«Кронштадтская побудка»
Как британцы устроили Красному флоту «русский Пёрл Харбор»
«В 3 часа 45 минут 18 августа 1919 года в Кронштадте стали рваться бомбы: на главную базу флота совершали налёт базировавшиеся в Финляндии британские гидросамолёты «Шорт-18». Британские и финские гидропланы пытались бомбить Кронштадт ещё с июня 1919-го, налетая чуть ли не ежедневно и как по расписанию, утром или вечером, почти в одни и те же часы. Кронштадтцев, правда, это особо не тревожило, потому что аэропланы обычно сбрасывали бомбы с большой высоты и неприцельно», - пишет Владимир Воронов в августовском номере «Совершенно секретно».
«Вот и в этот раз, обнаружив неприятельские самолёты, на Морском телеграфе подняли сигнал (Т) и на кораблях пробили воздушную тревогу. Правда, из-за облачности и темноты вести прицельный огонь по самолётам противника было нереально, поэтому зенитные расчёты открыли заградительный огонь. Не помешавший, впрочем, британцам уложить бомбы в Петровский парк, Петровский док, Пароходный завод, Среднюю гавань, Деловой двор; одна бомба попала в баржу и повредила сходню возле линкора «Андрей Первозванный». Попутно самолёты подвергли мощному пулемётному обстрелу и корабли.
Подвиг «Гавриила»
Однако воздушный налёт, как оказалось, служил лишь отвлекающим манёвром: увлёкшись наблюдением за воздухом, наблюдатели прозевали главный удар – с моря. В 4 часа 20 минут в гавани стали рваться невесть откуда взявшиеся торпеды. Первыми торпедную атаку засекли на эсминце «Гавриил»: им повезло, торпеда прошла мимо, взорвавшись у стенки гавани возле мастерских Балтийского завода. Как выяснилось, эсминец атаковали два быстроходных катера. Немедленно открыв огонь по цели, первым же залпом «Гавриил» потопил один катер, второй ушёл. Но тут же на эсминце обнаружили ещё несколько катеров, с большой скоростью рванувшихся от Военного угла вдоль стенки гавани ко входу в Среднюю гавань. Ещё несколько катеров пытались прорваться из-за Военного угла гавани – их «Гавриил» сумел отогнать орудийным огнём, по «кравшимся» вдоль стенки стрелять не рискнул, дабы не попасть в стоящие в гавани корабли.
Один из двух катеров, прорвавшихся в Среднюю гавань, потопил торпедой плавбазу подводных лодок – крейсер «Память Азова», второй подорвал линкор «Андрей Первозванный». Попутно катерные пулемётчики вели шквальный огонь по судам у стенки гавани. Но в 4 часа 25 минут оба эти катера при выходе из гавани были потоплены огнём эсминца «Гавриил». Девять британцев (из них три офицера) были подобраны и взяты в плен моряками эсминца. Всего в атаке участвовало восемь английских торпедных катеров. Из них три были потоплены огнём артиллеристов «Гавриила», один повреждён крепостной артиллерией, и, чтобы он не попал в руки красных, британцы его взорвали. Ещё два повреждённых катера затонули на пути к базе во время буксировки – вернулся лишь один.
По британской версии, которую озвучил в 1928 году коммодор Эгар, объектами атаки были намечены: линкоры «Петропавловск», «Андрей Первозванный», броненосный крейсер «Рюрик», база подводных лодок – крейсер «Память Азова», минный заградитель «Наров» и батопорты (плавучие гидротехнические затворы) доков. Для атаки были привлечены восемь торпедных катеров и 12 самолётов, базирующихся на авиаматке «Виндиктив».
Катер № 1, не обнаружив бона у ворот гавани, атаковал «Память Азова» двумя торпедами – обе поразили цель (по нашей версии, одна). Затем катер № 2 под командой коммодора Дебсона двумя торпедами поразил линкор «Андрей Первозванный» в носовую часть и отошёл, ведя пулемётный огонь по кораблям. На катере № 4 во время атаки были убиты командир, капитан-лейтенант Рид, и два матроса. Лейтенант Стикл, немедленно бросившийся к штурвалу, атаковал линкор «Петропавловск» двумя торпедами. По версии англичан, торпеды поразили цель. Катер № 5 не сумел атаковать сухой док, так как у него было сбито «стреляющее приспособление». Вернувшись, он взял на буксир катер № 2, выведя его из-под огня фортов.
Катер № 6, приближаясь к гавани, столкнулся с возвращавшимся после атаки катером № 1, который стал тонуть, на катере № 6 были убиты командир и два матроса. Личный состав тонущего катера перескочил на катер № 6, командование принял на себя тяжелораненый лейтенант Бремнер (в эту ночь британский лейтенант был ранен 11 раз), командир затонувшего катера. Бремнер попытался продолжить атаку, выпустив две торпеды по эсминцу «Гавриил», но промахнулся. Получив в ответ снаряд «Гавриила» в бензобак, катер быстро затонул. Лейтенант Бремнер вместе со своими моряками был подобран матросами «Гавриила».
В 4 часа 35 минут самолёты, сбросившие все бомбы, повернули обратно. Под шквальным огнём батарей фортов, отстреливаясь из пулемётов, начали отход и уцелевшие торпедные катера.
