На Красной Пресне расположена одна из самых крупных и самых спорных строек Москвы - московский международный деловой центр "Москва-Сити". Сейчас стройплощадка размером в 60 га имеет статус территориальной единицы с особым статусом (ТЕОС), где действует льготный налоговый режим для инвесторов. Именно вокруг этой территории сегодня развернулась битва между мэрией и главой Пресненской районной управы Александром Красновым.
- Мы подали несколько судебных исков, - рассказал Краснов "Известиям", - цель которых - ликвидация ТЕОСа как класса. Есть несколько причин, почему это необходимо сделать. Первая - юридическая. В соответствии с федеральным законодательством такая система, как ТЕОС, существовать не может. Всякая территория должна быть подведомственна органу местного самоуправления. Вторая причина - экономическая. Проект Сити превратился в частный бизнес московского правительства и членов их семей. Сейчас ТЕОС помимо прочего действует как некая оффшорная зона: и налоговая, и таможенная (там существуют небольшие терминальчики, которые фактически тащат из бюджета деньги). Нас это не устраивает. Непонятно почему эти проекты не должны приносить прибыль и почему они не платят налоги на жизнедеятельность московского социума, в том числе района. Мы хотим собирать нормальные налоги, чтобы использовать их в районном бюджете. А мы умеем это делать...
Надо сказать, что с налогами в хозяйстве Краснова дела обстоят на редкость хорошо. На Пресне собирают в восемь раз больше налогов с мелкой торговли, чем во всем Центральном округе. Вместо двух с половиной тысяч долларов (сразу) и трехсот (ежемесячно) "по-черному", с торговцев берут всего по сто долларов за регистрацию, причем "по-белому", в кассу управы. Незарегистрированные палатки просто вывозят. В результате вместо 30 тысяч рублей в год там собирают почти 50 миллионов в месяц.
"Это истинная либеральная политика по снижению бюрократических барьеров, которую мы собираемся распространить и на ТЕОС", - утверждает Краснов. Кроме того, он считает, что может сделать Сити привлекательным для инвесторов:
- Я уверен, после того, как мы возьмем территорию Сити под контроль и скорректируем проект, через два года триста миллионов долларов войдут туда по подписанным контрактам. Пока эта территория подчинена столичному правительству и конкретно Иосифу Орджоникидзе, с ними никто не будет связываться. Туда не входит частный бизнес. У меня в районе ломятся на каждую свободную точку - давай-давай нам тридцать соточек, чтобы мы тут здание воткнули, и проекты обычно минимум по 10 миллионов долларов, а то и по сто миллионов. Крупнейшие строительные фирмы и банки целые кварталы готовы брать... А там - тишина полная. Почему? Потому что инвесторы чувствуют железную хватку московских чиновников. Если создать нормальный климат, ситуацию можно в корне поменять.
Под свои либеральные декларации Пресня подвела надежную юридическую и экономическую базу. Мало того, она приняла устав, по которому мэр не имеет права снять Краснова с должности в ближайшие четыре года. Район вот-вот обретет независимость от московского бюджета: по решению суда, вступившему в силу в декабре прошлого года, управа получила право самостоятельно собирать часть федеральных налогов (акцизы, доходы от игорного бизнеса и банковского сектора).
На вопрос, не подорвут ли его инициативы единство городского хозяйства Москвы (ведь все, что он делает, напоминает либеральную революцию в отдельно взятом районе), Краснов отвечает так:
- Это не либеральная, а буржуазная революция, мы живем в феодальном обществе. А феодалы не отдают добровольно свои права и власть. Революция подразумевает определенную ломку. Что ж - были две попытки, один раз при Керенском, другой - при Горбачеве. Будет третья.
- На вас оказывается давление?
- Каждый день приходят комиссии из префектуры, мэрии, пытаются найти недостатки в нашей работе. Это их работа, мы грамотно отбиваемся. Но со вчерашнего дня я был вынужден нанять охрану.
- Сколько районов готовы последовать вашему примеру?
- По нашим оценкам, примерно 50 из ста двадцати. Остальные сильно боятся нажима со стороны мэрии и префектур.
- За вами стоит администрация президента?
- Стоит. Волошин - не мой личный друг, и мы с ним не перезваниваемся и не "злоумышляем" против Лужкова. Но те импульсы, которые исходят от федералов, полностью совпадают с нашими интересами. Федералам объективно нужно восстановление правового поля в Москве.
|