История с российским летчиком и самолетами офшорной авиакомпании, похоже, как бы не хотелось в это верить чиновниками российского МИД, далека от благополучного завершения. Таджикская сторона выдвигает новые обвинения – на этот раз против руководства Rolkan Investsments Ltd, а ее (и не только ее) АН-72 начинают арестовывать в аэропортах.
«Прокуратура Хатлонской области Таджикистана направила во вторник официальный запрос в Генпрокуратуру России на задержание Сергея Полуянова - руководителя авиакомпании Rolkan Investsments Ltd, - сообщила сегодня "Российская газета". - Накануне стало известно, что отдел Госкомитета национальной безопасности Таджикистана возбудил уголовное дело против Полуянова, заочно предъявив ему обвинения в контрабанде и нарушении правил полетов.
Во вторник стала известна ответная реакция Москвы. Источник в российском МВД сообщил "Интерфаксу", что Россия не выдаст таджикской стороне гендиректора авиакомпании Rolkan Сергея Полуянова, а меры к установлению его местонахождения будут приняты лишь при условии получения материалов уголовного дела. "Россия по Конституции не выдает своих граждан иностранным государствам, впрочем, как и подавляющее большинство зарубежных стран", - подчеркнул источник. По его словам, вопросы выдачи регулируются со странами СНГ конвенцией "О правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам", подписанной в Минске в 1993 году. На основании этого документа таджикская сторона должна была направить материалы уголовного дела в отношении Полуянова российской стороне. "Мы бы рассмотрели это уголовное дело и при наличии оснований привлекли бы фигуранта к ответственности", - отметил источник.
На прошлой неделе суд Курган-Тюбе приговорил двух пилотов авиакомпании Rolkan - гражданина России Владимира Садовничего и его эстонского коллегу Алексея Руденко - к восьми с половиной годам заключения. Кроме того, было принято решение о конфискации двух транспортных самолетов Ан-72. Кстати, ранее Полуянов заявлял, что таджикские власти шантажировали руководство компании, требуя отдать эти воздушные суда. В противном случае, по словам директора Rolkan, они угрожали отправить арестованных летчиков в тюрьму на десять лет».
Похоже, в Центральной Азии начинают возникать проблемы и у других авиакомпаний, связанных с Россией. Как сообщает в другой публикации "Российская газета", «в аэропорту Кабула задержан российский самолет Ан-72, который, как и конфискованные в Таджикистане самолеты авиакомпании Rolkan Investments, обслуживал голландскую компанию Supreme Foods. Об этом сообщает "Интерфакс" со ссылкой на персидскую службу радио Liberty - "Озоди". По словам руководителя аэропорта Кабула Якобулло Расули, приказ о задержании самолета был отдан министерством транспорта Афганистана. Причиной задержания стало отсутствие документов для полета в зоне воздушного пространства Афганистана».
К сожалению, бизнес, который практикуют сегодня некоторые российские граждане и выходцы из республик бывшего СССР, часто находится на грани того, что в мире принято считать криминалом. Или даже за этой гранью. И это в любой момент может быть использовано для уголовных санкций или политического шантажа не только Таджикистаном, но и любой другой страной. По сути перевозки, осуществляемые Rolkan Investmens Ltd, мало чем отличаются от тех, за которые осужден в США Виктор Бут.
«Между тем «Известия» выяснили подоплеку международного скандала, - утверждает эта газета. - Пилоты стали заложниками «международных рейдеров» и серых схем, которые используют хозяева авиакомпаний для ухода от налогов.
Как рассказал «Известиям» Валерий Пфефер, официальный представитель авиакомпании Rolkan Investmens Ltd, на самолетах которой летали Владимир Садовничий и Алексей Руденко, неприятности у фирмы начались в 2010 году. Тогда фирма Aerospace Consortium, которой были переданы в аренду «транспортники», перестала платить арендную плату и зарплаты пилотам.
Схема бизнеса была следующей: Rolkan Investmens Ltd сдает три Ан-72 компании Aerospace Consortium (руководитель — индус Джагиб), которая находится в Арабских Эмиратах, та, в свою очередь, передает еще одной компании Khatlon FZE (руководители — гражданин Киргизии Олег Лысенко и гражданин России Олег Баранов). Khatlon FZE был посредником, который официально оформлял разрешения на пролет для самолетов в авиационных органах стран.