Так завершился один из самых дерзких морских рейдов, получивших неофициальное, зато меткое название «Кронштадтская побудка». Иногда ещё эту атаку именуют «Английской побудкой». Англичане вывели из строя три крупных корабля Красного флота, потеряв в бою три своих катера. Своим успехом они полностью обязаны потрясающему разгильдяйству балтийских «братишек», не только совершенно не нёсших вахту, но даже не удосужившихся закрыть вход в гавань боновыми заграждениями.
Один из потопленных катеров красные моряки вскоре подняли, таким образом впервые узнав о существовании торпедных катеров, хотя это оружие уже успешно применялось во время Первой мировой войны.
Более того, за два месяца до «английской побудки» красные моряки, как выяснилось позже, уже прозевали атаку английских торпедных катеров. Ранним утром 17 июня 1919 года возле Толбухина маяка британский торпедный катер под командованием коммодора Эгара атаковал красные корабли, которые вели огонь по морякам восставшего форта «Красная Горка». Катер, незаметно пройдя между двумя эсминцами, буквально подкрался на самой малой скорости к крейсеру «Олег», стоявшему на якоре, и выпустил торпеду едва ли не в упор, с дистанции 2,5–3 кабельтов (462–555 метров). В 4 часа 18 минут торпеда, попав в кочегарное отделение, взорвалась, и крейсер стал быстро тонуть. Даже при отходе катер, как выяснилось, никто не заметил, хотя было светло как днём, белые ночи же, – так «бдительно» несли вахтенную службу красные военморы. Зато после взрыва миноносцы открыли беспорядочный огонь в белый свет как в копеечку, сообщив потом, что... потопили «британскую подводную лодку»! Катер же Соединённого Королевства успешно вернулся в Териоки.
«Троянский» катер
Что вообще забыли британцы тогда на Балтике, если Великобритания не находилась в состоянии войны с Советской Россией?! – Так это де-юре не находилась, а де-факто – воевала с конца 1918-го, оказывая прямую военную помощь эстонцам и финнам против красных войск. В ноябре 1918 года, после поражения Германии и начала вывода немецких войск из Прибалтики, части Красной Армии начали наступление на Нарву с целью дальнейшего захвата всей Эстонии. 12 декабря 1918 года в Ревель (ныне Таллин) прибыла британская эскадра, которая с этого времени огнём корабельной артиллерии стала оказывать огневую поддержку эстонским частям. Красный Балтийский флот никакого действенного сопротивления британцам не оказал: там царили полный развал и разложение, воинская дисциплина полностью отсутствовала, службу «братишки» не несли, предпочитая активно митинговать и пьянствовать. Так что британский флот быстро установил в Финском заливе своё господство, хотя формально Балтийский флот на голову превосходил британские силы на Балтике.
Попутно шла и советско-финская война, моряки Соединённого Королевства оказывали военную помощь и финнам, развернув к лету 1919 года на финской территории свои секретные базы в Бьёркё (ныне город Приморск Ленинградской области) и Териоки (ныне Зеленогорск). Туда через Швецию скрытно перебросили торпедные катера, которые с середины июня 1919 года начали совершать свои походы к Кронштадту и Петрограду, добившись первого громкого успеха уже 17 июня. С 22 июня налёты на Кронштадт стали совершать британские и финские гидропланы, а красные лётчики, в свою очередь, совершали налёты на финскую территорию и бомбили в Финском заливе все суда без разбора, правда, безуспешно. Так потихоньку дело дошло и до пресловутой «кронштадтской побудки» 18 августа 1919 года, безмерно шокировавшей красных военморов. Если разобраться, у британцев не было совершенно никакой военной необходимости атаковать Кронштадт и топить корабли своего бывшего союзника: никакой военной угрозы бездействовавший и разложившийся флот ни для кого уже не представлял. Да и состояния войны, повторюсь, не было, так что действия британцев, по большому счёту, вполне можно расценить как чистой воды пиратство.
Но, как выяснилось много позже, самый большой урон советскому флоту нанёс… потопленный торпедный катер. Его вскоре подняли: это был 55-футовый катер, оснащённый двумя авиационными моторами, средняя скорость 40 узлов, но при выходе в атаку катер мог развить и более высокую скорость. Вооружение – две торпеды, корпус реданный (редан – «ступенька» на днище), позволяющий глиссировать. Осмотр новинки буквально привёл красных военморов в восторг: они захотели точно такой же, и уже 17 сентября 1919 года Реввоенсовет Балтийского флота обратился в Реввоенсовет республики с просьбой срочно наладить выпуск быстроходных катеров этого типа.
И вплоть до Второй мировой войны в Советском Союзе изо всех сил занимались проектированием и постройкой торпедных катеров – только глиссирующих, только реданных. Достоинство которых, как выяснилось на практике, – только скорость. А вот сильное вооружение на них поставить не сумели, и, главное, мореходность таких катеров оказалась ни к чёрту: уже при волнении в два балла на них не воевать или походы совершать надо было, а бороться за выживаемость».
«Странно, но в советском ВМФ это поняли лишь во время Великой Отечественной войны, когда «вдруг» оказалось, что наши катера едва способны действовать лишь близ своих баз, в то время как немецкие торпедные катера, например, безраздельно господствовали на всём Чёрном море. Такой вот побочный результат «кронштадтской побудки» и британского «подарочка», - пишет Владимир Воронов в августовском номере «Совершенно секретно». Владимир Воронов, «Совершенно секретно», № 8/279, август 2012 г.
|