В нынешнем году в Белоруссии должны пройти президентские выборы. Александр Лукашенко, так и не ставший, несмотря на все старания, президентом России или союзного государства, теперь рискует потерять и пост президента Белоруссии. Причем участники противостояния настроены весьма решительно. Оппозиция готовится любой ценой убрать Лукашенко "с трона", а тот, в свою очередь, преисполнен решимости (и не скрывает этого) на фоне выборов окончательно покончить со своими оппонентами.
По закону, выборы должны состояться осенью. Это значит, что наиболее жаркие предвыборные страсти развернутся весной и летом. Однако существует юридическая возможность (и вероятность) того, что Александр Лукашенко перенесет президентские выборы на весну, - чтобы не дать оппозиции успеть выдвинуть единого кандидата и раскрутить его. Судя по всему, обе стороны готовятся именно к такому варианту развития событий. Или просто терпение лопнуло. Чем-то другим сложно объяснить то, что предвыборное политическое побоище начало разгораться уже в первые дни января.
Начало. Рождественские страсти
"Боевые действия" начались уже 1 января. Объявили забастовку мелкие предприниматели, торгующие на вещевых рынках. Причем произошло это с подачи оппозиции, тесно контактирующей с руководством профсоюза мелких предпринимателей. Официальный повод протеста - недовольство высокими налогами, притеснениями со стороны администраций рынков и общей экономической политикой государства.
Это оказалось очень тонким ходом со стороны оппозиции. Дело в том, что большинство непродовольственных магазинов широкого профиля в Белоруссии фактически принадлежат государству со всеми вытекающими последствиями - высокой "накруткой" на цены (30%), убогим ассортиментом и отвратительным сервисом. Поэтому основной источник снабжения населения непродовольственными товарами - многочисленные вещевые рынки, на которых торгуют мелкие предприниматели-челноки. Там и цены ниже, и выбор больше. Поскольку предприниматели бастовали как раз с 1 по 6 января, многие православные жители Белоруссии не смогли приобрести своим близким недорогие подарки к Рождеству. А как раз на православную часть электората в первую очередь и опирается Александр Лукашенко, - католики из западных регионов никогда не были сторонниками "колхозника с Востока". Сейчас рынки работают в обычном режиме, но вызов уже брошен.
Отстрел независимых СМИ
Предвыборная информационная война в Белоруссии началась со своего рода "отстрела" независимых средств массовой информации. Вначале, уже 1 января, из эфира был убран единственный негосударственный телеканал, вещавший на Минск - "8-й канал". Канал, к слову, был абсолютно аполитичен и не выпускал в эфир ничего кроме развлекательных программ, художественных фильмов и всевозможных "магазинов на диване". Но он был негосударственным, и это предопределило его судьбу.
Собственно говоря, само предприятие "8-й канал" никто не закрывал - у канала просто без комментариев отобрали частоту и передали ее возникшему на ровном месте принадлежащему государству телеканалу СТВ ("Столичное телевидение"). Канал СТВ сам по себе настолько убог, что его сил хватает лишь на короткие информационные выпуски, в остальное время транслируется российское Ren-TV. Рекламные блоки Ren-TV стыдливо прикрываются зарисовками типа "Минск и минчане".
В ответ на вполне закономерные вопросы руководства предприятия "8-й канал" чиновники иезуитски отвечают: "Ну, мы же не закрываем вас. Пожалуйста, работайте". Как может работать лишенный частоты телеканал, никто не объясняет. Известно только, что "восьмая кнопка" перешла в распоряжение СТВ по личному распоряжению Александра Лукашенко. Кстати, "8 канал" смотрело порядка 15% минчан, а после 22.00 по смотрибельности он находился на первом месте".
Министерство связи, в собственности которого находятся, в частности, все радиопередатчики, ввело для частных FM-радиостанций повышающий коэффициент на свои услуги - 1,2. В Белоруссии, правда, всего три частных FM-станции, и в политическом влиянии они замечены до сих пор не были, но государство все-таки сочло необходимым произвести "предупредительный выстрел".
9 января была опечатана часть оборудования частной типографии "Мэджик", где печатается большинство (порядка двадцати) независимых минских общественно-политических изданий. Формальный повод состоит в том, что в распоряжение "Мэджика" перешла часть оборудования, ранее принадлежавшего белорусскому представительству Фонда Сороса (само представительство было закрыто белорусскими властями еще в 1997 году). Фонд Сороса якобы не заплатил налоги (какова степень цинизма - требовать налоги с благотворительного фонда!), а потому полиграфическое оборудование должно перейти в собственность государства.
