой компании «Зилант», Камский филиал которой Гафуров возглавил в 1992 году.
Мне удалось разыскать Вадима Шаятовича, основателя и гендиректора СК «Зилант».
— Когда Гафуров возглавил филиал компании в Елабуге, у него хорошо пошла работа, — рассказал Шаятович. — Отец Ильшата был крупным руководителем в «Татнефти», он-то и помогал сыну с выходом на людей, в чьей компетенции было заключение страховых договоров. Филиал быстро раскрутился. Появился хороший офис в центре города и превосходная база отдыха.
Об этой базе отдыха мне довелось слышать не раз. И от бывших и действующих силовиков, и от освободившихся членов ОПГ «29-й комплекс». И все говорили о том, что Еременко, Саляхов, Власов и Асадуллин были частыми гостями на этой базе. На мой недоуменный вопрос, неужели им негде было отдохнуть в Набережных Челнах, неизменно слышал ответ:
— Они туда не отдыхать ездили. Они встречались, чтобы «вопросы решать».
В начале 1995 года будущего ректора КФУ избрали депутатом республиканского парламента. Депутатство стало неплохим трамплином, и в апреле 1997-го Гафурова назначили главой администрации Елабуги.
В том же 1997 году СК «Зилант» обанкротилась. Во время процедуры банкротства база отдыха, по словам Шаятовича, была приобретена Гафуровым и осталась местом встреч лидеров ОПГ «29-й комплекс».
Но к концу 90-х Гафуров стал тяготиться близкими отношениями с криминальными авторитетами. В 2008 году вышла в свет книга «Зазеркалье», написанная отставным подполковником ФСБ Юрием Удовенко, входившим в группы, осуществлявшие оперативное сопровождение уголовного дела № 192529 в отношении участников ОПГ «29-й комплекс». Книга выдержала уже несколько переизданий. И в ней дословно воспроизведен протокол допроса Игоря Романова, который по делу ОПГ «29-й комплекс» проходил в качестве свидетеля. Вот цитата из этого протокола: «…Ильшат Гафуров за $70 тыс. заказал Ахметханову организовать убийство Саляхова, т.к. Гафуров опасается того, что Саляхов может дать против него показания. …Гафуров звонил в Москву Асадуллину и просил гарантий того, что Ахметханов исполнит свои обязательства по организации убийства Саляхова».
Тут надо пояснить, что Салимхан Ахметханов на момент получения «заказа» был депутатом Государственной думы России третьего созыва (1999—2003), а до того как перебрался в Москву, возглавлял совхоз «Петровский», основным активом которого был ликеро-водочный завод. Львиная доля продукции «ликерки» реализовывалась ОПГ «29-й комплекс» и ОПГ «Севастопольские». Ахметханов скончался 16 апреля 2006 года. В официальное заключение о смерти мало кто верит, потому что умер Ахметханов очень «своевременно», буквально за несколько дней до того, как должен был прийти в качестве свидетеля в суд, где шел процесс над ОПГ «29-й комплекс».
Я встретился с Юрием Удовенко. Спросил:
— После выхода книги прошло уже четыре года. Не было обращений в суды о «защите чести и достоинства»?
— Не было. В книге дословно воспроизведен протокол допроса Игоря Романова. Он давно освободился. Если найдешь и сможешь его разговорить, думаю, он много чего может рассказать о бизнес-интересах «дватцатидевятников» в Елабуге.
Романова я нашел. Но разговорить его не удалось. Он лишь подтвердил то, о чем говорил во время допроса десять лет назад.
Убийство депутата Исрафилова
28 августа 1999 года в Москве, на автостоянке возле рынка, расположенного в спорткомплексе ЦСКА, из припаркованного ВАЗ-2106 выскочил человек в белой куртке и на глазах у десятков людей расстрелял в упор из пистолета предпринимателя Айдара Исрафилова. Выполнив «работу», киллер запрыгнул в машину и умчался. Через час «шестерку» нашли возле гостиницы «Аэростар». Пистолет с глушителем убийца бросил в машине.
