Тюменская нефтяная компания очень хочет, чтобы ее купили. Ее акционеры объявили о начале переговоров с англо-американской компанией BP Amoco и французской TotalFinaElf о продаже крупного пакета акций. Ее контрольный пакет оценивается в 3 млрд долларов. Если сделка состоится, то третья по величине российская нефтяная компания окажется в руках иностранцев.
История жизни
Сразу после приватизации ТНК ее новые хозяева - Михаил Фридман и Петр Авен - начали готовить ее к продаже. Начиная с 1999 года ТНК вела очень агрессивную политику по скупке активов. Все, что плохо лежало, подбиралось ТНК. Компания не гнушалась совершать и весьма сомнительные сделки. Приобретя имущество обанкротившихся "дочек" СИДАНКО, компаний "Кондпетролеум" и "Черногорнефть", "танкисты" впоследствии были вынуждены вернуть "черногорку" в состав СИДАНКО. Но Фридман не стал мелочиться, и в середине прошлого года компания объявила о покупке СИДАНКО, выкупив долю в компании другого олигарха - Владимира Потанина. Эта сделка позволила ТНК стать третьей компанией по объемам добычи.
Где деньги?
Понятно, что все приобретения требовали от акционеров больших затрат. Только в 2000 году акционеры ТНК получили кредит в размере более одного миллиарда долларов и купили 85% нефтяной компании ОНАКО. Одновременно руководство ТНК неустанно говорило о том, что стратегическая цель компании - покупка другой нефтяной компании - "Славнефть". ТНК настолько увлеклась этой идеей, что сумела скупить акции всех "дочек" этой российско-белорусской компании.
Та скорость, с которой ТНК превратилась из небольшой компании в гиганта российского ТЭКа, заставляет задуматься над вопросом, на чьи деньги приобретались активы и зачем все это компании было нужно.
Единственный наиболее полный ответ - набивание цены, или, говоря биржевым языком, вложение в активы средств для повышения капитализации. Ведь собранные воедино активы всегда стоят дороже, чем в отдельности.
2,5 миллиарда долгов
О поиске стратегического инвестора Михаил Фридман заявил еще осенью. Необходимость расплачиваться по долгам (ТНК должна кредиторам более 2,5 млрд долларов) поджимала. Как сообщил "ГАЗЕТЕ" пресс-секретарь ТНК Дмитрий Иванов, акционеры компании сейчас ведут переговоры с BP и с TotalFinaElf о продаже кому-то из них крупного пакета акций. Скорей всего, покупателем станет ВР. Наличие в претендентах французской компании объясняется необходимостью набить цену.
Ведь объективно компания пока не готова к продаже - ее дочерние предприятия еще не переведены на единую акцию, что, безусловно, скажется на цене.
Впрочем, в данной сделке есть свои выгоды. По словам аналитика банка "Зенит" Сергея Суверова, нынешние владельцы ТНК с помощью компании сделали все, что хотели. Они получили прибыль, но исчерпали возможности быстрого, интенсивного роста.
За те несколько лет, которые прошли с момента приватизации ТНК (в 1999 году), компания смогла усилить свои позиции на внутреннем рынке и выстроить хорошие отношения с инвесторами. То, что у ТНК сейчас заложено более половины экспортируемой нефти, говорит о том, что ее менеджменту удалось провести очень хорошую работу по созданию кредитного имиджа компании.
Что на роду написано
«Альфа-групп» - это спекулятивный инвестор, для которого ТНК в нынешнем виде уже потеряла свою привлекательность. Рентабельность добычи сократилась на фоне плохой рыночной конъюнктуры и истощенности самотлорского месторождения. «Кроме того, - отмечает Суверов, - сейчас наблюдается циклический спад в российской экономике, и пока непонятно, насколько он может быть глубоким. Безусловно, он неизбежно скажется на развитии и нефтяной промышленности».
Таким образом, продав ТНК, акционеры проведут выгодную сделку и смогут направить вырученные средства в другие отрасли, имеющие больше возможностей для развития. В частности, такой отраслью может быть сфера телекоммуникаций. Она ориентирована на внутренний рынок, а многие факторы сейчас говорят о том, что локальный спад производства в России может быть компенсирован ростом потребления внутри страны. И именно внутреннее потребление становится стимулом для роста.
Для BP эта сделка тоже представляется выгодной - есть возможность купить компанию за меньшие деньги, чем если бы эта сделка проводилась в другое время, когда конъюнктура рынков нефти была бы сильнее, чем сейчас. Кроме того, став совладельцем ТНК, BP сможет более прочно закрепиться на российском рынке капитала - ведь поддержку ей всегда окажет «Альфа-групп», которая считается сильнейшим лоббистом крупного капитала в России.
|