Почему же осуждены в Таджикистане российский летчик Владимир Садовничий и его эстонский коллега Алексей Руденко? С каждым днем российские СМИ выдвигают все больше версий. Посадили из-за того, что таджикские силовики положили глаз на их самолет. В отместку за срок, полученный в России за наркоторговлю родственником главы Таджикистана Эмомали Рахмона. И из-за попыток Ирана нарушить грузоперевозки, которые российские авиакомпании осуществляют по контрактам с НАТО. Какая из них истинная?
«Приговор в Таджикистане пилотам Владимиру Садовничему и Алексею Руденко вызвал запоздалый дипломатический скандал. Дмитрий Медведев попросил российский МИД разобраться в деле. «Известия» попытались выяснить, почему посадили летчиков.
В авиакопании Rolkan Investmens, которой принадлежали конфискованные самолеты, считают, что летчики стали заложниками рейдерской атаки - таджикские силовики пытались заполучить два транспортных самолета Ан-72.
В авиакомпании Rolkan Investmens Ltd рассказали, что причиной уголовного преследования стала попытка таджикских силовиков заполучить два самолета Ан-72. Авиакомпания работает в Таджикистане уже 3 года - за это время ее услугами пользовались Минобороны, пограничные войска и президентская (национальная) гвардия.
- Cразу после задержания наших пилотов Раджабали Рахмонали (командующий Национальной гвардией Таджикистана) предложил сделку: мы передаем в безвозмездное пользование республике Таджикистан два самолета Ан-72, а Садовничий и Руденко получают свободу, - заявил "Известиям" гендиректор авиакомпании Rolkan Investmens Cергей Полуянов.
По его словам, командующий НГТ откровенно заявил, что "транспортники" необходимы Таджикистану, чтобы укрепить воздушный флот страны (сейчас он состоит из АН-26, учебного Л-29, четырех Л-39, а так же нескольких вертолетов МИ-8 и МИ-24).
Представители Rolkan Investmens Ltd утверждают, что за время следствия по делу Садовничего и Руденко, они десять раз встречались с Рахмонали. Подтверждением этих встреч стали документы и аудиозаписи.
- Во время одной из встреч нам предложили заключить фиктивную сделку и продать оба самолета за символическую сумму - 5$, - продолжает Полуянов. - Рыночная стоимость каждого такого самолета составляет около $800 тыс.
После ареста юристы авиакомпании обратились за помощью к российским дипломатам, когда Садовничему и Руденко предъявили официальные обвинения.
- Представители российского посольства позвонили в Комитет национальной безопасности Таджикистана, поговорили с кем-то, после чего сказали мне: «А что вы хотите, ведь летчики сами виноваты», - вспоминает Полуянов. – На этом вся их помощь закончилась.
В посольстве заявили, что внимательно следили за делом, надеясь при этом на благоразумие следствия. Сам Полуянов вспоминает, что помощи так и не дождался, и ему пришлось бежать из Таджикистана.
- Когда таджикские силовики поняли, что никаких сделок по самолетам не будет, они отдали команду о моем задержании, - рассказывает "Известиям" Полуянов. – Я не буду рассказывать, каким образом мне удалось уехать в Россию. Это тайна. Но мой товарищ и помощник Валерий Пфефер фактически остался в Таджикистане заложником.
Пфефер подтвердил "Известиям", что вплоть до самого отъезда из Таджикистана его мобильные телефоны прослушивались, а за ним была организована слежка. Он утверждает, что именно поэтому руководство Rolkan Investmens Ltd до суда не могло никому рассказать об истинной подоплеке этого дела.
Многие в самой республике называют и другую версию: приговор в Курган-Тюбе мог быть своеобразным ответом на уголовное преследование в России Амонулло Хукумова - сына начальника Таджикской железной дороги и близкого родственника президента республики. За сбыт крупной партии героина Хукумов получил в Подмосковье 9 лет лишения свободы.
Кроме того, как выяснили "Известия", в деле российских летчиков могут быть замешаны и родственные узы. Два года назад в подмосковном Щелково 9 лет лишения свободы получил Рустам Хукумов - сын влиятельного чиновника, начальника Таджикской железной дороги Амонулло Хукумова, ближайшего родственника президента Таджикистана. Приемный сын Хукумова - Зубайд несколько лет назад женился на дочке главы Таджикистана Эмомали Рахмона Озоде.