Исрафилов был не только преуспевающим бизнесменом, совладельцем крупнейшего в Елабуге рынка, но и депутатом Елабужского совета народных депутатов. Поэтому на раскрытие преступления были брошены серьезные силы. И уже в конце сентября убийство было раскрыто, а киллер арестован. Им оказался 22-летний боевик ОПГ «29-й комплекс» Игорь Кулясов. Что интересно, Кулясова уже задерживали за несколько недель до резонансного убийства. И именно за подготовку покушения на Исрафилова. Дело в том, что, получив заказ, киллер пришел к Исрафилову и предложил откупиться. Назвал Кулясов и имя заказчика, и сумму — 20 тысяч долларов, — уже полученную за «работу». Откупаться Исрафилов не стал, а пошел на местное телевидение и рассказал всей Елабуге, что на него готовится покушение и что городские власти в лице Ильшата Гафурова хотят отобрать у него рынок.
По заявлению Исрафилова прокуратура возбудила уголовное дело. Но о заказчике в нем не было ни слова — оказавшись в ИВС, Кулясов замолчал. Поскольку киллер «добровольно отказался от преступления», дело прекратили, а Кулясова отпустили. И 28 августа в Москве он «доделал» уже оплаченную «работу».
В сентябре 1999-го в эфире НТВ вышел репортаж об убийстве Айдара Исрафилова. И снова, на этот раз уже на всю страну, прозвучала версия, что заказчик убийства — мэр Елабуги. Об этом в эфире НТВ рассказал оперативник 6-го отдела Елабужского РОВД. Правда, на условиях анонимности, с измененным голосом и прикрытым лицом. Но в МВД Татарстана быстро вычислили своего сотрудника. Им оказался Владимир Горшков. Руководство пожурило офицера, но никаких оргвыводов «за утечку оперативной информации» делать не стало. Горшков продолжал работать, а в 2001 году вышел на пенсию.
Я встретился с Горшковым. Он не стал отказываться от своих слов, произнесенных в эфире НТВ в 1999 году.
После раскрытия убийства Исрафилова силовики распространили информацию, что у него «был конфликт с ОПГ «29-й комплекс», и, прикрывшись этой размытой фразой, искать заказчика убийства не стали. Остается загадкой, почему не стали даже рассматривать версию, озвученную еще при жизни самим Исрафиловым и опером Горшковым? Этот вопрос я задал прокурору Татарстана Кафилю Амирову (он и в 1999-м был прокурором).
— Расследованием убийства Исрафилова занималась прокуратура Москвы, потому что убийство было совершено в столице, — заявил Амиров. — Буквально в течение недели после преступления я написал письмо прокурору Москвы Сергею Герасимову, в котором обратил внимание своего коллеги и на предупреждение Исрафилова, и на оперативную информацию, позже озвученную Горшковым.
Почему Герасимов фактически отмахнулся от письма Амирова? Не потому ли, что осенью 1999-го был разгар предвыборной кампании в Госдуму и пик противостояния лужсковско-шаймиевского блока «Отечество — Вся Россия» с «Единством» Шойгу? И широкое обнародование информации о подозрениях в причастности мэра Елабуги к убийству Исрафилова могло прибавить головных болей лужсковско-шаймиевскому блоку? Возможно, именно поэтому Герасимов, близкий к тогдашнему столичному мэру, и решил «не заметить» письмо Амирова.
На правдоподобность версии о возможной причастности Гафурова к резонансному убийству указывает и то, что незадолго до своей гибели Исрафилов публично заявил, что на планировавшихся в начале 2000 года выборах депутатов Госсовета Татарстана он будет баллотироваться в одном округе с Гафуровым (в те годы главы администраций городов и районов республики проходили через сито выборов в парламент, и только после получения депутатского мандата появлялся указ об их назначении на должность главы администрации). Выдвижение Исрафилова могло перечеркнуть карьеру Гафурова, потому как выборы в те времена были еще не столь откровенно «управляемыми», и Исрафилов вполне мог победить на них. Именно поэтому его убийство было выгодно Гафурову, который лишился серьезного противника на выборах в 2000 году и спокойно пролонгировал и депутатский мандат, и удостоверение мэра Елабуги.
