В Мосгорсуде вчера продолжились слушания по громкому делу об убийстве в сентябре 2008 года бывшего депутата Госдумы РФ, Героя России Руслана Ямадаева. Бывший военный комендант Чечни Сергей Кизюн, который в момент покушения находился рядом с г-ном Ямадаевым и сам получил тяжелые ранения, заявил, что в них стрелял находящийся на скамье подсудимых Асланбек Дадаев. Кроме этого свои показания вчера дал один из главных свидетелей обвинения, который видел, как происходило покушение, и запомнил номер машины преступников. Именно его показания и позволили оперативникам выйти на след подсудимых. Еще один потерпевший -- младший брат экс-депутата Иса Ямадаев -- вчера дал понять, что считает заказчиком убийства президента Чечни Рамзана Кадырова.
Как уже рассказывала газета «Время новостей», в понедельник прокурор Амалия Устаева огласила фабулу обвинения, согласно которому «не позднее 19 сентября 2008 года неустановленные следствием лица предложили жителям Чечни Асланбеку Дадаеву и Элимпаше Хацуеву убить Ямадаева, на что они дали свое согласие». По версии следствия, 24 сентября подозреваемые на машине BMW 525i проследовали за бронированным автомобилем Mercedes SL-600 г-на Ямадаева. В районе Смоленской набережной, когда последняя машина остановилась на светофоре, Дадаев подбежал к автомобилю Героя России, просунул пистолет с глушителем в приоткрытое боковое окно машины и открыл огонь из неустановленного оружия калибра 9 мм. В общей сложности в г-на Ямадаева и находившегося рядом с ним г-на Кизюна было произведено 16 выстрелов. После этого преступники скрылись, не оставив оружия. В результате покушения Руслан Ямадаев скончался на месте, а Сергей Кизюн был тяжело ранен.
Вчерашнее заседание под председательством судьи Дмитрия Монекина началось с допроса бизнесмена Исы Ямадаева. «О том, что Руслана убили, мне сообщил мой племянник, я в тот день находился в Гудермесе в расположении батальона «Восток». До убийства брата я не был знаком с подсудимыми и ничего не знал об их существовании. Всю информацию о них я узнал из материалов дела, после знакомства с которым у меня нет никаких сомнений, что исполнителями являются Дадаев и Хацуев», -- заявил потерпевший.
Иса Ямадаев также сообщил, что незадолго до гибели его старший брат стал замечать, что за ним идет слежка. «Примерно за месяц до убийства брат был в ресторане «Сим-Сим» в Москве и заметил, что за ним следят какие-то люди, -- сказал бизнесмен. -- Как нам удалось узнать, это были люди из окружения Рамзана Кадырова».
Отвечая на вопрос о возможных заказчиках убийства, он заявил, что на этот счет пришел к вполне определенным выводам. «Когда я давал первые показания в октябре 2008 года, я сказал, что вражды у нас ни с кем не было, кровной мести тоже, и только с Кадыровым были непростые отношения, -- продолжал потерпевший. -- Тогда я сказал, что либо это он, либо тот, кто хочет нас настроить против Рамзана. В прошлом году на меня покушался мой охранник Хаваж Юсупов, и когда его задержали, он рассказал, что меня заказал Кадыров. Кроме того, он сообщил, что и моих братьев Руслана и Сулима также заказал президент Чечни, о чем он сам же Юсупову и рассказал. Мой бывший охранник подробно пересказал, что именно и как говорил Кадыров. Я хорошо знаю Рамзана, знаю его манеру выражаться, то, как он говорит, и я безоговорочно доверяю показаниям Юсупова. По этому поводу я обращался в Генпрокуратуру, но в ответ тишина». Он также заявил, что преступниками двигала жажда наживы.
По словам потерпевшего, Дадаев и Хацуев планировали также убить его брата Сулима, покушение на которого было совершено в конца марта прошлого года в Дубае. Выжил или нет экс-командир «Востока», до сих пор точно неизвестно. Однако полиция Дубая пришла к выводу, что организатором преступления является депутат Госдумы РФ Адам Делимханов, который был объявлен в международный розыск. Среди разыскиваемых по данному делу числится и Хацуев. «В декабре 2008-го Сулим по телефону говорил мне, что его источники в ГРУ передали, что некие Дадаев и Хацуев приехали в Дубай покушаться на него, в связи с чем он старается не выходить из дома. По его словам, этот вопрос лично контролировал Делимханов. Он также сказал мне, что у него есть их фотографии и что, по данным его источников, именно Хацуев и Дадаев убили Руслана, -- заявил вчера Иса. -- Когда я поехал в Дубай сразу после покушения на Сулима, полицейские показывали мне две фотографии, которые нашли в барсетке брата. Это были фотографии Дадаева и Хацуева, на них даже фамилии были подписаны». Впрочем, на вопрос одного из адвокатов подсудимых, может ли подтвердить его слова сам Сулим, который, несмотря на тяжелые ранения, якобы выжил, г-н Ямадаев ответил уклончиво.