На самом деле очевидно, что власти просто готовятся накануне выборов взять под контроль процесс издания независимой общественно-политической прессы. Газеты пока издаются на оставшейся части оборудования, но и это уже под угрозой.
Наверное, излишне говорить, что государственные типографии отказываются печатать тиражи независимых СМИ общественно-политической направленности. А немногочисленные частные типографии либо не имеют оборудования, необходимого для печати больших тиражей, либо, наученные горьким опытом "Мэджика" просто не рискуют связываться с негосударственной прессой.
PR-террористы не пройдут!
Подготовка к широкомасштабной информационной войне ведется сегодня "на всех фронтах", включая законодательный. Поистине знаменательным событием стало появление документа, разработанного в недрах Совета безопасности и озаглавленного "Проект закона Республики Беларусь "Об информационной безопасности".Этот законопроект в феврале нынешнего года должен быть передан президентом Лукашенко для рассмотрения в Палату представителей. Дальнейшую судьбу предсказать несложно - белорусский парламент "президентской" версии еще ни разу не пошел против воли главы государства.
Сам документ не просто интересен - он уникален. Вот только пара абзацев:
"Наиболее существенными угрозами социальной стабильности и духовной жизни общества являются:
- целенаправленное информационное давление на общество, осуществляемое в интересах определенных политических и иных деструктивных сил, использующее организованные или стихийно возникающие информационные потоки;
- навязывание западных ценностей как наиболее истинных, особенно через средства массовой информации (СМИ) с использованием деструктивных приемов журналистики (целевая дезориентация, сокрытие информации, нарушение и искажение языка как средства общения, апеллирование к инстинктам, навязывание вместо отечественного положительного героя суперличности западного образца и т.д.), приводящее к социальной ориентации людей в сторону отрицания национальных ценностей и к отчуждению общества от собственного исторического позитивного опыта."
Вот так вот. Кроме этого, в случае своего принятия, данный закон де-факто введет в практику цензуру негосударственных средств массовой информации. Дело в том, что даже открытая информация о деятельности государственных органов будет публиковаться только с согласия этих самых органов, а также с согласия тех или иных силовых структур. Одним словом, "в целях обеспечения информационной безопасности государства" можно будет без суда и следствия прикрыть практически любое белорусское СМИ. Или, по крайней мере, приостановить его деятельность на определенный срок. А насколько это важно в условиях президентской гонки, можно, думается, не говорить.
Более того, опираясь на закон об информационной безопасности, можно в любой момент прервать трансляцию неугодного белорусским властям российского телеканала (сегодня очень большой процент белорусской аудитории охвачен вещанием ОРТ, РТР, НТВ, меньший - ТВЦ, ТВ6). Действительно, что стоит приравнять показ того же "Терминатора" или "Никиты" к "навязыванию западных ценностей как наиболее истинных, особенно через средства массовой информации" или к "навязыванию вместо отечественного положительного героя суперличности западного образца". Особенно если президент прикажет. Да и из-за Карлсона при желании можно канал отключить - все-таки "мужчина в самом расцвете сил" шведского происхождения - явная провокация. Вот если бы он из Полесья родом был... Кстати, все то же самое относится и к польским телеканалам - некоторые из них также транслируются на территории Белоруссии, хотя и имеют меньшую, нежели российские, аудиторию.
Интересно, что своим опытом борьбы на информационном поле белорусские власти хотят поделиться со всем миром. Предлагается "принять на международном уровне определение понятий "сила" и "вооруженная атака" применительно к информационной войне для установления фактов осуществления таких атак и возможности ответа на них страны; обеспечить возможность объединения партнеров по международному договору против атак информационной войны, способствовать кооперации при расследовании и наказании лиц, ответственных за эти атаки, особенно террористов и других преступников".
Основной инстинкт Александра Лукашенко
Информационная война тем не менее разгорается, и оппозиции удалось взорвать самую мощную за последнее время "бомбу". 12 января в оппозиционной газете "Наша Свабода" было опубликовано занявшее почти восемь газетных полос врачебное заключение по результатам психиатрического освидетельствования Александра Лукашенко, подписанное врачом-психиатром Дмитрием Щигельским. Диагноз - "умеренно выраженная мозаичная психопатия с преобладанием черт параноидального и диссоциального расстройств личности". Автор освидетельствования признает, что оно производилось без согласия обследуемого, на основании публичных выступлений президента, интервью с ним, свидетельств лиц, близко и длительно с ним общавшихся, а также изучения патобиографии. Такой подход к освидетельствованию, кстати, не противоречит международным принципам и стандартам, а также требованиям Международной классификации болезней 10-го пересмотра.
