"На сегодняшний день внешнеторговый бизнес в Московском регионе полностью криминализирован. Его хозяевами стали отдельные преступные группы, включающие в себя... сотрудников таможни", "Можно с уверенностью говорить, что весь беспредел, который творится в таможенной сфере, создан и сознательно поддерживается определенной группой так называемой элиты нашего государства и направлен на ее безнаказанное обогащение", "В таможенной сфере требуется создание отдельного от таможни ведомства - таможенной полиции..." - это строки из рапорта бывшего начальника Управления по надзору за исполнением налогового законодательства Генпрокуратуры РФ Александра Мурзина. Рапорт был подан на имя генпрокурора Владимира Устинова в декабре 2000 года. Выводы прокурора о повальной коррупции в Таможенном комитете были настолько оглушающими для руководства ГТК РФ, что даже генеральный прокурор Устинов ничего не смог сделать для того, чтобы продолжить расследование. Таможня ощетинилась, задействовала и смазала все механизмы в верхах, и Генпрокуратура была вынуждена временно отступить. Прокурора Мурзина отстранили от дела и перевели на другой, менее "скандальный" участок работы. Сухой и юридически выверенный рапорт Мурзина, который попал в редакцию благодаря журналистам Агентства федеральных расследований FLB.RU, стоит прочитать по одной причине - становится понятным, почему руководство ГТК время от времени меняется, а коррупция на таможне остается. Здесь создана стройная клановая система обогащения за счет государства. А мафия, как известно, бессмертна.
Анализ практики прокурорского надзора за исполнением законов в таможенной сфере в Московском регионе и предложения по его активизации.
Таможенные сборы составляют на сегодняшний день чуть менее 40% доходной части государственного бюджета. Вместе с тем сама таможенная деятельность не получка до сих пор должной оценки со стороны правительства и правоохранительных структур.
Практика прокурорского надзора за исполнением таможенного законодательства, расследование уголовных дел этой категории, личное общение с работниками таможни и руководителями коммерческих структур свидетельствуют, что сфера внешнеторговых операций в нашем государстве является по существу сферой криминального бизнеса, подрывающего безопасность страны и наносящего государству огромный материальный и моральный урон.
Его хозяевами стали отдельные преступные группы, включающие как непосредственно лиц, занимающихся коммерцией, так и руководителей таможни, МВД, ФСБ и других правоохранительных органов, оказывающих им услуги в пределах своей компетенции. Колоссальный оборот так называемого "черного нала" открывает неограниченные возможности для подкупа сотрудников таможенных и других правоохранительных органов и криминализации всей этой сферы деятельности и соприкасающейся с ней правоохранительной системы. В результате объем неуплачиваемых таможенных платежей составляет около 50%.
Наиболее опасным является отсутствие какого-либо контроля как на внешней, так и на внутренней таможнях за тем, что ввозится на территорию страны, то есть полная прозрачность границ для ввоза не только некачественных товаров, но и оружия, наркотиков и т.д.
По степени опасности способы незаконного ухода от уплаты таможенных платежей можно расположить следующим образом:
Контрабанда.
Наиболее опасный не только для экономической, но и для физической безопасности страны. Заключается в приобретении за границей товаров и перемещении их на территорию России через так называемые "окна" в границе по договоренности с пограничниками и таможенниками и доставке по территории РФ до склада потребителя в сопровождении, как правило, органов МВД без помещения под таможенный контроль и фактически каких-либо сопровождающих документов.
Недоставка товаров.
Товары приобретаются за границей на подставную фирму, помещаются при пересечении границы под таможенный контроль и реализуются на территории РФ, минуя внутреннюю таможню назначения.
Ситуация может несколько видоизменяться при доставке товаров по процедуре таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (международной дорожной перевозки). Перевозчик несет материальную ответственность за доставку и не отдает груз без надлежащих реквизитов о его приемке во внутренней таможне. В этой ситуации получатели по договоренности с таможней встречают груз у склада временного хранения, забирают у водителей необходимые для таможенного оформления документы, путем подделки ставят на них необходимые для водителя реквизиты о доставке им груза в таможню назначения, получают у него груз и реализуют его без уплаты каких-либо таможенных платежей. Водитель, понимающий о совершаемом правонарушении. получает за молчание и не препятствие в передаче груза от 2 до 4 тыс. долларов в зависимости от категории товара.
