Почти половина россиян с одобрением относится к возвращению церкви храмов, икон и другого «имущества религиозного назначения», которое сейчас находится в собственности государства. Об этом свидетельствуют обнародованные вчера результаты соцопроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). «За» выступают 49% респондентов. И лишь 19% опрошенных заявили о том, что они скорее отрицательно относятся к реституции церковной собственности. «Таким образом, каждый второй выступает за возвращение имущества церкви. Вопрос о том, кому будет принадлежать это имущество, оказавшееся в советское время в государственной собственности, важен для большинства россиян -- 60%», -- отмечается в сообщении ВЦИОМ. Причем о важности данного вопроса говорили как православные (66%), так и те, кто считает себя атеистом (47%).
Глава Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин в беседе с корреспондентом «Времени новостей» заметил, что результаты опроса были вполне ожидаемыми. «С точки зрения логики нормального человека то, что было несправедливо отнято, должно быть возвращено», -- подчеркнул о. Всеволод. Сами социологи связывают такие результаты опроса с тем, что за последние годы религиозность россиян возросла: опрос, проведенный ВЦИОМ весной, показал, что за прошедший год доля последователей православия увеличилась с 70 до 75% респондентов, достигнув, таким образом, максимального значения за все время измерения. Правда, заметим, что число тех, кто читал Священное Писание, оказалось значительно меньшим -- 49%.
Поясняя позицию Московского патриархата по вопросу о возвращении церковной собственности, о. Всеволод Чаплин напомнил: во внесенном недавно в Госдуму законопроекте о передаче религиозным организациям имущества, которое ранее находилось в их собственности, но было национализировано после 1917 года, речь идет не о предметах музейного фонда, а о зданиях. «Когда я общаюсь с западными специалистами в этой области и рассказываю, что почти все храмы в России до сих пор находятся в государственной собственности, иностранцы удивленно поднимают брови -- не ослышались ли они, -- рассказывает о. Всеволод. -- Вполне естественно, что существующее положение нужно исправлять». Тем более что по факту подавляющая часть российских храмов уже передана церкви -- правда, в пользование, а не в собственность. Кроме того, как подчеркнул о. Всеволод Чаплин, РПЦ не требует возврата всей собственности, принадлежавшей церкви до революции, то есть всего имущества вместе с монастырскими полями и т.д. В патриархии также напоминают о том, что 31 мая на заседании Священного синода РПЦ патриарх Кирилл предложил создать специальную согласительную комиссию, которая регулировала бы вопросы взаимодействия церкви и музейного сообщества.
По словам о. Всеволода, те, кто упорно выступает против возвращения церкви того, что ей ранее принадлежало, составляют явное меньшинство. «Если верить опросу, против выступают 19%; примерно так оно и есть, хотя мне кажется, что осознанных и серьезных противников еще меньше, -- полагает о. Всеволод Чаплин. -- Это некоторая часть интеллигенции, которой не нравится все, что делает церковь, а также те, кто считает нормой те глубоко ненормальные отношения, которые сложились в советский период».
Заметим, что мнение участников опроса ВЦИОМ по поводу того, кто лучше сохранит культурные ценности -- церковь или светские учреждения, оказалось не столь однозначным, как в случае с возвращением церкви ее собственности. Респондентам был задан вопрос: «Представьте, пожалуйста, старинную икону XV века. Она представляет собой огромную культурную ценность, однако увидеть ее не так-то просто. Где, по вашему мнению, скорее всего находится эта икона -- на территории музейного комплекса или на территории действующего монастыря?» 45% опрошенных ответили, что доступ к иконе скорее всего будет затруднен, если она будет храниться в монастыре. И только 29% полагают, что икону будут скрывать в хранилище музейщики. «В представлении россиян культурные ценности, хранящиеся религиозными организациями, менее доступны, чем те же объекты, находящиеся в музейном комплексе», -- делают вывод авторы исследования.
Далее специалисты ВЦИОМ предложили участникам опроса представить себе следующую ситуацию: «В храме XVI века в последнее десятилетие часть фресок (настенная роспись) была утрачена по нелепой случайности. Где, по вашему мнению, скорее всего это произошло -- на территории музейного комплекса или на территории действующего монастыря?» В данном случае мнение россиян разделилось практически поровну. Сравнительное большинство (35%) полагает, что настенная роспись находится в большей опасности, если храмом владеет монастырь, 33% считают, что это возможно из-за попустительства руководства музея, и 32% затруднились ответить.
Всероссийский опрос, результаты которого стали известны вчера, был проведен ВЦИОМ 29--30 мая, за две недели до того, как правительство внесло в Госдуму законопроект «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». Всего социологи опросили 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 регионах России. Наибольший интерес к вопросу о возвращении церковной собственности продемонстрировали пожилые россияне (65%), а самое большое число тех, кому этот вопрос безразличен, выявлено среди респондентов в возрасте от 18 до 24 лет (34%). Больше всего сторонников реституции церковного имущества среди электората ЛДПР (64%). Против возвращения церковной собственности возражают в основном отнюдь не члены КПРФ, а сторонники непарламентских партий (35%) и «Справедливой России» (27%).
|