Кроме того, в ходе заседания выяснилось, что покушавшийся на жизнь Исы охранник Юсупов в апреле 2009 года по заданию бизнесмена приезжал в здание Московского ГУВД и в качестве статиста участвовал в опознании Дадаева. Сам г-н Ямадаев объяснил это тем, что оперативникам было трудно подобрать статистов, а его телохранитель похож по приметам на Дадаева.
Вслед за г-ном Ямадаевым показания дал и второй потерпевший по данному делу -- генерал-полковник Сергей Кизюн. Сейчас он находится под программой госзащиты свидетелей и потерпевших, поэтому предпочел общаться с участниками процесса из другого помещения при помощи аудиосвязи. Несмотря на то что стрелявший был в маске, г-н Кизюн заявил, что не сомневается, что киллером был Асланбек Дадаев. «Я хорошо запомнил каре-зеленые глаза преступника. Это был Дадаев, -- сказал он. -- Преступник был в черной рубашке или куртке, худой, рост 175--180 см, на вид 25--30 лет, пистолет он держал двумя руками». По словам г-на Кизюна, остановившись на светофоре на Смоленской набережной, они с г-ном Ямадаевым закурили. «Я сидел к нему вполоборота, когда услышал хлопки, почувствовал запах пороха и увидел красные пятна на светлом свитере Руслана. Я повернул голову и увидел человека в маске с прорезями для глаз, который стрелял из пистолета с глушителем. Я почувствовал боль, как от укуса пчелы, попытался закрыться правой рукой и оттолкнуть пистолет», -- рассказал генерал-полковник. По его словам, в момент стрельбы боковое стекло их машины было опущено на 2,5--3 см, и киллер просунул в салон лишь дуло с глушителем и пламегасителем. После расстрела бывшего депутата убийца направил в г-на Кизюна две очереди, в результате чего тот получил многочисленные ранения левой части тела, а также правой руки и шеи. Отстрелявшись, преступник, по его словам, сел в заднюю дверь поджидавшей машины и скрылся.
Кроме того, г-н Кизюн в ходе следственного эксперимента по характерным особенностям смог опознать машину преступников как «очень похожую» на ту, что он видел в момент покушения. Он также успел заметить, что глушитель у оружия был с потертостями и, исходя из своего опыта, предположил, что его часто держали в кобуре.
После г-на Кизюна показания дал другой главный свидетель обвинения, во многом благодаря которому и удалось выйти на след преступников. Пенсионер, а в прошлом оперуполномоченный милиции Алексей Дмитриев рассказал, что 24 сентября 2008 года прогуливался в районе Белого дома и около пяти часов вечера невольно стал очевидцем убийства г-на Ямадаева. По его словам, когда он готовился перейти дорогу в районе Смоленской набережной, примерно в 60--80 метрах от него к стоявшей на светофоре машине подошел какой-то человек в черной куртке и маске. Почти сразу же свидетель услышал негромкие хлопки и понял, что неизвестный открыл огонь по пассажирам машины. По его словам, после стрельбы, которая длилась несколько секунд, автомобиль BMW, находившийся позади машины бывшего депутата, резко рванул вперед и остановился рядом с автомобилем Mercedes. После этого киллер быстро запрыгнул в заднюю дверь, и машина преступников рванула вперед мимо г-на Дмитриева.
«У меня уже не очень хорошая память, но мне удалось запомнить, что госномер начинался на «к» и первые две цифры «51», а также то, что там был указан 199-й регион», -- заявил г-н Дмитриев. По его словам, в момент преступления поблизости находилось несколько десятков человек, и он был уверен, что у подъехавших вскоре оперативников не будет проблем со свидетелями. Он никому не рассказывал об увиденном, но очень удивился, когда в марте прошлого года на стене одного из домов недалеко от места событий увидел объявление о розыске милицией очевидцев убийства.
Г-н Дмитриев также пояснил мотивы своего обращения в правоохранительные органы. «Мной двигал гражданский долг, ведь это позор, когда в центре Москвы такое творится. Я думал, у них полно свидетелей, поэтому и не пошел сразу, но когда увидел объявление, понял, что не все так гладко», -- сказал свидетель.
После того как оперативникам стал известен номер, они установили, что данная комбинация цифр соответствует номеру BMW 525i, зарегистрированному на женщину, проживающую в Новокосине. Выяснилось, что ее сожителем был подсудимый Хацуев, который купил автомобиль в 2007 году и зарегистрировал его на подругу. После этого сыщикам не составило труда выйти и на обвиняемого Дадаева. По некоторым данным, за удачно выполненный заказ он получил 3,5 млн руб., и в деле даже есть фотография, на которой его малолетняя дочь запечатлена на фоне большой кучи денег.
|