Занижение таможенной стоимости.
Заключается в занижении на внутренней таможне заявленной стоимости товара путем предоставления фиктивных контрактов на его приобретение либо подмены счет-фактуры товара.
Недостоверное декларирование.
Заключается в снижении таможенных платежей путем подмены или подделки на внутренней таможне документов, содержащих сведения о количестве и роде товара, при договоренности с сотрудниками таможни о выпуске этих товаров для свободного обращения без досмотра по поддельным документам.
Участниками преступных действий, как правило, являются сами склады временного хранения и их подставные фирмы-сателлиты, а также сотрудники таможни разных уровней.
Схема действий состоит в следующем:
При поддержке ответственных работников Государственного таможенного комитета и Центрального таможенного управления организуется склад временного хранения. Для ухода в последующем от административной и уголовной ответственности организуется ряд подставных фирм, действующих, как правило, в течение 2-3 месяцев и выступающих в качестве отправителя груза за границей и получателя его на территории России. Именно эти фирмы выступают промежуточным звеном между действительными отправителем и получателем груза в цепи: действительный отправитель груза (владелец) - подставная фирма отправитель - подставная фирма получатель - действительный получатель груза. Таким образом все контакты с перевозчиком, таможенными органами на границе и внутренней таможне производят подставные фирмы, учрежденные, как правило, самим складом временного хранения.
При поступлении товара на склад (территорию внутренней таможни) его работниками производится подмена и подделка товаросопроводительных документов в виде указания в них груза, подлежащего более низкому таможенному обложению. Эти документы и подаются работниками склада в ОТО и ТК (отдел таможенного оформления и таможенного контроля), расположенный, как правило, на самом складе временного хранения.
Сформированный из доверенных таможенников ОТО и ТК, по сути, открыто получающий мзду от руководителей склада, не только не выполняет своих функций, но и покрывает преступную деятельность СВХ. Товары им при выпуске не досматриваются, декларанты не проверяются. При возникновении опасности возбуждения по недостоверному декларированию уголовных дел или дел о нарушении таможенных правил необходимые документы зачастую уничтожаются.
По имеющимся в прокуратуре сведениям, сумма, уплачиваемая складами временного хранения таможенникам, осуществляющим оформление товаров при их недостоверном декларировании, составляет 50-100 долларов за каждую поддельную декларацию.
Сумму недоплачиваемых государству при этом таможенных платежей легко подсчитать на примере импорта мясных продуктов.
Затраты каждого участника внешнеэкономической деятельности по доставке товара на внутреннюю таможню (покупка, декларирование на внешней таможне, перевозка) примерно одинаковы. Таможенное оформление одной автомашины мясных продуктов (как правило, это одна ГТД - грузовая таможенная декларация) весом 20-23 тонны при обычном, "в лоб", оформлении составляет 6-10 тыс. долларов в зависимости от категории товара. Путем вышеописанной преступной деятельности склады временного хранения оформляют этот груз за 4 тыс. долларов, получая от клиента наличными за услугу от 800 до 1000 долларов. Государство при этом теряет до 5 тыс. долларов с каждой автомашины. Аналогичная ситуация происходя с другими пошлиноемкими товарами: мебель, оргтехника, электроника. На них государство теряет от 10 до 25 тыс. долларов на каждой автомашине (ГТД).
Кстати, приведенные выше простейшие математические расчеты убедительно опровергают существующее в таможенных кругах и старательно поддерживаемое как самими таможенниками, так и коммерсантами от таможни мнение, что всему виной непомерно высокие таможенные платежи, которые делают, в случае их уплаты, неликвидными импортные товары на нашем внутреннем рынке.
Из предыдущих расчетов видно, что стоимость 23 тонн мясных продуктов при полной уплате таможенных платежей увеличилась бы на 5 тыс. долларов (то, что недоплатили государству). То есть цена одного килограмма продукта поднялась бы на 5,8 руб. (5000:23000=21 цент, 21х2,8=5,8 руб.) При средней цене на мясопродукты от 40 до 100 руб. за 1 кг говорить о серьезности этого повышения не приходится.