Но, пожалуй, главной сенсацией стала опубликованная в рамках статьи информация о том, что Александру Лукашенко на протяжении его жизни уже как минимум дважды официально ставился аналогичный диагноз, причем происходило это в результате полноценного, очного, психиатрического освидетельствования. Первый раз это произошло в 1976 году, после окончания пединститута, когда выпускник Лукашенко "явившись на прием к первому секретарю обкома партии, упорно просил назначить его председателем колхоза, ссылаясь на свое сельское происхождение и знание особенностей ведения хозяйства". Тогда-то ему впервые и поставили диагноз "мозаичная психопатия". Второй прецедент был создан тогда, когда Александра Лукашенко комиссовали из армии по статье 76 с тем же диагнозом в 1982 году с должности замполита в/ч 04104.
В материале приводится большое число малоизвестных фактов из биографии Лукашенко; подробности его семейной жизни, включая перенесенные в детстве психологические травмы, интимные особенности и т.п. Картина, скажем честно, вырисовывается устрашающая. Стоит почитать, чтобы стало понятно, какой человек руководит Белоруссией, и на протяжении долгого времени рвался к власти в России.
Само собой, репрессии последовали незамедлительно. Сам Дмитрий Щигельский успел уехать в США перед самым опубликованием своего врачебного заключения. Он не исключает, что ему придется просить политическое убежище. Так что вся энергия белорусских спецслужб обрушилась на "Нашу Свабоду". Сейчас веб-сайт газеты закрыт, экземпляры газеты в библиотеках отсутствуют или недоступны читателям. Против издателя возбуждено уголовное дело. Но остановить распространение информации невозможно. Ксерокопии газеты передаются из рук в руки, за считанные дни зачитываются до дыр. Лукашенко, по очень неофициальным сведениям, находится в состоянии шока. Довольная оппозиция потирает руки.
Станет ли президентом Белоруссии коллега Путина?
И напоследок - еще один интересный момент. Вопрос, который постоянно задают себе все участники белорусской президентской гонки, - кого же поддержит Москва. С одной стороны, очевидно, что Александру Лукашенко на серьезную поддержку рассчитывать не приходится - слишком уж подчеркнуто прохладно держится во время встреч с ним Владимир Путин. С другой стороны, Кремль будет сильно рисковать, поддержав, скажем, Семена Домаша или Михаила Чигиря. Эти лидеры независимы от России, и их политику в случае избрания на президентский пост предсказать трудно.
Одним словом, Москве нужен "свой человек" в Минске, но не настолько одиозный и амбициозный как Лукашенко; более прагматичный и трезво мыслящий. И, если верить последним "утечкам информации", Владимир Путин готов поддержать своего тезку и коллегу Владимира Мацкевича. Напомним, что последний до недавнего времени возглавлял республиканское КГБ, и был убран с этого поста Александром Лукашенко в конце минувшего года в результате скандала, разгоревшегося вокруг исчезновения оператора ОРТ Дмитрия Завадского (подробности - в статье "Большие разборки в окружении Лукашенко"). Стоит отметить, что КГБ всегда считалось наименее преданной Лукашенко силовой структурой - кадровым офицерам госбезопасности не очень-то нравилось вместо своих прямых обязанностей заниматься какой-то грязной возней только лишь потому, что президент - откровенный параноик.
Собственно говоря, Мацкевич никогда не считался (и пока не считается) публичным политиком. Но они с Путиным хорошо знакомы - все-таки в одно и то же время возглавляли аналогичные ведомства; часто и помногу контактировали. Неудивительно будет, если Путин предпочтет поддержать своего коллегу, и даже сам предложит ему баллотироваться в президенты. И если уж кто и имеет самую толстую папку компромата на нынешнего белорусского президента, так это, несомненно, Мацкевич. Да и все среднее офицерское звено белорусского КГБ, без сомнения, поддержит своего недавнего начальника (высшее руководство уже заменено президентом). А в Белоруссии такая поддержка многого стоит. Остается "мелочь" - сколотить команду и раскрутиться - Мацкевич, все-таки, фигура, до сих пор стабильно державшаяся в тени. Мацкевич может выступить и в качестве компромиссной фигуры для местной номенклатуры, а также сыграть роль гаранта для силовых структур.
К слову, по циркулирующим в Минске слухам, до последнего времени Мацкевич находился под своего рода домашним арестом. Насколько эта информация соответствуют действительности, сказать трудно.
Быть может, правда, "утечка" информации о том, что Кремль готов выдвинуть и поддержать Владимира Мацкевича - просто предупреждение, вынесенное Москвой Лукашенко. Играй, мол, по правилам, не то вмешаемся... Впрочем, события ближайших месяцев в любом случае дадут ответ на этот вопрос.
|