Михаил Лесин, министр печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (МПТР) оказался одним из наиболее активных участников мероприятий силовых структур в отношении "Медиа-МОСТа". Речь идет не только и не столько о пропагандистском обеспечении наезда, когда Лесин всех пытался убедить, что маски-шоу в "Медиа-МОСТе" не имеют никакого отношения к средствам массовой информации. По некоторым сведениям, Лесин был одним из непосредственных разработчиков пространного плана мероприятий по наступлению на нелюбимый властью медийный холдинг.
На первый взгляд может показаться, что Лесин взял на себя функции отдела пропаганды ЦК КПСС и борется с инакомыслием на информационном поле современными средствами. Однако это слишком поверхностный взгляд. Многие из тех, кто знает министра лично, утверждают, что у него напрочь отсутствует какая-либо идеология и он вряд ли способен действовать по идейным соображениям, по крайней мере с тем энтузиазмом, который проявляет нынче. Выполнять же чьи-то идеологические установки с тем рвением, которое проявляет Лесин в отношении "МОСТа" и некоторых других СМИ (например, ТВЦ), такой успешный в недавнем прошлом бизнесмен и состоятельный человек тоже вряд ли будет.
Есть некие иные, настоящие стимулы административной активности министра печати. Главный из них - забота о процветании и прибылях одной из крупнейших в России рекламных компаний "Видео Интернэшнл" (ВИ). Он - один из ее основателей и совладельцев, с переходом на госслужбу формально, вероятно, вышел из состава акционеров, но понятно, что хозяева далеко от своего бизнеса не уходят. Вспомните вице-премьера Владимира Потанина, якобы ушедшего в 1996 году из ОНЭКСИМ-банка ради госслужбы. Большую часть своих служебных полномочий банкир-вице-премьер потратил тогда на закачивание средств в свою корпорацию. И вернулся Потанин с госслужбы, естественно, туда же, откуда ушел, и в том же качестве.
Лесин - второй яркий случай российского бизнес-члена правительства. И нет оснований сомневаться в том, что он думает о своей компании. Известно, что он практически каждый вечер проводит в "ВИ" (встречается с бывшими партнерами? обсуждает деловые планы? говорит о жизни? закрывает кассу?).
С этой точки зрения энтузиазм Лесина понятен и легко объясним. Два крупнейших конкурента на рынке публикаторов рекламы - ОРТ и НТВ - обслуживаются конкурентными рекламными агентами. Лесинское "ВИ" работает на ОРТ, РТР и ТВ-6. "ВИ" также обслуживает и Издательский дом "Коммерсантъ". Если руками государства замочить НТВ с его собственным рекламным агентством "Смарт-Медиа", если прикрыть ТВЦ и создать проблемы для Издательского дома "Семь дней", то "ВИ" остается не просто крупнейшей, а рекламной монополией, обслуживающей все основные национальные СМИ. За такой кусок, а речь идет о сотнях миллионов долларов, можно и пуп надорвать на работе.
Можно сказать, что министру Лесину крупно повезло. Используя раздражение Кремля в отношении своих бизнес-конкурентов (НТВ и других), он может заставить работать на увеличение доходов "Видео Интернэшнл" весь государственный аппарат - от администрации президента до силовых структур и правоохранительных органов. Что, собственно, министр-бизнесмен и делает. Так что в известном смысле люди в масках и с автоматами, атаковавшие "Медиа-МОСТ" на прошлой неделе, могут рассматриваться как рекламные агенты от Михаила Лесина. В конечном итоге они вместе с прокуратурой работают на бизнес министра печати, расчищая поле для созданной им рекламной корпорации.
|