Однако перспектива расследования таких дел равна нулю: декларанты груза не существуют, а вину таможенников, участвующих в его оформлении, доказать невозможно, поскольку самого груза уже нет, а опровергнуть их утверждения о том, что они в полном объеме выполнили свои обязанности, подделку документов не заметили, а груз был подменен в пути, крайне затруднительно.
Причины сложившегося положения
Если послушать руководителей таможни, то вся беда - в низкой заработной плате их сотрудников, в общей криминогенной ситуации в стране и плохих законах. Общая криминогенная ситуация в стране, конечно, плоха, но в отличие от других правоохранительных органов, таких как прокуратура, МВД, ФСБ, таможня не только с ней не борется, но и питает ее всеми своими силами.
Не о законах, зарплате и общей преступности в стране надо говорить. Не это главное. Причины того, что мы имеем в таможенной сфере, можно разделить на "политические и технические". К первым следует отнести отсутствие до последнего времени какой-либо государственной воли к наведению в ней хотя бы элементарного порядка. Можно с уверенностью говорить, что весь беспредел, который творится во внешнеэкономической и, в частности, таможенной сфере создан и сознательно поддерживается определенной группой так называемой "элиты" нашего государства и направлен на ее безнаказанное обогащение. "Технической" причиной является отсутствие в таможне какой-либо реальной правоохранительной деятельности, направленной на действительное выявление и устранение преступлений и других правонарушений и, как следствие, практически полная безнаказанность лиц, их совершающих.
На сегодняшний день эта задача возложена на так называемый правоохранительный блок таможни, в обязанности которого вменены и оперативно-розыскная деятельность и административное и уголовное преследование лиц и фирм, совершивших таможенные правонарушения.Опыт прокурорского надзора и совместной деятельности с этой организацией позволяет достоверно утверждать о ее полной несостоятельности, неспособности и. самое главное, незаинтересованности в выполнении поставленных перед нею задач.
На сегодняшний день правоохранительная деятельность для таможни является побочной, не главной. Основная ее цель фискальная - поставление денег в бюджет. Именно ее результаты оцениваются, за них хвалят или ругают начальников таможен, по этим показателям устраивают соревнования и совершают кадровые перестановки. Именно о результатах этой работы докладывает председатель ГТК на заседаниях правительства и лично президенту, с гордостью заявляя, что именно таможенники своим тяжким трудом дают государству 40% поступлений в бюджет.
По ходу следует заметить, что таможенники сами ничего в бюджет страны не дают, а просто несут в него то, что им приносят другие, причем добрую половину при этом разворовывают.
Требовать в таких условиях от правоохранительных блоков таможен и ЦТУ каких-либо реальных дел наивно. Они изначально были задуманы не для борьбы с таможенными правонарушениями, а для их сокрытия, для того, чтобы не выносить сор из избы.
Вместе с тем всего лишь при одной операции по проверке достоверности декларирования товаров, выпускаемых для свободного обращения на СВХ "Технобест-М" путем их повторного досмотра на территории склада, проведенной в начале августа текущего года Московско-Курской транспортной прокуратурой совместно с Линейным отделом внутренних дел на железнодорожном транспорте, задержан и конфискован в доход государства товар по восьми ГТД на сумму около 500 тыс. долларов, возбуждено уголовное дело по ст. ст. 194 и 327 УК РФ, фигуранты по которому уже установлены, привлечены к уголовной ответственности 2 сотрудника таможни, и крут этот еще не исчерпан.
Суммируя сказанное, предложил бы следующие конкретные действия прокуратуры по стабилизации положения в таможенной сфере:
Для установления действительной картины происходящего необходимо инициировать проведение независимой ревизии экономической и правоохранительной деятельности Государственного таможенного комитета на примере Центрального таможенного управления. Следует выявить соотношение доходов, которые таможня должна была собрать, с реально поступившими в бюджет... Необходимо внести предложения в правительство РФ об изменении организации таможенных органов. Следует оставить за ними исключительно фискальную функцию и функцию охраны таможенных границ. Для правоохранительной деятельности в таможенной сфере требуется создание отдельного от таможни ведомства - таможенной полиции с функциями и штатом существующего сейчас правоохранительного блока таможни.
|