Оппозиционерам помогают олигархи, не имеющие бизнеса в России
«Лидер движения «Русь сидящая» Ольга Романова возглавила фонд поддержки честных полицейских. Он открыто формируется на средства мецената Виктора Бондаренко, тогда как информация о кобрендовой пластиковой карте Алексея Навального и одного из банков остается неподтвержденной. Пока оппозиционерам решаются помогать в основном состоятельные люди, не имеющие бизнеса в России.
Г-жа Романова возглавила «Фонд поддержки работников спецслужб, уволенных за невыполнение противозаконных приказов» — идея его создания возникла во время протестов начала мая, когда в блогосферу попали сведения о том, что некоторые омоновцы отказывались тащить в автозаки гуляющих москвичей. Блогеры резонно предполагали, что за такое омоновцев могут увольнять.
Финансировать этот явно оппозиционный проект вызвался Виктор Бондаренко. В 70-х годах он получил срок «за фарцовку», эмигрировал в США и там занялся бизнесом. С 1988 года он участвовал в крупных советско- (а затем и российско-) американских проектах, возвратился в Россию. С начала нулевых в большей степени уделял время искусству, а не бизнесу, и является сейчас известным меценатом. В своей колонке в «Новой газете» Ольга Романова назвала Бондаренко «еще одним сумасшедшим олигархом», которому, правда, она «партнер, товарищ и сестра».
Информация о кобрендовой пластиковой карте Алексея Навального и пока не названного банка — держатели карт автоматически будут отчислять на проекты г-на Навального 1% от своих транзакций — явно попала в СМИ преждевременно. Фингруппа «Лайф» опровергла информацию о своей причастности к инициативе, Анна Ведута, пресс-секретарь г-на Навального, заявила РБК daily, что не может ни подтвердить, ни опровергнуть эту информацию.
Оппозиционный депутат Госдумы Дмитрий Гудков считает такую схему поддержки жизнеспособной: он рассказал, что будет предлагать ее для финансирования проекта общественного телевидения, в котором участвует. «Найдем банк, к которому невозможно прикопаться», — надеется депутат.
В конце прошлой недели полиция якобы за нарушение правил хранения изъяла оружие ЧОП «АБ «Пантан», аффилированного с семьей Гудковых. ( Агентство федеральных расследований FLB рассказывало о ситуации в публикации «Гудков использует оппозицию в личных целях»). Комментируя этот удар по бизнесу, Дмитрий Гудков говорит, что «если события будут развиваться так же», то будет предана огласке новая информация по ситуации, если же «была частная инициатива отдельных сотрудников», от этого «пока воздержатся».
В числе вероятных причин финансовых проблем бизнесмена Александра Лебедева неоднократно называлось финансирование им оппозиционной «Новой газеты». (О нарастающих финансовых проблемах олигарха Лебедева Агентство федеральных расследований FLB накануне рассказало в публикации «НРБ оспорил свое «бедственное» положение»).
Один из лидеров «Демократического выбора» Сергей Жаворонков рассказал РБК daily, что богатых людей, открыто готовых давать деньги российской оппозиции, обычно объединяет отсутствие собственного серьезного бизнеса в России — например, у Альфреда Коха и Павла Ивлева. Г-н Жаворонков подчеркивает, что Дмитрий Зимин (его сын Борис открыто финансово поддерживает Алексея Навального) сейчас фактически является рантье.
По слова г-на Жаворонкова, некоторые бизнесмены дают оппозиционерам деньги анонимно. Вычислить их спецслужбам не просто, считает активист: оппозиционные политики контактируют с огромным количеством людей, и кто передал им деньги, а кто нет, зачастую понять нельзя.
Г-н Жаворонков надеется на приток денег в зарегистрированные оппозиционные партии: для бизнеса они не будут ничем отличаться от КПРФ или «Справедливой России», в предвыборные списки которых коммерсанты стараются попадать. Также, по оценке г-на Жаворонкова, количество бизнесменов, готовых анонимно помогать оппозиции, увеличилось с декабря 2011 года примерно на 30%». Александр Литой, РБК daily
|