На этой неделе петербургским депутатам пришлось заниматься транспортом. Аудиторы Контрольно-счетной палаты Петербурга представили им обширный доклад, в котором рассказали о результатах проверок, проведенных в 2003-2008 годах. Оказалось, что миллиарды бюджетных рублей расходуются перевозчиками «не туда».
- Мы не собирались особо упирать на обнаруженные финансовые нарушения, - рассказал председатель КСП Вадим Лопатников. - Мы о них уже говорили раньше, просто сейчас свели вместе итоги проверок прошлых лет. Хотели подискутировать со специалистами, куда транспорту двигаться дальше. Потому что наш анализ показывает, что нынешняя система очень неэффективна: тратятся огромные деньги, а результата практически нет.
Аудиторы привели пример: за шесть лет количество маршрутов, которые обслуживают принадлежащие городу предприятия, сократилось почти вдвое, а бюджетные субсидии на перевозки увеличились в 2,1 раза. Спрашивается, на что идут эти деньги?
Казалось бы, при таком раскладе можно закупать новую технику, улучшать качество обслуживания. Но этого как раз не делалось, разве что чуть-чуть. Исключение составляет только метрополитен, который действительно развивался. А в наземном транспорте особых улучшений не замечено.
Не свое
Городские транспортники еще в советское время присосались к бюджету. И с тех пор ситуация не сильно изменилась: все расходы предприятий покрываются из казны. А раз так - почему не попросить больше? Вот и просят. Например, по отчетам транспортников, они выполняют план перевозок на 95-100 процентов. Аудиторы пришли с проверкой, и увидели, что эти цифры завышены на 20-30 процентов, то есть перевезенные пассажиры существуют только на бумаге. Зато деньги за них из бюджета выплачивались исправно, а это три миллиарда рублей, полученных ни за что. Для сравнения, это - в полтора раза больше, чем потратит в этом году Петербург на сохранение всех своих памятников архитектуры, истории и культуры.
Из наземных перевозчиков больше всего субсидий за пассажиров получили «Горэлектротранс» и «Пассажиравтотранс». На двоих им перепало около девяноста процентов денег.
Картина получается особенно удручающей, если сравнивать работу городских предприятий, которых щедро спонсирует казна Петербурга, и частников. У первых автобусы ездят по десять лет и дольше, у вторых - не больше пяти. Из-за этого у «государевых организаций» на линию выходит 60-67 процентов подвижного состава, у коммерсантов - 90-97 процентов.
- Частные перевозчики умудряются работать с прибылью, а городские предприятия абсолютно убыточны, - говорит Лопатников. - Потому что там управление неправильное, неэффективное. Все «не свое», отсюда и отношение. Пробило колесо у автобуса или потек радиатор - пока приедет техничка, пока починят, время идет, план не выполняется, и никого это особенно не волнует. А у частника все делается быстро, потому что машина во что бы то ни стало должна работать.
Идея!
Приговор аудиторов СКП категоричен: нынешняя система функционирования городского транспорта никуда не годится. Кроме простора для воровства и разбазаривания денег она ничего не дает. А главное - пассажирам лучше не становится, скорее наоборот. Поэтому финансисты разработали несколько предложений, которые вынесли на суд специалистов.
- Объединить все перевозки - наземные, подземные, водные, воздушные - под управлением одной организации. Сейчас за них отвечают сразу два городских комитета: по транспорту и транспортно-транзитной политике.
- Акционировать все ГУПы, сохранив контрольный пакет акций за городом.
- Объединить «Горэлектротранс» и «Пассажиравтотранс» в одну организацию. Тогда расходы на их содержание уменьшатся.
- Поручить все закупки и организацию ремонтных и строительных работ единому центру, который будет работать по заявкам транспортных компаний.
- Ввести единый тариф на проезд в социальном и коммерческом транспорте.
- Ввести широкий ассортимент билетов длительного пользования, причем среди них должны быть и единые билеты, действующие определенное количество часов.
- Взимать деньги за проезд централизовано, чтобы все средства шли в бюджет. А перевозчиками расплачиваться по государственному контракту. При этом контроль реального количества перевозимых пассажиров и выполненных работ осуществлять с помощью смарт-карт и спутниковых систем навигации.
- Установить на остановках общественного транспорта табло, которые будут показывать реальное время до прибытия ближайшего автобуса, троллейбуса или трамвая.
- Развивать экологический транспорт - троллейбусы и трамваи. Автобусы, как в Москве, перевести на более безопасное для природы топливо - компримированный природный газ.
Конкретно
Куда ушли деньги
Аудиторы насчитали немало финансовых нарушений. Как их оценивать юридически - вопрос к правоохранительных органам и суду. А в народе это называют просто: воровство. Больше всего рублей, взятых из кармана петербуржцев, потратил «налево» «Горэлектротранс»:
- 15,5 миллиона рублей - на оплату работ, которые так и не были выполнены.
- 36 миллионов лишних рублей ушло на закупку троллейбусов с псковскими двигателями по цене машин с чешскими двигателями.
- 6 миллионов рублей - на организацию переезда администрации в новое здание, которое так и не состоялось.
- 3,6 миллиона рублей - на ремонт отопления и канализации в трамвайном парке № 1. Ремонт был сделан один раз, а заплатили за него дважды двум разным фирмам.
- 3,1 миллиона рублей - на ремонт своих объектов и прокладку кабелей. На момент проверки оплаченные работы так и не были выполнены.
- 5 миллионов рублей было заплачено Театру пародии и танца. За что - неясно.
Другое городское предприятие, «Пассажиравтотранс», тоже отличилось:
- 26 миллионов бюджетных рублей и полтора миллиона своих было потрачено на строительство, которое фактически не велось.
- 1,7 миллиона ушло на учебу в вузах родственников сотрудников предприятия.
Еще одно, общее для всех транспортников нарушение - закупка новых машин без положенных в таких случаев конкурсов и аукционов. Подвижной состав приобретали у единственного поставщика. А опыт показывает, что без завышенных цент и «откатов» обходится редко.
- Результаты всех проверок доводились до сведения прокуратуры, - рассказал глава КСП Вадим Лопатников. - По одним фактам возбуждались уголовные дела, снимались руководители «Горэлектротранса», «Пассажиравтотранса», Комитета по транспорту. А на некоторые нарушения прокуратура закрывала глаза. Почему - я не знаю
|