«Маркеру» удалось ознакомится с итогами проверками расходов на содержание столичных чиновников, которую провела Контрольно-счетная палата Москвы. Итоги проверки засекречены, на официальном сайте хоть и признают, что деньги потрачены нецелесообразно, но почему-то делают вывод, что это помогло Москве выстоять в кризис. Впрочем, в смекалке столичным чиновникам не откажешь: из отчета следует, что администрация умудрялась выводить миллиарды бюджетных средств даже при закупке карандашей и оплате телефонной связи.
В распоряжении «Маркера» оказались итоги проверки, которую провела контрольно-счетная палата Москвы. Выводы аудиторов неутешительны: из казны на мелочах воровались миллиарды.
Как показывает отчет столичных аудиторов, в управлении делами мэрии использовали обычный для госструктур метод вывода денег: закупку услуг и товаров по завышенным ценам. Но при этом применяли оригинальное лужковское ноу-хау: чтобы не проводить официальный аукцион или тендер (либо гарантировать выигрыш «своей» компании»), мэрия учредила несколько автономных учреждений, таких как ГАУ «Финансово-хозяйственное управление мэрии Москвы», которые и занимались управлением городским имуществом и обеспечением деятельности городских чиновников. Так как официально учреждения на 100% принадлежали городу, никаких тендеров не устраивалось: город давал задание «своей» компании, а уж она в качестве подрядчиков выбирала фирмы, близкие мэрии.
Размах расходов чиновников впечатляет: счет на один мобильный номер от ФХУ в 2009 г. достигал 154 тыс. руб. в год — в несколько раз выше, чем за аналогичные услуги у сотовых операторов. На городские телефонные номера в мэрии тоже не скупились — иногда тарифы на обычные городские номера в шесть раз превышали тарифы МГТС.
Аналогичная ситуация сложилась с арендой помещений для работы чиновников. Аудиторы отмечают, что оснащенность служебными кабинетами чиновников гораздо лучше, чем у большинства москвичей — квартирами. Так, в некоторых департаментах мэрии на одного чиновника в среднем (!) приходится 55,2 кв. м служебных помещений — стандартная городская трешка. Причем эти помещения город арендует по совершенно безумным ставкам — в 12 раз выше, чем в коммерческом секторе.
Пикантности ситуации придает то, что фактически город арендует помещения у самого себя. Так, крупнейшим арендодателем является ОАО «Олимп», единственный акционер которого — департамент имущества г. Москвы.
В чей в итоге карман уходят заработанные миллиарды, в ОАО не раскрывают — коммерческая тайна.
Даже такая мелочь как канцелярские товары в столице превращаются в настоящую золотую жилу. В 2009 г. «канцелярские» расходы на одного чиновника достигали 29 тыс. руб. в год. А таких чиновников в мэрии и ее подведомственных учреждениях — 572 817 человек. И несмотря на все требования президента по сокращению чиновников, в Москве их численность растет: примерно на 35 тыс. человек в год. Причем, согласно отчету КСП, каждый второй московский чиновник является не рядовым служащим, а начальником. Президентская компания по энергосбережению чиновникам тоже не указ: всего за год расходы на оплату электроэнергии в некоторых департаментах выросли на 68%.
Отдельная статья бюджета — оснащенность компьютерами. Мало того, отмечают аудиторы, что их приобретают по завышенным ценам, так еще их куплено гораздо больше, чем требуется: на конец 2009 г. на каждого служащего в мэрии приходилось 1,3 компьютера. Интересно, что, растратив миллиарды на обеспечение деятельности чиновников, официально мэрия отчитывается о постоянной экономии бюджетных средств — примерно на 1–5% ежегодно. Таким образом, ждать, чтобы все деньги в бюджете шли не в карман чиновников, а на москвичей, нужно было примерно 100 лет.
Аудитор Борис Киселев, который и вскрыл эти нарушения, заявил LifeNews, что ему запретили комментировать итоги проверки, уточнив только: «Мы первые, кто посмотрел на это дело».
На официальном сайте КСП по итогам проверки заявлено: «Принятые правительством Москвы меры по оптимизации и сокращению расходов на содержание органов исполнительной власти города Москвы позволили обеспечить в 2008–2009 гг. стабильность в финансовой системе государственного управления города Москвы».
|