КамАЗы
Еще одну версию убийства Айдара Исрафилова мне рассказал Сергей Шашурин (в 1995—2003 годах депутат Государственной думы России).
— В 1993—1997 годах с КамАЗа было похищено более двух десятков тысяч автомобилей, — заявил Шашурин. — Эти машины были вывезены из Набережных Челнов и рассредоточены в ближайших городах и районах. Большая партия КамАЗов находилась в Елабуге. Продавались машины в основном через Москву до самого разгрома ОПГ. «Двадцатидевятники» учредили ТОО «Ак Барс», через которое и оформлялись многие сделки.
Справка «Новой»
ТОО «Ак Барс» было зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) в марте 1994 года. Основной учредитель — Адыган Саляхов (23,36% акций). Василию Якеменко, Александру Власову, Наилю Нуриахметову и Росилю Рахматуллину принадлежало по 18,69% акций, а Юрию Еременко — 1,86%.
ТОО «Ак Барс» прекратило свое формальное существование и было исключено из ЕГРЮЛ в 2008 году.
По словам Шашурина, реализацию «елабужской партии» КамАЗов якобы контролировал Ильшат Гафуров, а поиском покупателей занимался один из соучредителей «Ак Барса» Василий Якеменко. Справедливости ради надо сказать, что будущий глава Росмолодежи мог и не знать о криминальном происхождении автомобилей. И фактически благодаря своим московским связям Якеменко работал как очень успешный «менеджер по продажам».
О процветающем автомобильном бизнесе на свою беду узнал Айрат Исрафилов и попытался то ли влезть «в долю», то ли шантажировать… Попытка оказалась неудачной. Неприкосновенность
В апреле этого года в Одессе был задержан один из лидеров ОПГ Рузаль Асадуллин. Сейчас решается вопрос о его экстрадиции в Россию. ГСУ МВД России уже возобновило расследование приостановленного уголовного дела. И очень возможная экстрадиция Асадуллина не может не вызывать тревоги Ильшата Гафурова. Слишком много знает беглый лидер «двадцатидевятников» о бывшем мэре Елабуги. А вдруг начнет говорить?
Возможно, именно поэтому Гафуров решил обезопаситься депутатским мандатом и неожиданно зарегистрировался кандидатом в депутаты Госсовета Татарстана на дополнительных выборах, которые состоятся 14 октября. Серьезных конкурентов у Гафурова в округе нет. Поэтому нет сомнений, что депутатский мандат он получит. А это может позволить занять должность члена Совета Федерации (там как раз освободилось место).
Эту версию скоропостижного выдвижения Гафурова в республиканский парламент мне рассказали несколько человек. В том числе и прокурор Татарстана Кафиль Амиров. Поэтому она не кажется мне неправдоподобной.
Становятся понятными и причины фобий ректора КФУ. Действительно, трудно жить без телохранителей, когда появляются подозрения о твоей возможной причастности к убийству Исрафилова, торговле КамАЗами криминального происхождения и знакомстве с лидерами ОПГ «29-й комплекс».
***
Собирая материалы для этого расследования, я пришел в приемную ректора КФУ. Ильшат Гафуров был в командировке. Я попросил секретаршу записать мои вопросы: об убийстве Исрафилова, о знакомстве с Саляховым, Еременко, Власовым, Асадуллиным, о КАМазах… Оставил номер своего мобильного телефона, попросил, чтобы Гафуров связался со мной. Но звонка так и не дождался». Ирек Муртазин, «Новая газета», № 112 от 3 октября 2012 г.
|