Синдром Козака
Удастся ли нынешнему вице-премьеру получить наконец должность, на которую его прочат много лет?
«Вице-премьер Дмитрий Козак после вступления Владимира Путина в должность президента может стать генеральным прокурором, сменив Юрия Чайку, — разговоры об этом в последнее время участились.
С профессиональной точки зрения это назначение было бы вполне оправдано: в высокой юридической квалификации Козака сомнений нет. При этом он имеет редкую для чиновника репутацию: с его именем не был связан ни один скандал, его никогда не обвиняли ни в злоупотреблениях, ни в личной корысти, ни в покровительстве «дружественному» бизнесу. Помешать может только одно — «синдром Козака»: ни разу за последние 12 лет Дмитрий Козак не получал того поста, на который его прочили.
Нынешнюю должность вице-премьер Козак занимает с октября 2008 года, он отвечает за региональную и национальную политику, строительство, архитектуру, ЖКХ и, самое главное, — подготовку к Олимпиаде-2014 в Сочи. На государственной службе он — с небольшим перерывом — более 20 лет, и первый значимый пост занял в Ленсовете первого демократического призыва, став начальником юридического управления. С 1994 года он перешел в исполнительную власть, став главой юридического комитета мэрии Анатолия Собчака, потом сохранил этот пост в правительстве Владимира Яковлева (с 1998 года став еще и вице-губернатором), а в декабре 1998 года из администрации ушел.
Дальнейшая его карьера — после недолгого пребывания в частной юридической фирме — связана с Москвой и с Владимиром Путиным, с которым он вместе работал в Смольном. Когда Путин становится премьером, в августе 1999-го Козак становится руководителем аппарата правительства. А после того как Путин избирается президентом, «синдром Козака» проявляется в первый раз: в мае 2000 года происходит известная история, когда в Совет Федерации уже, казалось бы, везут документы на назначение Козака генпрокурором — но привозят представление на Владимира Устинова.
В качестве «отступного» Козак получает пост замруководителя президентской администрации и в последующие годы только меняет одну высокую должность на другую. Первый замруководителя администрации, руководитель аппарата правительства (в ранге министра), полпред в Южном округе, министр регионального развития, а затем вице-премьер. И на протяжении всех этих лет раз за разом возникали «совершенно точные» предсказания о том, что Козак должен занять тот или иной более высокий пост, чем тот, на котором он служит. Но каждый раз предсказанное не сбывалось.
Его прочили в главы президентской администрации — но это место занял Дмитрий Медведев. Прочили в министры юстиции — но министром стал Александр Коновалов. Прочили еще раз в генпрокуроры — пост занял Юрий Чайка. Прочили даже в премьеры (во время второго путинского срока) — но им стал Михаил Фрадков. Наконец, летом 2011 года считалось уже почти решенным делом, что Козак будет питерским губернатором после ухода Валентины Матвиенко в Совет Федерации.
21 июля вице-премьер обрушился на питерские власти, назвав ситуацию в Петербурге минувшей зимой «катастрофой», а сообщения о ней сравнил со «сводками с фронта». Это немедленно сочли началом его пути к креслу градоначальника. Когда 11 августа Козак приехал в Петербург на открытие очередного участка Кольцевой автодороги и проезда через дамбу — мало кто уже сомневался в том, что именно он займет этот пост.
Но минуло полторы недели — и после отставки Матвиенко президент Дмитрий Медведев назначил и.о. губернатора Георгия Полтавченко, а затем и выдвинул его в «полноценные» губернаторы. Козаку же пришлось ограничиться местом во главе думского списка единороссов в Петербурге, на котором он должен был при помощи своей хорошей репутации «вытягивать» этот список из достаточно тяжелой ситуации: популярность партии власти в Северной столице оставляла желать лучшего. Полтора месяца Козак проводил в Петербурге, кажется, больше времени, чем в Москве; лояльные власти СМИ освещали каждый его шаг — но итог оказался неутешителен: «Единая Россия» набрала в городе лишь 33.5%. Правда, на карьере Козака это никак не отразилось: ответственность переложили на местных единороссов…
В предвыборной кампании Путина Козак активного участия (по крайней мере публичного) не принимал, но мало кто из аналитиков сомневался в сохранении за ним достаточно высоких постов и после выборов.
Поскольку Козак, как представляется, ближе к Путину, чем к Медведеву (хотя ему и доверяют оба), — более вероятным после выборов видится вариант его участия в «президентской» части властной вертикали. Возможно, на посту генпрокурора, о чем кружат слухи. Возможно — и на посту главы президентской администрации. Идея о переходе в кресло генпрокурора особо подкупает. Во-первых, как мы уже отмечали, личное досье г-на Козака почти безупречно. А во-вторых, курируя подготовку к сочинской Олимпиаде, он, видимо, набрал достаточно материалов для возбуждения не одного дела.
В конце концов, столь верное служение начальству, как то, что демонстрирует Дмитрий Козак, давно заслуживает повышения. А должностей, которые были бы выше, чем та, что он занимает сейчас, в стране осталось не так много. И одна из них — премьерская — сейчас обещана вовсе не Козаку.
Впрочем, никто не может с уверенностью сказать, сколько на ней продержится тот, кому ее обещали. После чего для Козака могут открыться новые перспективы». Борис Вишневский.
|