Иностранные предприниматели любят при случае посетовать какая чудовищная в России коррупция, как сложно здесь вести бизнес. Любят вспоминать об этом настолько, что это уже стало общепринятым местом. Фигура М.Ходорковского стала среди западных бизнесменов символом невинной жертвы алчных российских политиков.
Все это говорится вслух, на публику. Но, зачастую, сами иностранные «инвесторы» стремятся, как можно плотнее, обосноваться в России, а ради перспективных бизнес-проектов готовы использовать любые методы.
Строительство – один из самых привлекательных видов бизнеса. Особенно, когда речь идет о бизнес-объектах. И особенно, когда застройка происходит в центре такого города как Москва.
Стоит ли удивляться, что когда концерн «Интерстрой Девелопмент» решил построить 25 этажный деловой центр площадью около 50 000 кв.м. на пересечении проспекта Сахарова и Садово-Спасской, и получил от правительства участок в долгосрочную аренду, этот объект привлек пристальное внимание иностранных инвесторов.
Тогда, в 1994 году для строительства объекта было создано ЗАО «Садово-Спасское», а заказчиком и генеральным подрядчиком являлась российская компания ЗАО Концерн «Интерстрой Девелопмент» - акционер ЗАО «Садово-Спасское».
Для организации финансирования привлекли инвестора с передачей ему 51% акций созданного общества. Таким инвестором стала оффшорная компания «Рокфин Холдингс Лимитед», принадлежащая израильским бизнесменам Ю.Офферу и У.Дори., которые, впрочем, финансирования не обеспечили, но зато смогли выгодно продать проект.
В мае 2001 года в штате Нью-Йорк США специально для приобретения компании «Рокфин» учреждено ограниченное партнерство «House of Russia Real Estate Limited Partnership», финансирование которого осуществляла американская структура «Менатепа» - «Menatep trust Сo LTD», перечислившая в 2001-2002 годах для этих целей более 18,5 млн. долларов США. Представлять интересы в России поручалось компании под управлением гр. Франции Фредерика Бассе, имевшей в партнерстве долю менее чем 5 %.
Воспользовавшись ситуацией по «делу Ходорковского», который по известным причинам ослабил контроль, новые хозяева «Рокфина» под руководством Ф.Бассе предприняли попытки подмять под себя проект Менатепа и начали старательно выдавливать российских партнеров из бизнеса. Делалось это «без шума и пыли».
В 2003 году председателем Совета директоров «Садово-Спасского» стал некий Геннадий Василенко. Имя бывшего офицера КГБ едва ли что-то говорило бы широкой публике, если бы в 2010 году его не обменяли на наших резидентов в США в рамках «дела Чапмен». Еще в конце 80-х его подозревали в шпионаже, а в 90-х он вел совместный бизнес с ветеранами ЦРУ - обеспечивал безопасность иностранных бизнесменов в Москве. В «Садово-Спасском» он оказался с подачи Фредерика Басе. О том, в чьих реально интересах Василенко мог действовать, остается только догадываться. Но для обмена с российской стороной американские спецслужбы выбрали именно его.
В том же 2003 «Садово-Спасское» заключило договор о передаче всех прав на предоставленный для строительства земельный участок в пользу полностью подконтрольного Ф.Бассе ООО «Вестрой», таким образом, освободив российских акционеров, в том числе и М.Ходорковского от главного актива общества «Садово-Спасское». Вопрос об отчуждении указанного актива акционерами ЗАО «Садово-Спасское» не обсуждался, а факт его передачи земли держался в тайне, и общество вплоть до июля 2009 года продолжало уплачивать арендные платежи за землю.
После «оформления» земли началось самовольное строительство. Самовольное, потому что вся проектная и техническая документация оставалась у «Интерстрой Девелопмент». Попытки ЗАО «Концерн «Интерстрой Девелопмент» понять что строится, кем и на чьи средства блокировались. С целью прояснить ситуацию концерн был вынужден воспользоваться правом на проведение собрания акционеров, где было принято решение о продаже объекта незавершенного строительства. «Рокфину» пришлось оспаривать сделку в суде.
В ходе судебных разбирательств выявился ряд довольно интересных моментов. Что «Садово-Спасское», собственно, уже не владеет ни землей, ни объектом.