— Именно руководители этих фирм организовали аферу с самолетами, — уверяет Пфефер. — У Джагиба есть связи с силовиками в Кабуле и Таджикистане, он работает под их «крышей».
Кроме того, утверждает Пфефер, через Khatlon аir («дочка» эмиратского Khatlon FZE) национальная гвардия сдает гражданским фирмам в аренду свои боевые вертолеты.
— Ан-72 хотели добыть для этой компании, — уверяет Пфефер.
Для этого была придумана следующая комбинация: Лысенко организовывает вылет из Кабула, после чего самолеты арестовываются в Таджикистане. А дальше начинается торг: транспортники в обмен на свободу пилотов.
— Cразу после задержания наших пилотов Раджабали Рахмонали [командующий Национальной гвардией Таджикистана] предложил сделку: мы передаем в безвозмездное пользование Республике Таджикистан два самолета Ан-72, а Садовничий и Руденко получают свободу, — признается гендиректор авиакомпании Rolkan Investmens Cергей Полуянов, которого таджики в понедельник вечером объявили в международный розыск.
Ставка рейдеров делалась на то, что официально самолеты никакого отношения к России не имеют. Rolkan Investmens Ltd зарегистрирована в офшоре (на Вирджинских островах), а самолеты до июня 2008 года были внесены в Государственный реестр ВС Грузии. По какой причине их исключили из реестра, выяснить не удалось — авиационные власти Грузии были недоступны для комментариев.
Валерий Пфефер уверяет, что с документацией все было в порядке и из реестра их не исключали.
— Нашей компании принадлежит три самолета Ан-72, — рассказывает Пфефер. — Два, которые были задержаны в Таджикистане, внесены в реестр Грузии, третий, который сейчас стоит в Кабуле, внесен в реестр воздушных судов Киргизии.
Владимир Терентьев, эксперт по авиационной безопасности, говорит, что без регистрации самолеты не смогли бы летать вообще.
— Когда самолеты зарегистрированы в авиакомпании, они имеют не только свои коды, но и международные IKAO (Международной организации гражданской авиации), без которых ни одну заявку ни одна из диспетчерских служб не примет, — поясняет эксперт. — То, что у них не было документов — из разряда фантастики, такого просто не может быть. Когда подается заявка на полет, в ней существует необходимый перечень информации о самолете, в том числе какая авиакомпания, коды страны пребывания и страны регистрации.
— Обвинения в том, что задержанные самолеты «с 2008 по март 2011 года в Афганистане незаконно занимались перевозкой невоенных грузов коалиционных сил Североатлантического альянса», явно надуманные, — замечает другой авиационный эксперт Владимир Грудин. — Невозможно поверить, чтобы коалиционные силы НАТО допустили к перевозкам неизвестно кого, а те же афганские власти три года просто «не замечали», что творится у них под носом.
Между тем один из организаторов схемы, Олег Баранов, уже попадал в поле зрения российских правоохранительных органов. Несколько месяцев назад в Генпрокуратуру обратился его деловой партнер из Самары Хазив Ганеев. Он уверяет, что Баранов тоже его кинул и присвоил себе самолеты: четыре Ан-26 и один Ан-12.
В интервью «Известиям» Ганеев сказал, что в схеме отчуждения самолетов участвовал также гражданин Киргизии Олег Лысенко, а эксплуатироваться самолеты должны были в Таджикистане.
— В 2005 году мы создали в ОАЭ компанию TEHNOER, где мне принадлежало 50%, — рассказывает Ганеев. — У нас было пять самолетов. В 2010 году я тяжело заболел, и за это время Баранов переоформил все самолеты на себя.
Олег Баранов, утверждает Ганеев, открыл новую фирму в Шардже, куда перевел все средства, агрегаты, запчасти, имущество и персонал. Документы по этому факту были переданы в Генпрокуратуру еще в мае 2011 года, однако вопрос о возбуждении уголовного дела до сих пор не решен.
Сам г-н Баранов находится сейчас в ОАЭ. Услышав вопросы «Известий», он бросил трубку и дальше для комментариев был недоступен».
|