«Тверской райсуд отказался отстранить от должности на время расследования заместителя председателя Внешэкономбанка Анатолия Балло, обвиняемого в мошенничестве, - пишет «Коммерсант».
Старший следователь следственного департамента МВД Дмитрий Полищук, который с апреля ведет это громкое расследование, выступая на заседании, наставал на отстранении господина Балло, так как, используя свое служебное положение, тот может оказать давление на свидетелей и скрыть доказательства по делу. Защита банкира на это возразила, считая, что никаких оснований для подобного шага нет, а доказательств обратного следствием не представлено.
Но если позиция адвокатов была прогнозируемой, то заявление представителей Генпрокуратуры оказалось явно неожиданным для следствия. В своем выступлении представители надзорного ведомства посчитали ходатайство незаконным, необоснованным и преждевременным.
Как неоднократно сообщал "Ъ", господин Балло подозревается в хищении $14 млн — части кредита, выданного ВЭБ компании "Евразийский". Фигурантами дела также являются бывший заместитель министра энергетики Станислав Светлицкий и член правления ОАО "Евразийский" Александр Лагутин».
Как рассказывало Агентство федеральных расследований FLB в публикации «Балло придали неоднократный статус», «Следственный департамент МВД РФ принял в производство уголовное дело в отношении первого зампредседателя "Внешэкономбанка" Анатолия Балло (ранее расследование вело ГСУ ГУ МВД РФ по Москве). "На повышение" дело пошло после того, как министерство провело проверку собранных материалов.
Как сообщили адвокаты обвиняемых, 3 апреля следователь ГСУ ГУ МВД РФ по Москве Павел Крылов известил их, что больше не ведет данное дело. Его приняла в свое производство вышестоящая инстанция – Следственный департамент (СД) МВД РФ. Расследование поручено следователю Дмитрию Полищуку, который уже начал изучать собранные материалы и формировать оперативно-следственную группу. Уже известно, что в нее войдут сотрудники Управления "К" ФСБ РФ, которые с декабря 2011 года осуществляют оперативное сопровождение по данному делу. "Вопрос о том, будут ли в состав группы включены следователи ГСУ ГУ МВД по Москве, пока не решен", — отметил источник в правоохранительных органах.
По данным «Росбалта», «18 марта СД МВД РФ взял на проверку часть материалов данного дела, получившего большой резонанс. Изучив полученные документы, в министерстве решили, что в дальнейшем расследование должен вести СД. В результате и все дело отправилось в это ведомство. "После того, как обвинение было предъявлено Анатолию Балло, а в материалах дела появились данные о том, что, возможно, речь идет не об одном случае хищения денежных средств, было принято решение передать расследование в вышестоящую инстанцию", — отметил собеседник в правоохранительных органах».
Ранее СМИ сообщали о том, что адвокаты банкира обжаловали поставновление о возбуждении уголовного дела. В действиях их подзащитного нет состава преступления уверены юристы.
Агентство федеральных расследований FLB в публикации «Кредиту предъявили конституционные права» сообщало: «постановление о возбуждении уголовного дела в отношении зампреда госкорпорации ВЭБ Анатолия Балло обжаловано в Тверском суде Москвы. Защита финансиста, обвиняемого в соучастии в хищении $14 млн у фонда «Евразийский», уверена, что состава и события преступления в его действиях нет.
Юристы, представляющие интересы заместителя председателя госкорпорации ВЭБ Анатолия Балло, обжаловали постановление о возбуждении уголовного дела в отношении их подзащитного, рассказал источник, осведомленный о ситуации.
Жалоба была направлена в Тверской суд Москвы вечером в среду. В соответствии со статьей 125 Уголовно-процессуального кодекса суд должен проверить законность решений дознавателя и следователя не позднее чем через 5 суток со дня поступления жалобы в рамках судебного заседания.
Заседание состоится на этой неделе. В пятницу в суде не прокомментировали ситуацию.
125-я статья предусматривает, что действия следователей могут быть обжалованы, если они способны причинить ущерб «конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства, либо затруднить доступ граждан к правосудию».
К ним, в частности, относятся права на неприкосновенность и свободу передвижения (в случае необоснованного и незаконного правоограничения в уголовном судопроизводстве).
Дело в отношении Балло и двух руководителей ОАО «Евразийский» – Александра Лагутина и Станислава Светлицкого – расследует Главное следственное управление ГУ МВД России по Москве. Основанием для возбуждения дела стала часть 4 статьи 159 Уголовного кодекса. Это мошенничество, совершенное организованной группой или в особо крупном размере.
В ГСУ сообщили, что не обладают информацией о жалобе адвокатов Балло.
