1 ноября бывший сотрудник ФСБ подполковник Александр Литвиненко в лондонском аэропорту Хитроу на импровизированной пресс-конференции заявил, что просит политического убежища в Великобритании. По словам Литвиненко, который прибыл в Хитроу с семьей, к этому шагу его вынудило "непрекращающееся преследование со стороны спецслужб России". Между тем неясно, как Литвиненко удалось покинуть Россию - против него возбуждено уголовное дело по нескольким статьям и была взята подписка о невыезде. Сейчас он объявлен в розыск через систему Интерпола и может быть возвращен в Россию. Сам Литвиненко утверждает: британские официальные лица заверили его, что не выдадут его российским властям.
По словам начальника следственного управления Главной военной прокуратуры Виктора Шеина, дело по обвинению Александра Литвиненко уже находится в Ярославском военном суде.
- Ему предъявлены обвинения сразу по четырем статьям Уголовного кодекса - "превышение должностных полномочий с применением оружия", "служебный подлог", "хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств", "незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств", - сообщил "Известиям" председатель суда Станислав Лапин. - Сами видите, статьи очень серьезные. В качестве меры пресечения была избрана подписка о невыезде. Но мы не арестовывали заграничный паспорт Литвиненко, так что он мог пересечь границу с реально существующим документом. Вопрос в том, почему ФСБ оставила подполковнику паспорт.
Суть обвинений против Литвиненко такова. В 1997 году подполковник Литвиненко и его подчиненные должны были расследовать серию терактов в Костроме, в результате которых погибло несколько влиятельных местных бизнесменов. Следствие полагает, что Литвиненко дело раскрыл и установил группу лиц, которая якобы приобретала и сбывала взрывчатку. Однако Литвиненко (по данным следствия) вместо того, чтобы расследовать дело законным образом, подбросил взрывчатку подозреваемым, после чего официально задержал их. Подозреваемых вывезли за город, били и пытали, чтобы получить необходимые показания. Таким образом подполковник и его люди угодили под статью.
Подчеркнем: это лишь формальная сторона вопроса. Александр Литвиненко - главное действующее лицо знаменитого скандала вокруг так называемого "дела об убийстве Бориса Березовского". Литвиненко якобы получил от своих прямых начальников - начальника Управления по разработке и пресечению деятельности преступных объединений (УРПО) ФСБ генерал-майора Евгения Хохолькова и его заместителя капитана 1-го ранга Александра Камышникова - приказ убить Бориса Березовского. Литвиненко будто бы отказался и уведомил Березовского о планах УРПО. После чего судьба Литвиненко оказалась неразрывно связана с судьбой олигарха. Именно Литвиненко, угрожая пистолетом, задержал в дверях кабинета Березовского следственную группу МВД, которая явилась с обыском по делу об убийстве Владислава Листьева. 17 ноября 1998 года Литвиненко и ряд его сотрудников (подполковник Александр Гусык, подполковник Михаил Трепашкин и майор Андрей Понькин) провели в офисе агентства Интерфакс беспрецедентную пресс-конференцию, на которой утверждали, что помимо убийства Березовского их принуждали и к другим подобным операциям, например к похищению брата бизнесмена Умара Джабраилова.
После этого Литвиненко работал в должности советника отдела по вопросам безопасности Исполнительного секретариата СНГ (его тогда возглавлял Березовский) и был арестован за превышение служебных полномочий. 26 ноября 1999 года он был оправдан военным судом, но прямо в зале суда задержан по "костромскому делу".
Сейчас Главная военная прокуратура направила в Ярославский военный суд запрос с требованием проверить, находится ли Литвиненко по своему домашнему адресу. И хотя уже известно, что он в Англии, председатель суда заявил "Известиям", что будет действовать по закону: "Мы объявим Литвиненко в международный розыск. Великобритания входит в Интерпол, так что там его могут арестовать и выдать России".
Правда, следствие предполагает, что Литвиненко покинул Россию не 1 ноября, а гораздо раньше. Как сообщили "Известиям" источники в следственных органах, более двух недель назад из ФСБ регулярно стали звонить в прокуратуру и интересоваться: "А вы не давали Литвиненко разрешения на выезд?" Наши источники полагают, что до тех пор, пока Литвиненко не объявился в Лондоне, никто не знал, где он прячется.
Более того, он вылетел за пределы страны по реальным документам. Сотрудники департамента пограничного контроля "Шереметьево-2" 1 ноября не задерживали никого с поддельными документами.
- Учет иностранных граждан, покидающих Россию, ведем не мы, а ФСБ, учета российских граждан нет. Мы всего лишь проверяем подлинность документов, - заявил начальник отдельного отряда пограничного контроля "Москва" Владимир Крысанов.
На вопрос "Известий", не указан ли Литвиненко в специальной базе данных граждан, которые не могут выехать из страны, Владимир Васильевич ответил: "Если он улетел, то с его документами проблем нет. А такую задачу, чтобы я проверял и искал среди отъезжающих конкретно Александра Литвиненко, мне никто не ставил".
Обращает на себя внимание странное стечение обстоятельств. За несколько часов до пресс-конференции Литвиненко в бизнес-центре аэропорта Хитроу замгенпрокурора России Василий Колмогоров заявил, что 13 ноября Борису Березовскому и Владимиру Гусинскому будут предъявлены некие обвинения. Это заявление второго лица Генпрокуратуры равносильно официальному предупреждению: если вы еще не готовы, то я ставлю вас в известность, что через две недели я приду к вам и вас арестую. Кто-нибудь из читателей готов подождать визита?
Общий контекст ситуации наводит на неоднозначные размышления. Действительно ли ФСБ "забыла" арестовать паспорт Александра Литвиненко? Действительно ли Генпрокуратура РФ хотела бы предъявить обвинения Березовскому и Гусинскому? Действительно ли погранслужба не отслеживала лиц по фамилии Литвиненко, пересекающих границу РФ? Конечно, выехать можно было и на Украину, после чего спокойно отправиться на автобусе в Венгрию, а уже из Будапешта вылететь в Лондон, например.
Кстати
Как сообщил "Известиям" пресс-секретарь британского посольства в Москве Майкл Хэддок, ему ничего не известно о том, что Александр Литвиненко попросил политического убежища в Великобритании. "Мы знаем одно - этот человек действительно приехал в Лондон", - сказал дипломат. В российском посольстве в Лондоне комментировать инцидент отказались. Напоминаем, что между Россией и Великобританией после визита в Лондон Владимира Путина существует специальное соглашение о сотрудничестве спецслужб, содержание которого проходит под грифом "совершенно секретно".
|