Чтобы не утопить рассказ в обилии дел и юридических подробностях отметим, что лишь в 2010 (!) году Московский арбитражный суд установил: ООО «Вестрой» не имеет никаких прав на участок на проспекте Сахарова.
Правда всего через две недели после принятия судом решения, выходит распоряжение Правительства Москвы, предоставляющее ООО «Вестрой» права на строительство, как «законному владельцу земельного участка». Видимо, г-н Лужков Ю.М, чья подпись стоит по этим документом, полагал, что на него сила судебных актов в отношении московской земли не распространяется.
Человеком, сумевшим заинтересовать в этом бывшего мэра, оказался также бывший сопредседатель (на пару с Лужковым Ю.М.) Международного совета российских соотечественников Петр Петрович Шереметьев, потомственный граф (по его собственному утверждению), и одновременно президент фирмы Kaltchuga Group Real Estate LLC., учредителем которой оказалась компания Ф.Бассе.
Благодаря такому покровительству Правительство Москвы поддержало ООО «Вестрой» и в другом деле. Как ни абсурдно это выглядит, но ООО «Вестрой» предъявило иск к уже подконтрольному ему ЗАО «Садово-Спасское» о признании объекта самовольной постройкой с передачей прав застройщика ООО «Вестрой». Этот финт для «легализации» собственного незаконного строительства первоначально был успешно осуществлен, так как суд удовлетворил иск молчаливого ответчика. После вмешательства ЗАО «Концерн «Интерстрой Девелопмент» решение удалось отменить. Проведенной в ходе процесса экспертизой подтверждено, что самовольными являются как раз работы, выполненные в период владения землей ООО «Вестрой».
Надо отдать должное новому руководству Москвы, которое после увольнения Лужкова Ю.М., потерявшего доверие президента России, скорректировало позицию города в судах, в ответ на обращение ЗАО «Концерн «Интерстрой Девелопмент». А летом 2011 года президент России нанес еще один чувствительный удар мошенникам. Дмитрий Медведев уволил Алексея Аничина, главу Следственного комитета, у которого ситуация вокруг объекта на Сахарова находилась на «личном контроле», как выразился Шереметьев П.П. в письме Лужкову Ю.М.
Понимая, что возможность выхода на высокопоставленные столичные круги им перекрыли, зарубежные «инвесторы» начали искать новые рычаги давления на своих противников. Увы, таковые нашлись в правоохранительных органах и без Аничина.
Ф. Бассе на место «уволившегося» Г.Василенко привлек к делу экс-генерала Александра Стерлигова, и Алексея Коротаева - бывшего сотрудника торгового представительства России во Франции. Точнее, их связи и знакомства. В результате против бывших руководителей «Интерстрой Девелопмент» ЗАО «Садово-Спасское», которые отстаивали права общества на строительную площадку, были возобновлены старые уголовные дела.
Следователь 2 отдела СЧ ГСУ при ГУВД Москвы А. Попов инкриминирует им в качестве попытки мошенничества ту самую сделку 2005 года, которая изначально задумывалась застройщиком как попытка привлечь реального инвестора, и заставить выйти из тени тех, кто незаконно «увел» землю. Уголовное дело по этому факту действительно возбуждалось в 2006 году следователем ЮАО УВД Москвы, который сейчас уже осужден за взятки, но было прекращено. Однако, из документов по делу, постановление о прекращении дела исчезло, зато появилось постановление о приостановление предварительного следствия. Спор является типично хозяйственным и решается в арбитражных судах. Тем не менее, «расследование» ведется уже седьмой год, и пока дело не закончено заинтересованная сторона имеет возможность «прессовать» несговорчивых оппонентов.
Следствие ведется с многочисленными процессуальными нарушениями, на это А. Попову неоднократно указывали и Генпрокуратура, и Прокуратура Москвы, но следователь попросту игнорирует эти требования, полагая их, ни к чему не обязывающими рекомендациями, при попустительстве непотопляемого руководства ГСУ.
В общем, дело продолжается, готовятся новые судебные тяжбы, стройка стоит, а иностранцы продолжают сокрушаться о судье Ходорковского, ругая российскую коррупцию. Бесспорно, корыстолюбие и мздоимство большая головная боль для нашего государства им борьба с ними декларируется как важнейшая задача власти. Вот только задачи нужно не только ставить, но и решать, а значит, по крайней мере, должным образом реагировать на очевидные факты коррупции у которой, зачастую, оказываются заграничные корни.
|