Инвестфонд «Евразийский», 19,99% которого принадлежит ВЭБу, специализируется на финансировании проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Балло, Светлицкого и Лагутина обвиняют в хищении денег «Евразийского». ВЭБ в 2008 году выдал фонду кредит в размере $75 млн на покупку компании «Югводоканал», которая развивает системы водоснабжения в Сочи и на тот момент была связана с акционерами «Евразийского».
В заявке на привлечение кредита связь компании с совладельцами «Евразийского» указана не была, подчеркивали в правоохранительных органах.
По их данным, в сентябре 2008 года договор о приобретении «Югводоканала», несмотря на фактическое исполнение, был расторгнут. Позднее был заключен новый договор с другой компанией о покупке этого же актива. Из $75 млн, выданных ВЭБом, $61 млн вернулся в «Евразийский», а $14 млн остались на счетах офшоров, связанных с фигурантами дела, утверждает следствие.
Но в жалобе, поданной адвокатами Балло, указывается на отсутствие состава и события преступления по части 4 статьи 159 Уголовного кодекса, говорит юрист, знакомый с ее содержанием.
Сам Балло ранее был отпущен под залог в 5 млн рублей и назвал уголовное преследование в отношении себя недоразумением. Источник в ВЭБе уточнил, что топ-менеджер ходит на работу ежедневно и выполняет свои служебные обязанности в полном объеме. Светлицкий и Лагутин находятся под подпиской о невыезде.
Балло курирует крупнейшие государственные инвестпрограммы почти на триллион рублей. Стоимость 74 проектов ВЭБа по всем федеральным округам составляет 657,2 млрд рублей, следует из презентации госкорпорации. В стратегии до 2015 года указано, что совокупный объем поддержки ВЭБом национальной экономики составит около 1,9 трлн рублей — 2,4 % ВВП. А объем кредитования инвестиционных проектов к 2016 году достигнет 822 млрд рублей. ВЭБ участвует в крупнейших инфраструктурных и социальных программах — подготовке к саммиту АТЭС, олимпийском строительстве, развитии курортов Северного Кавказа».
Во вторник на этой неделе проверку материалов по делу Балло, возбужденному Главным следственным управлением по Москве, начал Следственный департамент МВД России. И передачу расследования в ГСУ МВД РФ можно считать ответом правоохранителей адвокатам.
Как сообщало 12 марта 2012 года Агентство федеральных расследований FLB, «сегодня заместителю председателя Внешэкономбанка Анатолию Балло предъявлено обвинение. Уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере) было возбуждено Главным следственным управлением ГУ МВД России по г. Москве 1 марта этого года.
«Главное следственное управление (ГСУ) ГУ МВД РФ по Москве начало предъявлять обвинения по делу о хищении $14 млн из кредита, выделенного Внешэкономбанком ОАО "Евразийский". Члену правления "Евразийского" Александру Лагутину инкриминировали мошенничество. Еще один фигурант дела председатель совета директоров "Евразийского" Станислав Светлицкий оказался в недоступной для следователей реанимации. В ближайшее время у следователей запланирована встреча с зампредом Внешэкономбанка Анатолием Балло.
1 марта Балло, Лагутин и Светлицкий были задержаны сотрудниками ФСБ, которые доставили их на допрос в ГСУ. Затем следствие обратилось в Тверской райсуд с ходатайствами об их аресте. Однако суд решил освободить Лагутина и Светлицкого под подписки, а Анатолия Балло — под залог 5 млн руб. Соответствующая сумма была внесена на расчетный счет управления судебного департамента 6 марта, и банкир по решению суда покинул ИВС».
Как считают следователи, Балло и два его соучастника — генеральный директор «Нижноватомэнергосбыта», член правления «Евразийского» Александр Лагутин, а также бывший заместитель министра энергетики, председатель совета директоров «Евразийского» Станислав Светлицкий в 2008 году похитили около $14 млн. Эта сумма являлась частью $75-миллионного кредита, приставленного ВЭБом ростовскому предприятию «Югводоканал».
Защитники обвиняемых утверждают, что речь идет о корпоративном конфликте с бывшим генеральным директором «Евразийского» Сергеем Яшечкиным, который в настоящее время является свидетелем обвинения.
На этой неделе следователи выяснили, что злоумышленники перевели миллионы на счета двух офшорных компаний в швейцарском отделении банка Credit Agricole. Прокуратура Швейцарии арестовала эти счета еще в 2009 году по делу местных адвокатов Урса Мастерхаймса и Энрико Мафейса, занимавшихся «отмывкой» криминальных денег наркомафии.
