Островной инстинкт. Причину дефицита краевой казны следует искать на Кипре
«В конце ноября депутаты Законодательного собрания края приняли в первом чтении бюджет-2011. То есть основные его параметры уже не изменятся, что подтвердили состоявшиеся в понедельник публичные слушания. Доходы составили 104 млрд. рублей, расходы - 122 млрд. Дефицит (18 миллиардов) будет покрываться отчасти за счет кредитов, и приведет к увеличению государственного долга за три года до 42,8 млрд. рублей. Эту цифру назвал глава краевого правительства Эдхам Акбулатов.
Жизнь предстоит нелегкая. Тарифы на коммунальные услуги вырастут на 15 процентов. Зарплаты бюджетников и расходы на социальные программы индексироваться не будут, несмотря на запланированную инфляцию почти в 7 %. В итоге доходы примерно 20 % жителей Красноярского края не позволят им подняться выше черты бедности. Денег в краевой казне нет.
Некоторые причины сложившейся ситуации очевидны - хотя бы долгоиграющие последствия экономического кризиса. Но на фоне так называемых объективных факторов выделяются и обусловленные доброй (или недоброй) волей одного-единственного человека. Возьмем, к примеру, политику, проводимую в нашем регионе руководством «Русала». Из-за своеобразия российского законодательства цифры налоговых отчислений засекречены для широкой публики. Может, это и справедливо в отношении владельцев торговых ларьков, конкретных представителей малого и среднего бизнеса, но едва ли верно в отношении крупных компаний.
Власть в лице финансовых и налоговых органов не имеет права раскрывать информацию. А сам «Русал», в отличие от других корпораций, работающих в нашем крае (Ванкорнефть, «Норильский никель», «РЖД» и т.д.) тщательно скрывает цифры от общественности. Тем не менее, кое-что известно. Цитата из интервью РИА «Новости» (26 марта прошлого года) депутата ЗС края Анатолия Быкова, который в конце 90-х годов был основным акционером и руководителем Красноярского алюминиевого завода: «Мы построили лучшую "социалку", прошли дефолт 1998 года, активно участвовали в жизни города и края, строили больницы, школы, проводили фестивали. У нас была вторая по величине зарплата в крае (выше - только на "Норильском никеле"), мы формировали треть бюджета края». Замечу, речь здесь идет только о КрАзе, без Ачинского глиноземного комбината и других нынешних предприятий «Русала».
Но это было до того, как КрАЗ попал в собственность Олега Дерипаски. Платежи завода составляли треть доходной части краевого бюджета. 22 июля 2001 года газета «Труд» опубликовала интервью тогдашнего заместителя губернатора Михаила Готовко, который пришел в администрацию Александра Лебедя с должности одного из директоров КрАЗа. Готовко утверждал, что алюминиевый завод дает краевому бюджету 10 % дохода. То есть после прихода на завод Дерипаски доля «алюминиевых» платежей сократилась втрое.
Наконец, на последней сессии ЗС края, 25 ноября прозвучало: «компания «Русал» в 2011 году предполагает заплатить в бюджет 1 млрд 200 млн рублей». Причем имеются в виду уже не один только КрАЗ, а вместе с «Ачинск-Русалом» и структурами «Русала» в Нижнем Приангарье, где развернута грандиозная историческая стройка. Итак, в планируемых доходах краевого бюджета на будущий год доля алюминиевой империи Дерипаски составит всего 1, 15 %! ХХХ
На сессии краевого парламента депутат Валентина Бибикова возмущалась: как же так, в бюджет края всего 1 млрд 200 млн рублей, а зарплата самого олигарха - 800 миллионов? Ошиблась немного Валентина Васильевна: за прошлый год в качестве генерального директора Объединенной компании «Русал» Олег Дерипаска получил заработной платой и премиями за неустанный труд 885 миллионов 260 тысяч рублей. Или 74 % от суммы предполагаемых платежей «Русала» в бюджет края. Это без бонусов, дивидендов, доходов от коммерческой деятельности, продажи ценных бумаг и так далее. А там суммы тоже не маленькие. Только за проведенное на Гонконгской фондовой бирже IPO Дерипаска в качестве бонуса взял «в награду» 50,6 млн. акций «Русала», которые на тот момент по котировкам оценивались примерно в $ 73 млн. То есть около 2 млрд. 300 млн. рублей. Почти вдвое больше, чем доля «Русала» в краевом бюджете следующего года.
Но дело даже не в этом. За десять лет доля налоговых отчислений Русала в бюджет края сократилась в тридцать (!) раз - с 30 % до одного. Вероятно, права депутат Бибикова, заявляя: «Наблюдается тенденция снижения налоговых поступлений, и видимо, скоро она сведется к нулю».
В этой связи не очень понятен оптимизм властей. В воскресенье в интервью телеканалу «Енисей-регион» на вопрос «как же край собирается расплачиваться с растущими долгами», глава правительства Эдхам Акбулатов, в частности, сказал: «Мы считаем, что к 2013 году заработает алюминиевый завод в Нижнем Приангарье, а через год вступит в эксплуатацию Богучанская ГЭС. Помимо ГЭС и алюминиевого завода должен быть построен крупнейший лесоперерабатывающий комплекс. Это тысяча людей, которые работают, это объем продукции, это доходы краевого бюджета».
Доходы в бюджет от упомянутого премьером лесоперерабатывающего комплекса, наверное, просчитать можно. А вот от предприятий Дерипаски - вряд ли. Согласно программе «Комплексное развитие Нижнего Приангарья», в 2015 году проект должен полностью окупиться, а консолидированный бюджет Красноярского края - получить от этих предприятий (Богучанской ГЭС, алюминиевого завода в Богучанском районе, лесоперерабатывающего комплекса в районе деревни Ярки и т.п.) 22 млрд. рублей. Но все не так радужно.
ХХХ
Совместное предприятие Богучанского энерго-металлургического объединения (БЭМО), реализующего проекты строительства ГЭС и алюминиевого завода в Красноярском крае, зарегистрировано в оффшорной зоне на Кипре. Еще летом это обстоятельство вызвало возмущение российского вице-премьера Игоря Сечина, но перерегистрировать предприятие в Красноярском крае никто не собирается.
Совсем недавно на упомянутом чудесном острове состоялось собрание акционеров ОАО «Ачинский глиноземный комбинат» или сокращенно «Русал-Ачинск». Русал владеет 99,7 % его акций. Почему именно там собрались акционеры (точнее, один акционер), понятно. Все предприятия «Русала», включая головную компанию, зарегистрированы в оффшорных зонах - на британских Виргинских островах, в оффшорных кантонах Швейцарии, на Кипре и так далее.
Собственно, эта «обжорная прописка» наряду с толлинговыми схемами и позволяет «Русалу» уходить от налогов в России. Именно поэтому доля отчислений алюминиевой корпорации в доходах края так смехотворно мала. Именно поэтому вызывают большие сомнения надежды на какие-то налоги от «Русала» после реализации проекта «Нижнее Приангарье».
Адик Гусман, «МК в Красноярске», № 50 (8-15.12.2010)
FLB: О схемах, по которым «Русал» уводит деньги из края, «МК» в Красноярске» расскажет в ближайших номерах.
|