Рустам Хукумов являлся гражданином России. По некоторым данным, отец приобрел ему коттедж в столичном регионе, в котором жил молодой человек.
В июне 2008 года Рустама Хукумова и трех его земляков задержали в Подмосковье с 9-ю килограммами афганского героина. Следствие шло 2 года, и несмотря на все просьбы Душанбе, ему дали девять лет, посчитав организатором наркобизнеса. Как установил суд, Хукумов получил от неустановленного наркокурьера груз героина. Наркотики доставлялись в Россию по железной дороге.
По странному стечению обстоятельств, Хукумов родом из города Курган-Тюбе, в котором и проходил суд над Садовничем. А сам Садовничий живет в Щелкове, где вынесли приговор Хукумову. С тех пор сын высокопоставленного таджикского чиновника сидит в одной из подмосковных колоний.
- Периодически делаются попытки договориться о досрочном освобождении, но сомневаюсь в том, что Рустам может стать разменной монетой в торге за летчиков, - - считает председатель Движения Трудовых мигрантов Таджикистана Каромат Шарипов.
Однако консул России в Таджикистане Дмитрий Кабаев считает, что хотя Хукумов "очень большой человек", ради его сыновей никто бы не стал подвергать риску налаженные двусторонние отношения двух братских государств», - сообщают «Известия».
Другую версию происшедшего излагает еженедельник «Аргументы неделi» в публикации «Тегеран дал Москве таджикскую пощёчину».
«Российского лётчика Владимира Садовничего таджикские власти арестовали по требованию Ирана. Российская авиакомпания Rolkan Investmens Ltd. выполняла роль перевозчика технических грузов в интересах НАТО.
«Владимир Садовничий и его коллега, по нашим данным, были задействованы в грузоперевозках в интересах группировки НАТО в Афганистане. Они перевозили технические и гуманитарные грузы, не военные. Этот арест был произведён по требованию Ирана, которому не нравится взаимодействие России и НАТО в афганском вопросе», – рассказал «АН» российский военно-дипломатический источник. «Ребят, конечно, выпустят в ближайшее время. Но самолёты достанутся в качестве бонуса Минобороны Таджикистана», – утверждает газета.
Как уже ранее сообщало FLB.ru, «В Таджикистане во вторник оглашен приговор российскому летчику Владимиру Садовничему и гражданину Эстонии Алексею Руденко - каждый получил по 8,5 года лишения свободы. Суд признал их виновными в контрабанде, незаконном пересечении границы и нарушении правил полетов. Самолет Ан-72 решением суда конфискован.
Как поясняет агентство, судья назначил им по 10 лет и шесть месяцев колонии строгого режима каждому, но с учетом амнистии, которая действует в республике до 1 декабря, срок заключения им сократили на два года. Срок заключения исчисляется с 11 мая 2011 года.
Слушания завершились на прошлой неделе - на них выступили гособвинители, защита и сами подсудимые. Своей вины они не признали ни по одному пункту. Максимальное наказание, которое грозило фигурантам, - 15 лет тюрьмы, прокуроры же требовали для них 13 лет.
Адвокат осужденных Гулом Бобоев не согласен с приговором таджикского суда и намерен подать апелляцию в самое ближайшее время.
Садовничий и Руденко работали в российской авиакомпании Rolkan Investmens Ltd.: командовали двумя самолетами Ан-72. Они перевозили гуманитарный груз в Афганистан по договору с правительством этой страны.
В марте этого года они возвращались из Афганистана и по дороге попросили посадки в таджикистанском аэропорту "Курган-Тюбе", предварительно получив разрешение на пересечение границы. Однако в точке пересечения территории Таджикистана местные диспетчеры заявили, что разрешения на земле не, и самолет должен вернуться в Кабул.
Афганский аэропорт не смог сразу принять российские суда, топлива на ожидание у машин не было, и тогда летчики приняли решение сесть в "Курган-Тюбе" и запросили аварийную посадку. После приземления оба экипажа задержали, арестовали, лишь через два месяца им предъявили обвинения.
Летчики были арестованы по обвинению в незаконном пересечении границы, нарушении правил международных полетов и контрабанде. Предметом контрабанды посчитали полуразобранный авиационный двигатель.
Адвокат россиянина Владимира Садовничего утверждает, что долгое время безуспешно пытался привлечь к происходящему внимание посольства РФ в Душанбе.
|