Как сообщало до этого Агентство федеральных расследований FLB, «украденные деньги сейчас заморожены на счетах в Швейцарии по другому скандальному расследованию – об "отмывании" средств, вырученных от поставок крупных партий наркотиков. Офшорами, подконтрольными "Евразийскому" и принадлежавшими драгдиллерам, управляли одни и те же швейцарские адвокаты.
В 2009 году по факту "отмывания" наркодолларов Генпрокуратура Швейцарии начала официальное расследование, адвокатов Мастерхаймса и Мафейса арестовали (позже их отпустили под крупные залоги). Также в Швейцарии были арестованы средства на счетах всех офшоров, связанных с адвокатами. "Речь идет о гигантских суммах, — отметил источник агентства в правоохранительных органах. — Только у различных российских клиентов Мастерхаймса и Мафейса были заморожены $150 млн. В том числе были арестованы и $14 млн, выведенные в 2008 году из ВЭБ. Так что за судьбу этих денег можно не беспокоиться".
Расследования ГСУ ГУ МВД по Москве и Генпрокуратуры Швейцарии, никак не связаны друг с другом.
Источник, близкий к ВЭБ, считает, что все происходящие события являются попыткой определенных сил нанести удар по председателю правления банка Владимиру Дмитриеву. "Когда Светлицкий переходил из "Евразийского" на госслужбу, он передал управление офшорами, связанными с "Евразийским", другому учредителю инвестфонда — Сергею Яшечкину, — рассказал собеседник агентства. – Потом из-за этих денег, между Светлицким и Яшечкиным возник конфликт. Последний написал заявление в ГСУ при ГУ МВД по Москве, там в августе 2011 года возбудили дело.
Фактически все расследование заключалось в разбирательстве отношений между учредителями "Евразийского", в пользу одного из них. Балло и других сотрудников ВЭБ допрашивали в качестве свидетелей, однако ни о каких претензиях к ним или самому банку речь даже близко не шла. А потом, скажем так, произошли определенные события, связанные с руководством ВЭБ, но не связанные с уголовным делом, однако они кардинально поменяли ход расследования".
По словам источника, близкого к ВЭБ, в декабре 2011 года следователь неожиданно прислал Дмитриеву запрос о том, что у него возникли подозрения, будто речь может идти о неоднократных случаях хищения средств, выделенных банком "Евразийскому" в качестве кредитов. Владимир Дмитриев написал ответ начальнику ГСУ ГУ МВД РФ по Москве Ивану Глухову, в котором указал, что дело касается исключительно конфликта Светлицкого и Яшечкина и не должно "нанести ущерб государственным интересам в лице Внешэкономбанка".
"Была информация, что затевается что-то нехорошее в отношении руководства ВЭБ, — отметил собеседник "Росбалта". — И действительно, уже в декабре 2011 года оперативное сопровождение по делу стало осуществлять Управление "К" ФСБ РФ, тогда как раньше его осуществляли сотрудники МВД РФ. В ВЭБ начались выемки документов, а потом задержали Балло. Все эти события, а также те, о которых я не могу говорить, указывают на то, что происходящие является попыткой оказать давление на Владимира Дмитриева". Впрочем, кто и с какой целью "давит на Дмитриева", собеседник агентства объяснять не стал.
Напомним, события, которые привлекли внимание следователей, касаются весны-осени 2008 года. Тогда в "Евразийском" происходила очередная реорганизация, на время которой Лагутин был назначен гендиректором инвестфонда. По версии следствия, в апреле 2008 года "Евразийский" попросил ВЭБ выделить кредит в размере $75 млн на покупку "Югводоконала", обеспечивающего водой 80% Большого Сочи. Одновременно "Евразийский" через подконтрольную Светлицкому офшорную фирму "Лоана инвестментс Лимитед" (Кипр) приобрел "Югводоканал" у другой офшорной структуры всего за $61 млн. Вскоре Анатолий Балло в качестве представителя ВЭБ одобрил выделение "Евразийскому" $75 млн на сделку по "Югводоналу", который уже и так находился под контролем инвестфонда.
Чтобы прикрыть аферу, "Евразийский" формально расторг договор купли-продажи с фирмой "Лоана", вернувшей инвестфонду $61 млн (на самом деле, как считает следствие, "Югводоканал" остался под контролем "Евразийского"). Взамен был заключен новый договор купли-продажи с офшорной фирмой "Амодо Акциен Гинзельшафт" (Лихтенштейн), которой и поступили $ 75 млн, выделенные ВЭБ. Как считают в ГСУ, реальная цена сделки составила $61 млн, а остальные $14 млн были похищены».
|