Накануне Счетная палата РФ заявила, что страна заплатила за исследования в области нанотехнологий в два раза больше, чем следовало, в то время как Федеральное агентство по науке растратило полмиллиарда рублей. Судя по всему, чиновники Федерального агентства по науке и инновациям (Роснаука) умело осваивают бюджетные средства. Однако речь идет не о пользе науки и не о эффективности траты бюджетных средств. Просто чиновники умело пополняют свои собственные карманы, при этом мало заботясь о состоянии нашей науки и развитии нанотехнологий. На создание инфраструктуры для развития нанотехнологий было потрачено более 17 миллионов долларов. Однако, как оказалось, во многих случаях проекты были не нужны: иногда они повторяли уже существующие проекты. Например, агентство привлекало сторонних исполнителей для выполнения работ, которые должно было делать само.
527 миллионов рублей просто растворились в недрах этого ведомства и осели в карманах заинтересованных лиц, об этом заявили в Счетной палате РФ. Эти немалые деньги были потрачены на оплату ненужных и дублирующих друг друга контрактов. Об этом узнали в результате проверки целевого и эффективного использования средств федерального бюджета и внебюджетных источников, направленных на реализацию мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в РФ на 2008-2010 годах».
Так, по данным контрольного ведомства, в 2008-2009 годах 31,8 млн рублей, освоенных Роснаукой из общего объема бюджетных средств, пошли на оплату работ, которые должны выполнять сами чиновники этого ведомства за соответствующее денежное вознаграждение. В частности, Роснаука привлекла подрядчиков по информационно-аналитическому обеспечению и мониторингу реализации вышеуказанной программы. По большому счету, речь идет о том, что чиновники решили передать некоторую часть работы, которую должны были выполнить сами, подрядным организациям, и таким образом и сами остались при прежней зарплате, и дали другим заработать. В проигрыше остался бюджет, равно как и российская наука.
Но и это еще не все. Еще одна афера чиновников от науки связана с заключением контракта на обеспечение доступа участников национальной нанотехнологической сети к электронным источникам научно-технической информации. В рамках этого проекта исполнителю были перечислены средства в общей сумме 193,3 млн рублей. По мнению аудиторов Счетной палаты, необходимости в проведении такого рода работ вообще не было в ситуации, когда и так существуют действующие научная электронная библиотека и база Российского индекса научного цитирования. Таким образом, указанные работы просто продублировали друг друга, пишет KM.RU.
В связи с назревающим скандалом Министерство Образования уже пообещало разобраться в ситуации, передают ИноСМИ.
Ситуацию с расходованием бюджетных средств на науку прокомментировал эксперт Всероссийского фонда «Образование» Олег Сергеев:
– Я не удивлюсь, если выяснится, что к озвученной выше сумме расходов нужно еще добавить несколько нулей. При нашей системе управления такие коррупционные схемы становятся элементарными. До науки и ученых деньги, по сути дела, не доходят. Они растворяются в оргструктурах.
Проблема в том, что наша наука не имеет компетентного управления. Ее администрированием занимаются не те люди, которые занимаются наукой, а менеджеры, которые не имеют никакого представления о науке. Так что, к сожалению, явление, которое вскрыла Счетная палата, можно считать «нормальным».
В регламенте Минобрнауки написано, что оно занимается политикой в области науки. Какая политика может быть в области науки? К тому же нужно заниматься чем-то одним – или наукой, или образованием. В результате мы получили административного монстра, который раздулся, вобрав в себя и Роснауку, и Рособразование. В итоге получилась совершенно неуправляемая система. Причем нет никаких шагов, направленных на оптимизацию этой структуры. Так что неудивительно, что этот монстр как губка впитывает в себя колоссальные денежные средства.
Уровень управления образованием и наукой в России – это каменный век. Весь мир уже давно перешел на проектный подход. Разрабатывается определенный проект – например, в научной сфере,– под который подбирается команда из людей, являющихся специалистами в своем деле. А в такие структуры, как Роснано, можно вливать любые деньги, но при этом до конкретных исполнителей – ученых и разработчиков – они никогда не дойдут.
У нас и в правительстве Сергей Иванов часто повторяет, что «мы платим за вывески». Но на самом деле, все идет в Роснауку, которая просто задохнулась от денег. Потому что не знает, каким образом вкладывать эти деньги в науку. Отсюда кризис науки, вызванный кризисом в ее управлении.
|