«Если меня убьют…»
– Я в прокуратуре уже заявил: «Если меня убьют, считайте это делом рук группировки, которую я называю «банда Толоконского», – признался «Собеседнику» член-корреспондент Российской академии художеств Арам Григорян.
Толоконский – экс-губернатор Новосибирской области, а с прошлого года – сибирский полпред президента. Не только в Москве, в родном регионе его мало знают. Зато знают в Кремле и теперь уже в Следственном комитете.
Григорян – самый именитый российский скульптор по ту сторону Урала. И не только Урала. Знаком с главами многих стран: дружит с президентом Шри-Ланки, а Барака Обаму лепил, когда тот еще был сенатором. Человек в мире искусства не последний.
– Но теперь мой день начинается, – говорит, – как у ковбоя. Прежде чем выйти из дома, я беру пистолет. Настоящий, есть разрешение.
Впрочем, оружие скульптору не помогает. Месяц назад на Григоряна напали: ударом кастета в висок свалили с ног. Хорошо еще, жив остался. В американских теленовостях это покушение стало главной темой выпусков – в России его не заметили вовсе.
– Полиция говорит: хулиганство. А может, бандитская власть хочет убрать Григоряна?
Второй год Григорян размещает в Сети ролики под названием «Бандитский Новосибирск» – отснял уже целый сериал. В нем предлагает свой взгляд на то, как нынешний полпред пришел к власти и как правил потом. Хотя многое осталось за кадром:
– Я ведь, Олег-джан, и президентов лепил, и бандитов – на лице же не написано, кто именно бандит. Так бандиты мне рассказывали, будто на предвыборную кампанию Толоконского в 99-м году они набрали 5 миллионов рублей. А еще братья Черные, были такие олигархи, говорили, что тоже ему заплатили 5 миллионов, но уже долларов. Я еще у людей Черных спрашивал: «А вдруг тот не выиграет?», а мне говорят: «Мы его конкуренту тоже 5 миллионов дали». Правда, Черные потом из региона ушли, но бандиты-то остались. И получили под свой контроль Гусинобродский вещевой рынок – единственный крупный рынок Сибири. Сколько людей за него полегло! А два года назад начались аресты членов банды киллеров. В их числе арестовали вице-мэра Новосибирска Александра Солодкина и его отца, тоже Александра, который был советником тогда еще губернатора Толоконского. Все думали, что и самого Толоконского тоже посадят в СИЗО. Но Медведев посадил его… в кресло полпреда.
Выход… на полпреда
Несколько автоматов с оптическими прицелами и глушителями, полтора десятка пистолетов-пулеметов «Борз», не говоря уже про заурядные «макаровы», и склад боеприпасов – такой арсенал в 2009-м накрыли оперативники окружного управления МВД. Задержан лидер группировки Александр Трунов по кличке Трун. Впрочем, лидер ли?
– В феврале прошлого года в рамках данного уголовного дела были арестованы заместитель мэра города Александр Солодкин и его отец – главный эксперт по спорту администрации области Александр Солодкин, – рассказали нам в следственном управлении Следственного комитета по Сибирскому федеральному округу. – Им предъявлено обвинение в участии в преступном сообществе и других преступлениях, включая хищение бюджетных средств. Расследование уголовного дела в отношении Солодкиных и еще 12 членов банды в настоящее время продолжается.
Хасан Ганеев, уже сознавшийся в участии в группировке, мошенничестве и убийстве, заявил на суде, что через Солодкина-старшего авторитеты «имели прямой выход на губернатора», благодаря чему в 2008 году арестованные члены банды киллеров уже однажды были отпущены. Разумеется, не бесплатно. На развал дела, со слов Ганеева, не менее 50 миллионов рублей ушло «нужным людям»:
– Трунов всегда отмечал особую роль Солодкиных, так как через старшего мы имели прямой выход на Толоконского. На наших собраниях подчеркивалось, что мы можем «пилить» бюджет.
Как к этим утверждениям относится сам Толоконский, выяснить не удалось даже через его пресс-службу. Теперь будет выяснять суд. Ожидается, что в августе–сентябре полпреда могут вызвать для дачи показаний. Правда, еще непонятно, в каком именно качестве.
Чиновник в окружении
О вызове Толоконского в суд ходатайствует защита и по другому делу – о превышении полномочий и нецелевом расходовании бюджета зам. председателя правительства региона Виктором Гергертом, тоже человеком из команды полпреда.
– Сейчас мы обсуждаем этот вопрос, но вы сами понимаете, что это непросто сделать, – сетует адвокат Гергерта Геннадий Шишебаров. Он надеется, что Толоконский его клиента защитит. От чего?
– Гергерт обвиняется в том, что, являясь руководителем агропромышленного комплекса, выделял субсидии гражданам, не имеющим права на их получение, – пояснила гособвинитель Марина Трофимова.
Но главное, чиновнику пеняют на махинации с кредитованием лизинга сельхозтехники у компании, которую возглавляла нынешний министр сельского хозяйства Елена Скрынник. По одной из версий, техника, закупленная для фермеров, была распродана, а половина из 36 миллионов рублей разворована.
– Я могу своего зама только поблагодарить за такие управленческие решения, – заступился Толоконский за Гергерта еще год назад. Зато теперь он старается держаться подальше от криминальных скандалов – статус уже не тот, да и обстановка другая.
– У него даже с нынешним губернатором, который прежде входил в его окружение, теперь… сложные отношения, – рассказал мне секретарь новосибирского обкома КПРФ Алексей Русаков. Но комментировать криминальные истории, связанные с Толоконским, не стал, сославшись на то, что «не в курсе».
Да и почти все местные бизнесмены и политики, с которыми довелось общаться, очень осторожно пересказывали новосибирский фольклор о том, кому принадлежит какой-нибудь здешний цемзавод, городские кинотеатры или областная медицина. При этом как-то так получалось, что всё это так или иначе связано если не с самим полпредом, то с его семьей и друзьями. Вот только на них эти источники деликатно попросили не ссылаться. Вроде бы и опасаться им особенно нечего. Толоконского явно топят (по правовым, кадровым или политическим соображениям – неясно), стало быть, он уже не во всеоружии. Но пятеро-то членов банды киллеров до сих пор находятся в розыске…
досье
Толоконский Виктор Александрович родился 27 мая 1953 года в Новосибирске. В 1974 году с отличием окончил Новосибирский институт народного хозяйства по специальности «экономист», преподавал политэкономию в местных вузах. С 1981 года на чиновничьих должностях. В 1994 году избран председателем Городского собрания Новосибирска, в 1996-м – мэром, а в 1999-м – главой обладминистрации. 9 сентября 2010 года назначен на должность полномочного представителя президента в Сибирском федеральном округе.
Младший брат Сергей стал менеджером по Сибири и Дальнему Востоку скандинавской фармацевтической компании Nycomed. Жена Наталья в 2008 году назначена руководителем территориального Центра инфекционной патологии. Сын Алексей прежде работал в Фонде обязательного медстрахования (теперь – заместитель областного министра здравоохранения), а дочь Елена заведовала отделением областной клинической больницы.
|