Бывший мэр Томска Александр Макаров приговорен к 12 годам заключения в колонии строгого режима, штрафу и конфискации имущества по обвинению в злоупотреблении полномочиями и получении взяток. Градоначальников еще никогда не судили так строго.
Томский областной суд в понедельник огласил приговор бывшему мэру Томска Александру Макарову, обвиняемому в совершении преступлений по семи эпизодам. Макаров приговорен к 12 годам лишения свободы в колонии строгого режима и штрафу в 1 млн рублей.
Кроме того, суд вынес решение о конфискации у Макарова имущества и средств, нажитых преступным путем, на сумму почти 60 млн рублей, сообщает прокуратура Томской области.
Еще 600 тысяч рублей Макаров должен будет вернуть в бюджет Томска по иску прокурора области, в качестве возмещения материального ущерба за незаконное предоставление земельного участка Киевскому центру оптовой торговли.
Родственница Макарова, полковник милиции Нина Егоренкова по тому же делу приговорена к 7,5 годам заключения в колонии общего режима и штрафу в 800 тысяч рублей.
Решение суда основано на обвинительном вердикте присяжных и практически полностью соответствует требованиям прокуратуры, которая в ходе прений потребовала приговорить Макарова к 14 годам колонии строгого режима, а Егоренкову к 8,5 годам заключения.
Бывший мэр Томска обвинялся в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 285 УК РФ (использование главой органа местного самоуправления служебных полномочий вопреки интересам службы, совершенное из корыстной и иной личной заинтересованности и повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов общества и государства), п. «г» ч. 4 ст. 290 УК РФ (получение главой органа местного самоуправления взятки), ч. 5 ст. 33 и п. «б» ч. 3 ст. 163 УК РФ (пособничество в вымогательстве в целях получения имущества в особо крупном размере), ч. 5 ст. 33 и ст. 159 УК РФ (пособничество в совершении мошенничества в особо крупном размере).
По версии следствия, в период с 1998 по 2005 годы Макаров содействовал своему знакомому предпринимателю в завладении муниципальной собственностью – зданием городского торгового центра и земельным участком, за что получил взятку в виде доли в уставном капитале этого предприятия, приобретенной по заниженной стоимости. Имущественную выгоду Макарова от этой сделки следователи оценили в 15 миллионов рублей, а общую сумму дохода от владения долей в предприятии еще в 32 млн. В 2003–2006 годах Макаров согласовал размещение различных объектов и проектные работы в Томске на площади более чем 1,3 млн кв. м. Следователи считают, что Макаров действовал против интересов службы для обогащения своей семьи, так как знал, что согласованные им участки будут перепроданы. Также экс-мэр был обвинен в содействии во вхождении на коммунальный рынок Томска ОАО «Российские коммунальные системы» за взятку в $385 тысяч (11 млн 279 тысяч рублей).
Летом 2010 года Макарову также было предъявлено обвинение в хранении наркотиков без цели сбыта, а новосибирские наркологи при заочной экспертизе выявили у бывшего градоначальника третью стадию опийной зависимости (опий у Макарова дома нашли раньше). Однако этот эпизод присяжные сочли недоказанным. Также присяжные отвергли еще один эпизод получения Макаровым взятки, а еще по двум эпизодам обвинения сочли экс-мэра заслуживающим снисхождения.
Адвокат Макарова Игорь Трубников отметил, что «приговор удивил немало». «Будем оспаривать приговор, потому что были допущены многочисленные процессуальные и процедурные нарушения, которые повлекли неравенство сторон и недостаточно полное обеспечение права стороны на защиту», – цитирует защитника РИА «Новости».
В свою очередь представитель прокуратуры Елена Караваева сообщила, что гособвинение довольно приговором. «Мы полностью удовлетворены приговором, обжаловать его не будем», – сказала прокурор.
Так сурово градоначальников в России еще не судили. Даже экс-мэр Тамбова Максим Косенков, у которого помимо превышения должностных полномочий было обвинение в похищении человека, получил меньше – 9,5 лет колонии строгого режима.
Макаров был задержан в декабре 2006 года прямо в здании мэрии, которую возглавлял с 1996 года. Позже суд санкционировал его арест, против которого он и его защита активно возражали. В апреле этого года, после решения Европейского суда по правам человека, Макаров был отпущен из-под ареста под залог в 4 млн рублей, но затем ему вновь изменили меру пресечения на домашний арест. Макаров неоднократно заявлял о политическом характере своего преследования. Среди заказчиков своего ареста он сам называл спикера Томской областной думы Бориса Мальцева и бывшего депутата Госдумы, сенатора Владимира Жидких, разработавших законопроект о сужении полномочий мэров, против которого выступал Макаров. А дочь экс-мэра обвиняла в преследовании отца губернатора Томской области Виктора Кресса, с которым у Макарова периодически случались конфликты.
|